Два денька в календаре
Остаётся на Земле.
Полночь далее придёт,
cтукнет в двери Новый год:
(«Открывай, честной народ!..»)
…А пока, с Ним, с Наступающим!
Счастье явно приближающем
Вокруг ёлки хороводом
Новым рр-р-мяу — Тигрогодом!
…Именно с ним, усато-хвостато-мохнато-полосатым, как и вся наша полосатая жизнь, хозяином, грядущего 2022-го! Всего чуть-чуть и Земля замкнёт очередное кольцо вокруг Солнца и сумасшедше помчит со скоростью 30 вёрст в секунду далее, в следующий, 2022 виток от Рождества Христова. По такому случаю позвольте поздравить вас, уважаемые друзья с наступающим, самым любимым и самым сказочным праздником — Новым годом!
Всем только радости, исключительного здоровья, замечательного муррмяу-настроения (тигры, как и всё коты, вполне даже, хотя и по-своему мяукают и мурчат) на протяжении всех несущихся на встречу 365 суток и, конечно же, новых премьер интересных фильмов!
Традиционно, в Новый год (и канун Рождества) любо му уважающему себя изданию полагается рассказать своим читателям соответствующую празднику историю или сказку. «Читинское обозрение» и, понятное дело, «Синескоп» — не исключение. Тем более у сегодняшней истории, почти сказки или, ещё верней «комического кинопроисшествия» (так значится в её титрах), которую я сейчас поведаю, имеется самое наипрямейшее отношение к хозяину грядущего Нового года, тем более, что в пока ещё мычаще-бычьем 2021-м ей исполнилось ровно 60 лет! По тому и другому замечательным случаям сегодня мы отправляемся в самый необычный, самый тигрино-полосатый, самый весёлый и один из самых успешно-кассовых рейсов в истории отечественного кинематографа — в знаменитый «Полосатый рейс»! И начнём его словами главного персонажа этой усато-хвостатой кутерьмы, «укротителя» — буфетчика, товарища Шулейкина:
«Хочешь — верь, хочешь — не верь, а дело было так…»
…В 1959 году «капитан-рулевой» СССР, Никита Сергеевич Хрущёв пригласил бывшего тогда в нашей стране с официальным визитом, императора Эфиопии Хайле Селассие, в московский цирк на Цветном бульваре. В то время там блистала дрессировщица хищников Маргарита Назарова. После выступления артистку позвали в правительственную ложу. Она вошла с тигрёнком, которого кормила из соски. Видя, какое впечатление красивая дрессировщица произвела на императора, Хрущёв не без гордости заметил: «Только в нашей стране работают такие изумительные женщины. Про них надо кино снимать», — и поцеловал звезду цирка. Кто-то из приближённых немедленно взял эти слова генсека «на вооружение» — и в 1960 году картина уже стояла в плане «Ленфильма».
Идея есть — сюжета нет
Случай в отечественном кинопроизводстве был уникальный и отчасти, курьёзным: сценария и даже какого-либо вразумительного сюжета не было вообще, а съёмочные дни были уже расписаны по графику. Утверждена и актриса на неизвестную главную роль несуществующего кинопроекта — виновница тигриного переполоха, дрессировщица Маргарита Назарова вместе со своим помощником и мужем Константином Константиновским (мужа, правда, оставили в конечном итоге «за кадром»).
Тигры в совхозе, дворник и милиционер
Со сценарием сразу возникли проблемы. Дело в том, что уже существовал один «хищно-кошачий» хит — картина «Укротительница тигров». От сценариста будущей комедии требовали ни в коем случае не повторяться. Дирекции «Ленфильма» начало «полосатого» проекта принесло массу головной боли, особенно когда приходилось отвечать на требовательные многочисленные звонки партийных начальников: «Когда, мол, приступите?».
Руководство студии объявило творческий аврал. К поискам оригинального сюжета подключились лучшие драматурги всей страны. На «Ленфильм» обрушилась лавина сценариев. В сюжете одного из них фигурировал совхоз-миллионер, организовавший у себя зоопарк, где трудилась героиня Назаровой. В другом, дрессировщицу представляли работницей фабрики, покорившей в будущем опасных хищников (этакий «Светлый путь» с «хищным» уклоном).
В последующих предлагаемых сюжетах укротительница тигров была зоотехником, дворником, воспитателем детсада и даже милиционером… Однако все эти сюжеты были отвергнуты, пока на горизонте не появилась «морская душа» — молодой Виктор Конецкий, работавший над своим первым сценарием фильма о героях моря — «Путь к причалу».
Медвежий рейс
Узнав о замысле снять забавную комедию с дрессировщицей и тиграми, он предложил руководству сюжет про тигров на корабле. Директор студии усомнился. Тогда сценарист поведал ему историю, как он, будучи матросом, перевозил в Мурманск из полярных широт белых медведей. Поначалу всё было мирно: звери в клетках, матросы в каютах. Но потом после кормёжки кто-то забыл закрыть щеколду, и медведи вышли на палубу. Убивать дорогостоящих хищников нельзя — пришлось пугать… Директор просто «взорвался» энтузиазмом от идеи и распорядился немедленно приступить к работе.
Член партии в иллюминатор?!
Вскоре готовый сценарий с рабочим названием «Тигры в море» ушёл на утверждение в Госкино. А потом туда пригласили автора. Состоялся примерно следующий диалог: «Молодой человек, вы же моряк, скажите, советские капитаны являются членами партии?» «А как же? Обязательно». «А у вас советский капитан, член партии, от тигров удирает через иллюминатор». «Ну и что? А если сейчас сюда в кабинет зайдет тигр или медведь, вы-то куда сиганёте?». Ошалев от неожиданной постановки вопроса, чиновник не смог ответить.
Сценарист требует любви!
Консультант и второй сценарист — «пострадавший от Сталина» Алексей Каплер, автор сюжетов к лентам «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году», тоже остался недоволен сценарием и потребовал от Конецкого ввести любовную линию. Пришлось пойти навстречу маститому коллеге и создать «отношения» для экзотической парочки: буфетчицы Марианны и старпома судна.
Название проекта «Тигры в море» поменяли на более оригинальное — «Полосатый рейс».
Команда и вкусненький укротитель
«Капитаном» «Рейса» чиновники, недолго думая, назначили молодого выпускника ВГИКА Владимира Фетина (настоящая фамилия — Фетинг), в прошлом лётчика, успевшего уже снять картину «Жеребёнок» по произведению Шолохова. Поскольку над Фетиным не довлели авторитеты, режиссёр принялся отбирать актёров, каких ему вздумается. Большинство, прочитав сценарий и поняв с какими артистами — «звёздами» цирка им предстоит сниматься, немедленно отказывались. Даже до кинопроб дело не доходило. В конце концов, всё же удалось набрать команду самых храбрых, куда вошли: Алексей Грибов, Иван Дмитриев, Алексей Смирнов, Николай Трофимов, Василий Лановой и т.д.
И всё же сниматься с хищниками боялись все, кроме, конечно, Маргариты Назаровой.
Дольше всех Фетину пришлось уговаривать Евгения Леонова на роль горе-укротителя, буфетчика Шулейкина. А окружающие ещё и не к месту острили: «Женька, тебя-то самого первого тигры и сожрут! Ты такой полненький, сдобненький, вкусненький». От этих острот Леонов сам начал постепенно «звереть». В конце концов, договор на съёмки подписал и он.
«Сделаем весёлый фильм… если останемся живы…»
Отдельно стоит упомянуть о самих кинопробах, которые были далеки от традиционных. В них участвовала Комиссия по охране жизни и здоровья артиста. Кроме договора все участники проекта подписали специальное обязательство, разработанное этой комиссией и предписывающее, как себя вести в целях безопасности. Был там и такой пункт: «Если к тебе в каюту неожиданно войдёт тигр и, предположим, возьмёт твою ногу в пасть, ни в коем случае не нужно вырываться, ибо тигр может подумать, что с ним играют, и сожмёт челюсти; нужно просто небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в мордоворот, ему станет неинтересно, и он уйдёт».
Приступая к работе, режиссёр на собрании худсовета «Ленфильма» мрачно пошутил: «Постараемся сделать весёлый интересный фильм, если останемся живы…».
Суперкоты, Васька и…
…К середине мая 1960 года весь «человеческий» состав актёров был подобран и утверждён. Теперь дело встало за мохнатыми партнёрами. Из четвероногих артистов были «приглашены» из московского цирка 10 полосатых «суперкотов» — тигров, включая главную звезду, любимца Назаровой, умницу Пурша. Ваську — пожилого, но ещё представительного льва, в прошлом, циркача, за плеча.., нет, скорее за гривой которого были уже роли в кино, купили в зоопарке Херсона. Долго искали умную и легко обучаемую обезьяну. В итоге…
Впрочем об этом и не только в следующей встрече в продолжении самых знаменитых полосато-морских приключений отечественного кинематографа — «Синескопе» от 12 января в 2022 году.
…Тигры по системе Станиславского. Пират, невеста и зефир. Вилка, поросёнок, Леонов и гад-дрессировщик. Звериный плавучий отель. Усато-полосатая самоволка. Как эротику зажигали. Группа в полосатых купальниках и волосы дыбом. Первая вертолётная роль. Зачем пивко хищнику? Триумф.
На этом старому быко-году ВСЁ!..
…А теперь готовься к действам:
к ёлкам, к радости и к песням,
к дед-морозо-чародействам,
и с друзьями и с семейством
за столом — к «эпикурействам»…
к смеху, к счастью без забот
ко всему, что вам подарит
праздник — Новый тигро-год!
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№1 (1693) // 29.12.2021 г.-01.01.2022 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев