Его зоркий режиссёрский взгляд сразу уловил красоту и величие забайкальского пейзажа, словно созданного для того, чтобы снимать здесь кино. О том, что развитие кинематографа в Забайкалье поможет краю сделать шаг вперёд в своём развитии, и обо многом другом — в разговоре с заместителем директора Забайкальской государственной кинокомпании, директором кинотеатра «Бригантина» Николаем Гадомским.
Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, чем живёт сегодня Забайкальская кинокомпания?
— На сегодняшний день кинокомпания курирует восемь кинотеатров — семь районных и «Бригантину». Нашими подразделениями также являются региональный телеканал «Забайкалье» и хранилище Забайкальского кинофонда. Возглавляет эту структуру Елена Назарова, которая отвечает за огромное количество вопросов, мы же во всём стараемся ей помогать.
Важным событием стало для нас то, что все проекты нашей компании теперь доступны зрителям не только на нашем официальном сайте, YouTubeканале и в социальных сетях, но и для зрителей-абонентов ПАО «Ростелеком» на 750 кнопке. Это канал с уникальным региональным контентом, на котором забайкальцы могут узнавать новости, а также смотреть другие интересные проекты. Очень надеемся на то, что мы сможем выиграть конкурс и начать вещание уже в федеральной сети.
Что касается кинотеатра «Бригантина», то и здесь есть поводы для радости. Так, недавно у нас открылся полностью обновлённый малый зал, который долгое время был на капитальном ремонте. Зрители, несомненно, порадуются его комфорту и по достоинству оценят новый экран с металлизированным напылением. Мы стараемся подобрать репертуар с учётом зрительского интереса и варьируем длительность показа того или иного фильма. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с директором «Удокана» Алексеем Бочкарниковым.
Расскажите подробнее о вашей задумке по созданию киношколы в нашем крае.
— Эту идею мы вынашиваем уже полгода, а в данный момент представили её на рассмотрение регионального министерства культуры. Речь идёт о совместном проекте с факультетом культуры и искусства ЗабГУ по открытию курсов профессиональной переподготовки, на которых человек с высшим образованием будет иметь возможность пройти годичный курс обучения и получить специализацию режиссёра-сценариста. В наших планах привлечь к руководству курсами кого-то из именитых режиссёров — это могут быть Алексей Учитель, Владимир Хотиненко, Юрий Быков или кто-то ещё. В программу обучения, кроме непосредственно самой режиссуры, будут входить курсы по операторскому искусству, кинодраматургии, актёрскому мастерству. На сегодняшний день нами уже разработана смета, и мы надеемся на положительное решение. Наверняка в Забайкалье живут люди, мечтающие снимать профессиональное кино. Ведь учиться никогда не поздно, я и сам это делаю беспрерывно и никак не могу остановиться (смеётся). Вспомните знаменитого режиссёра Георгия Данелию, фильмы которого любит огромное количество зрителей — он ведь по профессии архитектор. Ну, а кино начал снимать после окончания высших курсов режиссёров-сценаристов.
Вы часто говорите о том, что Забайкалье — это прекрасное место для того, чтобы снимать кино. Ваша идея по созданию курсов связана в первую очередь с желанием воспитать в нашем крае своих режиссёров?
— Да, Забайкалье, если можно так выразиться, очень «киношный» край, здесь очень красивая натура. Идея снять тут фильм мне пришла в голову ещё в первые дни пребывания на забайкальской земле. Ещё у меня есть мечта привлечь кинематографистов из центральных регионов нашей страны или даже из-за рубежа к съёмкам фильмов в Забайкалье. Снимали же здесь «Даурию» в 70-е годы. Это могут быть как документальные, так и художественные фильмы, а тем для них наш край, с очень богатой историей, может «подкинуть» немало — это и декабристы, и Дальневосточная республика, и многое другое. Ещё одна связанная с этим идея заключается в создании своей базы локаций для съёмок фильмов, которая может быть на любой территории, начиная от Удоканских гор и заканчивая китайской границей. Неплохо было бы создать целую кинодеревню, скажем, где-нибудь под Читой, на берегу Ингоды, которую можно использовать не только для съёмок, но и в качестве культурно-музейного центра. Это может быть, к примеру, поселение времён декабристов. Подобный туристический кластер помог бы региону привлечь инвесторов из центральной полосы России и способствовал бы развитию туризма в нашем регионе. Кроме того, объект можно будет использовать и как ярмарку, своего рода торговую площадку, убрав её с Театральной площади, которая всегда служила для этих целей. Если у нас будет подобная база, мы сможем принимать киногруппы, вести с ними совместные кинопроекты и развивать в крае киноиндустрию. Очень хочется, чтобы наша кинокомпания стала не только прокатной, но и производственной, и могла производить киноконтент. Безусловно, для этого необходимо современное оборудование, конечно, не в таком шикарном формате, как на центральных киностудиях, но всё же. Ещё одной причиной, по которой, на мой взгляд, мы просто обязаны развивать в нашем регионе кинематограф, является тот факт, что мы ежегодно принимаем у себя Забайкальский международный кинофестиваль. Это масштабное событие уже стало традиционным и достаточно популярным как у зрителя, так и в среде именитых актёров и режиссёров. Если уж наши соседи-регионы развивают у себя киноиндустрию, то для нас — это вопрос престижа. Обидно, что из-за введённых ограничений в прошлом году фестиваль не состоялся, и в этом пока его проведение остаётся под вопросом. Что ж, поживём — увидим. В связи с этим много планов и по благоустройству кинотеатра «Бригантина», который мог бы стать хорошей фестивальной площадкой, где не стыдно приветствовать именитых гостей.
Как обстоят дела с получением прокатного удостоверения на ваш совместный фильм с Еленой Чубенко «Солнцем поцелованные»?
— Работа идёт полным ходом, и мы планируем завершить её к 9 мая. Нужно понимать, что процесс этот достаточно сложный и трудоёмкий — для этого необходимо переписать весь фильм по секундам: что происходит на экране, какая звучит музыка, все реплики, звуки и шумы. Сейчас мы параллельно подаём фильм для участия в различных кинофестивалях. Что касается Елены Чубенко, то у нас есть ещё совместные задумки и планы, но пока не буду открывать секретов. На самом деле, мне очень нравится работать с Еленой Ивановной как со сценаристом — у неё очень хороший литературный слог, и она потрясающе талантливый человек.
После работы в качестве художественного руководителя Забайкальского краевого драматического театра как вы себя ощущаете в новом амплуа?
— Превосходно ощущаю. Я занимаюсь тем, что я люблю — люблю театр, люблю кино. Мне нравится открывать для себя новые горизонты и узнавать новое. Конечно же, мне приходилось заниматься киносъёмками, но я, к примеру, раньше не знал, что такое прокат кино, его дистрибьюция. Сейчас я постепенно вникаю в эти вещи, и для меня как для режиссёра и телепродюсера это очень полезная информация. Передо мной вырисовывается весь путь фильма — от монтажного стола до зрителя.
Есть ли роль, которую вы мечтаете сыграть?
— Мне больше нравится режиссура, и сниматься в кино для меня — не самоцель. Я хочу снимать кино, а не сниматься в нём. Да, если будет необходимо, я сыграю какой-нибудь эпизодик. Так случилось в ситуации с нашим фильмом «Солнцем поцелованные», когда мне срочно пришлось заменить Александра Михайловича (Сапожникова – авт.), который как раз в тот момент занял пост руководителя администрации городского округа «Город Чита», и ему было не до съёмок. Кстати, он выступил в роли продюсера фильма. Уверен, что всегда нужно заниматься делом, которым ты горишь. Тогда и результаты будут.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Екатерина Скороход
Фото автора и
Агаты Карасёвой
«Читинское обозрение»
№10 (1650) // 03.03.2021 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев