Главная / Авторы / Яна Легун / Нейропсихолог — «садовод» мозга
Нейропсихолог — «садовод» мозга
Каким детям обязательно нужно встретиться с нейропсихологом, и чем он может помочь


Он может помочь, если ребёнок пишет как «курица лапой» или своевременно не говорит, несмотря на высокий интеллект, не может учиться в школе. Читинский нейропсихолог рассказала о том, каким детям обязательно нужно встретиться со специалистом такого профиля и чем он может помочь.

Справка «ЧО»
Александра Лобачёва. В 2012 году окончила ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского по специальности «специальный психолог», имеет дополнительное к высшему образование по специальности «Юридический психолог». Прошла курс «Основы нейропсихологической диагностики в детском возрасте». Работала: в центре «От А к Я», психологом в армии, в центре «Лад», в центре детской нейропсихологии и развития ребёнка «Чудо рядом», в феврале 2019 года открыла собственный Центр гармоничного развития личности. Трудовой стаж в этой сфере 3,5 года.

Что такое зрелость мозга

Александра, нейропсихолог – это что-то среднее между психологом и неврологом?

– Не совсем так. Нейропсихолог – в первую очередь это специалист психологического профиля, клинический психолог, который знает особенности строения, созревания и функционирования мозга ребёнка. Обычный психолог работает с эмоционально-волевой сферой, эмоционально-личностными проблемами (страхи, проблемы с поведением, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми). Нейропсихолог же диагностирует и корректирует физиологические предпосылки неуспеваемости ребёнка.

Что значит нейропсихологическая диагностика?

– Нейропсихологическая диагностика – безопасный психологический и безвредный метод исследования психических процессов. Исследование проводится в присутствии родителей с помощью набора проб, представляющих собой определённые задания и упражнения (запомнить и повторить слова, что-то нарисовать/написать, прочитать, выполнить определённые действия и др.). Основная цель нейропсихологической диагностики – выявление у ребёнка функциональных нарушений мозга, а также повреждённых и сохранных звеньев высших психических функций. Высшие психические функции у ребёнка (память, внимание, осознанное восприятие, речь, мышление, интеллект) формируются поэтапно, в разное время и в определённой последовательности, начиная с внутриутробного периода. Соответственно, если ребёнок пропускает какие-то жизненные этапы, то его мозг будет функционировать иначе. О чём я говорю: к примеру, ребёнок пропустил период ползания, а сразу встал и начал ходить, у таких детей часто бывают проблемы с математикой.

Скажите, для диагностики к вам приводят детей, у которых есть какие-то особенности в развитии?

– Бывает по-разному. Основная масса детей – абсолютно здоровые дети, но имеющие какие-то сложности с обучением или поведением. Часто ко мне приходят дети с энергетическим дефицитом, которые очень быстро истощаются. Это значит, что работа стволовых глубинных функций у них нарушена. Дети с синдромом дефицита внимания или гиперактивности – это самый яркий пример дефицита работы энергетического блока.

Вам к нейропсихологу

Каков основной родительский запрос?

– Спрашивают, по какой причине не формируется речь? Ребёнок либо болтает «на своём», либо вообще не разговаривает. Мы работаем над запуском этой функции через активацию определённых участков и зон головного мозга. Задача нейропсихолога не в тренировке какой-то отдельной функции, а именно в помощи «дозреванию» мозга. Это происходит комплексно. На занятиях тренируется речь, внимание, память, моторика, пространственные представления.

Объясните, пожалуйста, более подробно, за счёт чего проходит «дозревание» мозга?

– Для начала мы проводим нейропсихологическую диагностику, а уже по её результатам становятся понятны первопричины трудностей обучения или поведения ребёнка, выявляются сильные и слабые стороны в развитии. После диагностики решается вопрос о прохождении ребёнком нейропсихологического коррекционно-развивающего курса. Метод коррекции основывается на методе замещающего онтогенеза. Другими словами, мы с детками в игровой форме проходим стадии младенческого развития. Занятия включают в себе целый курс. Это 20-25 занятий. На последнем занятии мы обязательно проводим повторную диагностику. Вновь проводим все пробы и упражнения, которые мы выполняли с ребёнком в первый раз. И на последнем тестировании сравниваем результаты. Смотрим, к чему пришли, чего добились, над чем ещё следует поработать. Подводя итог наших занятий, я даю рекомендации родителям – во что играть, что следует соблюдать, как реагировать на то или иное поведение.

Скажите, есть ли у вас коллеги в Чите?

– Да, немного, но есть, примерно до 10 человек. Есть нейропсихологи в государственных центрах. Есть в частных.

До какого возраста состояния, которые вы описываете, можно корректировать у детей?

– Хороший возраст для коррекции таких сложностей примерно с 4 до 10 лет. В этом возрасте мозг более «пластичен», и с детьми проще взаимодействовать. На консультации ко мне нередко приходят родители детей более старшего или, наоборот, более младшего возраста. Мамам и папам малышей я объясняю, как «зреет» детский мозг, в какие игры играть дома, на что направлять силы в разные возрастные периоды. Ведь рынок детских услуг сейчас огромен, очень много услуг предлагают детям, которым рано это проходить.

«Развивашки» не для всех

Кому ходить на дополнительные занятия?

– Развитие ребёнка должно быть поэтапным. Я призываю родителей не торопить события и не загружать детей с раннего возраста большим количеством секций и кружков. Если сравнить созревание мозга с построением дома, то и там, и там первоначально закладывается фундамент, а уж потом стены и крыша. «Крыша домика» – это те самые высшие психические функции (память, внимание, письмо, счёт, чтение). И чтобы они качественно развивались, важно своевременно заложить фундамент. Если мы начинаем загружать ребёнка раньше положенного срока, то можно пропустить другие более важные этапы созревания, и к школьному возрасту проблемы могут неожиданно настигнуть таких детей. Я за то, чтобы у детей было детство с активными играми, прогулками, песочницами и прыжками по лужам.

Что должен дать нейропсихолог своим подопечным

Какие изменения обычно происходят у детей после занятий с профессиональными нейропсихологами?

– Одно из основных положительных изменений – это улучшение произвольного внимания, когда дети становятся более собранными, им гораздо легче воспринимать, перерабатывать информацию, увеличивается объём памяти, внимания, дети лучше переключаются с одного задания на другое. И самое важное – это формирование самоконтроля, деткам становится легче применять знания и правила на практике. Родители после занятий чаще всего отмечают самостоятельность. Дети начинают выполнять домашние задания самостоятельно, тратят на это меньше времени. Замкнутые детки становятся более открытыми в общении, находят общий язык с одноклассниками.

Дети не бывают лентяями

Давайте ещё раз подытожим, кому нужен нейропсихолог?

– К нейропсихологу важно обратиться, если:

– в анамнезе у ребёнка ММД (минимальная мозговая дисфункция), ПЭП (перинатальная энцефалопатия), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), ЗПР (задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития), закатывался при плаче; гипертензионный синдром;
– если ребёнок гиперактивен или излишне медлителен, быстро утомляется;
– невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;
– пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал;
– чтение имеет «угадывающий» характер, окончания «проглатываются»;
– пишет «как курица лапой», пропускает, заменяет буквы, «зеркалит»;
– часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашнее задание;
– детям, которым сложно даётся обучение в целом, в частности: письму, счёту – т.е. интеллектуально сохранные дети, но в то же время не успевающие по школьным предметам.

Про детей, с которыми я работаю, часто говорят: знают правила, а делают ошибки, пишут как «курица лапой». У меня бывают школьники, которые прекрасно усваивают информацию, но при этом читают очень плохо, имеющие трудности с поведением. Про таких детей родители или даже учителя порой говорят: «дурак, лентяй». На самом деле, они не виноваты в отставании. Такого рода проблемы чаще всего возникают из-за сложностей во время беременности, родов (гипоксии, асфиксии плода, родовые травмы: подвывихи шейного отдела позвоночника, преждевременные, экстренные, стремительные или затяжные роды), могут быть следствием применения наркоза, травм головного мозга, полученных в первые годы жизни ребёнка. Любое воздействие на ребёнка не проходит бесследно.

Понятие лени в отношении детей неприменимо, то, что мы воспринимаем как лень ребёнка – это экономия энергии. Порой он не делает то, что просят, не для того, чтобы выразить протест взрослым, а из-за дефицита работы энергетического блока. Дети часто экономят свои силы, чтобы их мозг не работал в стрессовом режиме. С такими детьми мы повышаем нейродинамику.

Все материалы рубрики "Наши дети"
 

Беседовала Яна Легун
Фото из личного
архива А. Лобачёвой

«Читинское обозрение»
№47 (1583) // 20.11.2019 г.



Вернуться на главную страницy

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net