Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Новенький наступающий 2023-й и… Кролико-котоматограф
Новенький наступающий 2023-й и… Кролико-котоматограф


…Ну, ещё денёк, другой
И уже не за горой
Завершит Земля виток
И появится зверёк:
То ли кролик, то ли кот
(Штука тонкая — Восток).
Зверь прискачет, подкрадётся,
Вот тогда он и начнётся
Кутерьмы весёлой ход,
Праздник, радость, Новый год!

Длинноухий иль мур-ррчащий
Мы смеяться будем чаще,
Счастья яркий огонёк
Принесёт нам тот зверёк.
А печали будет нолик —
Гарантирует всем кролик,
Лишь улыбок хоровод
Гарантирует всем кот.
Всем здоровья, всем удачи!
Сбудется пускай мечта!
Каждого! (А как иначе?)
С Наступающим! Ура!

…Поскольку всего через каких-то 72 с лишним часика уже грянут фейерверками, бенгальскими огнями, пробками от искряще-пенно-пузырящегося Главного Новогоднего Напитка, застольными песнями с «оливье» и пельменями, и начнутся самые развесёлые зимние деньки под руководством пушистого ушастика и его мурлыкающего соратника. А раз так, то ясное дело, что центральными фигурами нашей сегодняшней предновогодней встречи будет именно эта парочка хозяев будущего 2023 года. В начале в нашем «кинокадре»…

Длинноухо-мохнатые

В отличие от своих актёров-коллег по цеху — котов и кошек, длинноухие (именно кролики, а не зайцы!) в своём естественном, живом, так сказать, виде, не слишком, мягко говоря, преуспели. «Ролей» было, конечно, много, но все они представляли собой некие символическо-безликие, хотя и симпатичные образы пушистых милашек. Другое дело анимация — компьютерная и «обычная». Харизматичный, жуликоватый кролик Питер сотоварищи из недавней одноимённой дилогии (2018 и 2020 гг.), где он орудовал с реальными партнёрами-людьми или знаменитый Роджер из комедийного детектива Р. Земекиса «Кто подставил кролика Роджера» (1988). Или крайне озабоченный, вечно спешащий Кролик с часами из «Алисы в стране чудес» (2010) Тима Бёртона и её продолжении, а ещё был хитроумный озорник Багз Банни из детективной комедии «Луни Тюнз снова в деле» (2003).

«Исполняли» кролики, несмотря на свою «мимишность», и отрицательные, мрачные роли. Как тут не вспомнить очень странного, зловещего кролика Фрэнка из фантастического фильма «Донни Дарко», плотоядных ушастых, зубастых любителей мяса из «Одинокого рейнджера» (2013) с Джонни Деппом или страшного гиганта-вредителя из мульта «Уоллес и Громит: Проклятье кролика-оборотня» (2005). Но эти кроли исключение, нежели правило.

И всё же главная «работа» пушистиков-ушастиков — это мультики. Здесь ролей у них с избытком. В отечественных мультфильмах, помимо прочих, в первую очередь приходит на ум очень сообразительный, очень интеллигентный и очень воспитанный кролик-очкарик из фильма Фёдора Хитрука «Винни-Пух идёт в гости» (1971). Ну, ещё хитрец из «Братца Кролика и Братца Лиса» (1972) и «Новоселья Братца Кролика» (1986), крольчиха с кроликом из мультика «Чуня» (1968). Ну, ещё кроли: Труша из мульта «Дереза» (1986), умница Бояка из фильма «Бояка мухи не обидит» (1994), а также Белый кролик из советской мультяшной версии «Алисы в стране чудес» (1985), да знаменитый кругляш Крош из «Смешариков» и ещё пара-тройка «проходных» ролей в других мультиках. Ну, вот и всё, пожалуй, о кроликах в кино…

Мяу! Представление от котоведа

А вот теперь самое главное! Я, автор этих строк, как опытный котовед представляю особо ещё одного хозяина грядущего 2023 года. КОТА! Тут уж представителям этой ультрапопулярной на планете Земля (а возможно, далеко и за её пределами) и нередко правящей Homo sapiens «нации» живых существ с популяцией более чем 600  000  000 чело.., извините, кошанов обоего пола в кинематографе сказочно повезло в сравнении с соратниками по году — кроликами. В мировой мультипликации у них ролей просто несть числа. Что же касается кинематографа в «чистом» виде, то, несмотря на все достижения современной аниматроники и компьютерной графики, киношники по-прежнему предпочитают иметь дело с живыми «актёрами». А чего это я слово «актёры» взял в кавычки? Брысь — кавычки! Кошаны и есть актёры! Даже получше людей. И люди переиграть котофеев, видимо, никогда не смогут. Стоит им появиться хоть на несколько секунд в сцене любого фильма, любой страны, все мы, зрители, будем смотреть только на них, мгновенно загипнотизировавших наш взгляд своей красотой, неотразимостью, изяществом, совершенством и много ещё чем…

Киношники опасаются, но…

При всех своих гениальных способностях режиссёры не слишком торопятся брать мур-рчащих на главные роли в кино — они не слишком-то поддаются дрессировке, поскольку горды и независимы, а если идут на запланированный трюк, то исключительно ради игрового интереса, а уж вознаграждение — дело второе. Неслучайно фильмов, где кошаны исполняли бы главные роли, совсем немного: «Гарри и Тонто» (1974), «Кот из космоса» (1978), «Дорога домой: Невероятное путешествие» (1993), «Кошки против собак» (2001), «Котёнок» (1996) «Этот ужасный кот» (1997), «Девять жизней» (2016), «Уличный кот по кличке Боб» (2016), «Рождество кота Боба» (2020) и далее не более полутора десятка картин, а вот небольших эпизодов, в ролях домашних любимцев и уличных бродяг-хулиганов их снято дополна. Но для начала поведаю всё же о главном котоактёрище…

Великий Рыжий

Одним из первых, ещё в 1950-60-е годы процарапавшим свой путь в кинокарьере и ставшим, в конце концов, знаменитым, был рыжий-полосатый Оранджи (стало быть, Рыжий, а то и Рыжик, по-русски) из США. История этого парня похожа на историю Золушки. Однажды в сад некой Агнесс Мюррей, что проживала где-то под Лос-Анджелесом, явился драный, побитый, голодный кот. Как раз в эти же дни кинокомпания Paramount объявила конкурс о подборе кота «с отвратительным характером и со шрамами на морде» для съёмок в картине «Рубарб» (реж. Артур Любин). Миссис Мюррей отправила фотки Оранджи на студию. За шесть месяцев поиска нужной кандидатуры было просмотрено 500 кошанов обоего пола, прочитано 3000 писем с кошачьими снимками, но на роль был выбран Оранджи, который к тому времени набрал 6,5 кг чистого веса. Права на обучение кота работе в кино выкупил дрессировщик Фрэнк Инн. Оранджи сразу показал свой природный, творческий нрав, согласно запросам кинокомпании: царапался, шипел, плевался, кусался, дрался как чёрт не только с киношниками, но и со своими котами-напарниками-дублёрами, коих было более двух десятков! Досталось даже главному продюсеру картины, из-за чего он называл рыже-полосатого: «самым дрянным кошаком в мире». Когда надоедало работать «в кадре», Оранджи сматывался со съёмочной площадки, и дрессировщику приходилось ставить на выходе сторожевых овчарок, преграждающих ему дорогу. Случалось, и это не помогало — кот каким-то образом обдуривал двух здоровенных, лающих от досады балбесов. В конце концов, фильм «Рубарб» был всё-таки снят, вышел на экраны в 1951 году. Котокомедия с о спортивно-бейсбольно-авантюрным сюжетом имела бешеный успех и соответствующую кассу и всё благодаря главному актёру — Оранджи, которого восторженная публика окрестила согласно имени центрального героя — Рубарбом (Rhubarb с англ. на русск. дословно — Ревень). Успех был такой, что рыжему, первому из котов в истории кинематографа, был вручён золотой «Оскар» для животных — высшая премия «Пэтси».

Муркнем о «Пэтси»

Сия премия появилась в 1939 году благодаря американской Ассоциации по защите чести животных-актёров, выступавшей за гуманное обращение с нашим меньшим братом, животным. Кстати, именно она стала ответственной за появление в конце фильма и телепередач ныне знаменитой и обязательной фразы «ни одно животное не пострадало». «Пэтси» просуществовала до 2011 года, а затем была заменена другими поощрительными «штучками» для котов и прочих собак, лошадей, дельфинов, барсуков и т.д. Второй кото-животный «Оскар» — рыжий Оранджи получил за роль в классическом фильме «Завтрак у Тиффани» (1961) с участием блистательной Одри Хепбёрн. Кот умудрился «переблистать» актрису и заодно заявить, в виде «воспитательных» царапин и укусов, кто в кадре, действительно, хозяин. Всего Оранджи засветился аж в 500 фильмах, телепрограммах, рекламных клипах и заработал свыше 250 000 долларов для своего дрессировщика (и себя любимого)!

…Любопытно, что, фр-ррр, для некоторых киношников участие кота в съёмках было непременным условием. Таким режиссёром был легендарный Леонид Гайдай…

…А вот здесь, дорогие мои зрители-читатели, пока, мяу-мур-рр — стоп-мотор! Далее…

Когда кот — Динамит. Эта непростая котская творческая киножисть: усато-хвостатые актёры и дублёры. «Кысьные» стимулы в кадре и за кадром. Котогонорары — это серьёзно. «Чубайс» и прочие в «Музыкальном лабиринте», или Как я снимался с кошанами (признание автора популярной читинской телешоу-программы). Коты-кинокосмо-астронавты — народ суровый… Котеи «фирменные» и не очень… Ну и остальное продолжение прочих киномяу-интересностей в дни Новенького 2023-го… Ещё раз, всех вас, друзья, с наступающим Новым грызь-грызь, хрум-хрум, мур-ррр-мяу 2023 годиком! Могучего 9-жизненного здоровья, высокой кролико-жизненной энергии, счастья, радости, новых надежд и новых фильмов, сериалов и мультиков! До встречи в грядущем году!

Часть II

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№52 (1744) // 28.12.2022 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net