Главная / Авторы / Сергей Балахнин / «Ну, погоди!»
«Ну, погоди!»
Часть I


Ровно полвека назад явилась на киносвет эта очень смешная парочка, заставляющая невольно растягивать рот в улыбке всякого зрителя и открывать этот рот в хохоте… Обаятельный лохматый хулиган-неудачник серый + добрый, хитроумный симпатяга косой + погони, гонки, приключения = один из наших самых любимых мультиков. На нём выросли миллионы детей великой державы. Он сплачивал взрослых и малышей, политиков, рабочих, учёных, колхозников, космонавтов… В «Синескопе» – шедевр отечественной анимации «Ну, погоди!».

«Ну, погоди!»: выпуск №0
Начиналась погоня Волка за Зайцем с забегом в 20 «официальных» серий (не считая телевыпуски и рекламу) общим «расстоянием» в 50 лет, как всё великое, незаметно и вполне обыденно. В конце 1966 года худсовет киностудии «Союзмультфильм» (кстати, созданной по личному указу Сталина ещё в 1945-м) предложил штатным режиссёрам создать новый детский мультжурнал с рабочим названием «Весёлые картинки», состоящий из небольших забавных рисованных историй. Режиссёры потребовали сценаристов. «Союзмультфильм» пригласил молодых Феликса Камова (настоящая фамилия – Кандель), совмещающего также работу редактором киножурнала «Фитиль», Аркадия Хайта и Александра Курляндского «придумать что-нибудь короткое и смешное». Результатом стала забавная новелла хронометражем всего в две минуты 24 секунды режиссёра Геннадия Сокольского «Ну, погоди!». Она была полностью готова ровно 50 лет назад – в первой половине лета 1967 года.

Маленького зайца, сидящего в детской коляске, похищает «жлобского» вида уморительный волчара. Однако длинноухий малолетка оказался настолько шустрым, что справился с серым и довёл хищника до такого состояния, что зубастый, лишившись дара речи (заяц напялил на морду волка связку баранок), начертал на стене углём: «Ну, погоди!».

«Злые» персонажи
Мультжурнал «Весёлые картинки» стал «Весёлой каруселью». Самый первый его выпуск, который составили минимультики «Мозаика», «Антошка», «Рассеянный Джованни» и «Ну, погоди!» вышел в первые дни 1968 года (однако ряд источников называют другую дату выхода мультика: 1969-й). Успех «Карусели», особенно сюжета с волком и зайцем, превзошёл все ожидания и даже удивил самих создателей. Интересно, что известным режиссёрам-мультипликаторам он показался слишком… несерьёзным! Несмотря на успех мультфильма, никто не хотел снимать его продолжение, даже его «крёстный папа» – режиссёр Сокольский. Одной из причин был тот факт, что руководству «Союзмультфильма» показалось, что Волк и Заяц слишком… злые, а советским детям требуются герои добрые. Авторам предлагалось кардинально изменить внешний вид персонажей, а заодно и облагородить.

Птица вместо зайца?
Несмотря на уход из «проекта» первого режиссёра, сценаристы Камов, Успенский, Курляндский и Хайт горели энтузиазмом продолжить «Ну, погоди!» и сделать из него фильм-погоню. На какой-то момент даже отказались от героев «нулевого» выпуска и думали, кто за кем будет гоняться в новой версии мультфильма. Сначала решили взять «бандитскую» лису, которая будет преследовать хитроумного петуха, потом – лису и зайца, а пришли к тем, с кого начали… Но продолжить приключенческий фильм-погоню даже при условии изменения возраста и внешнего облика персонажей и дополнительного юмора в кадре, новых идей и желания сценаристов было мало. Требовалось…

Явление режиссёра
И он явился. Первым и единственным человеком, который поверил в продолжение «Ну, погоди!», с персонажами, которых надо обновить, оказался 40-летний режиссер с «мультяшной» фамилией Котёночкин.

Знаменитая встреча с авторами состоялась у лифта киностудии «Союзмультфильм» 30 марта 1968 года. Тогда-то Вячеслав Котёночкин и произнес легендарную фразу: «А в этом что-то есть!». И это «что-то» стало его судьбой более чем на 30 лет, в течение которых вышли 18 серий мультфильма.

Художник и режиссёр сходят с ума
Работа над первым самостоятельным выпуском «Ну, погоди!» шла особенно напряжённо – главные персонажи Волк и Заяц меняли облик. С положительным во всех отношениях Зайцем особых проблем не возникло, а вот с его непримиримым оппонентом пришлось повозиться. Главный художник мультфильма Святозар Русаков в течение многих недель изводил домашних, часами «кривляясь» возле зеркала, выбирая походку и мимику Волка. К Русакову ежедневно заглядывал Котёночкин, и тогда они вместе «сходили с ума», корча смешные и страшные гримасы.

Как-то утром, когда все домашние Русакова разошлись по делам, в дверь постучала соседка за какой-то «бытовой надобностью». Войдя в квартиру, она увидела хозяина жилища с каким-то худым высоким мужчиной. Оба, взлохмаченные, с дикими перекошенными физиономиями, то подпрыгивали, то делали вид, что куда-то бегут, размахивая руками. Грозили кому-то кулаками, зловеще рыча, требовали «погодить». Перепуганная женщина ринулась домой – звонить в 03. Вовремя заметив соседку, Русаков едва успел её остановить. Затем вместе с Котёночкиным долго отпаивали чаем (а может, и не чаем).

«Четвероличный» серый и его папа
В результате художник «срисовал» черты серого и его мимику с самого себя и с режиссёра. Саму же внешность серого Котёночкин обнаружил, когда однажды вышел на улицу и увидел… парня с длинными волосами, с выпуклым животиком и прилипшей к толстым губищам сигаретой. Этот незнакомый тип и стал прототипом Волка.

А был ещё случай задолго до этого волосатого уличного «хиппаря». Почти идеальную «копию» Волка Русаков, участник Великой Отечественной войны, встретил в 1941 году, в окопах – на глаза попался один из рядовых-добровольцев. Молодой мужик, лохматый и в нижней части туловища довольно упитанный. Вместо пилотки у него была нелепая кепка-малокозырка, а с губы вечно свисала дымящая самокрутка. Солдат был почти точной «копией» Волка, которого они рисовали. Даже смеялся похоже.

Кстати, особо подчеркну одну историческо-«нупогодишную» деталь: отцом неотразимого облика Волка стал именно художник Светозар Русаков, а не режиссёр мультика Вячеслав Котёночкин, как думает до сих пор большинство зрителей.

О главной фразе
В 1967 году, работая ещё над «нулевым» выпуском мультика, создатели приключений Волка и Зайца долго ломали головы, какую бы фразу вложить в пасть Волка. Она должна была не только соответствовать сюжету, но и давать надежду зрителю на его продолжение. Вариантов было немало: «Ну, подожди!», «Я тебе покажу!», «Ну, погодите!». Точку над «i» поставил один из сценаристов – Феликс Камов. Он просто озвучил то, что начертал Волк на стене в «нулевой» серии, произнеся коротко, мощно и ёмко: «Ну, погоди!».

Волчара в моде
Следующим был вопрос: а в каких костюмах они будут действовать? Звери городские, по-своему «интеллигентные» и, в отличие от лесных собратьев, бегать в естественных «одеждах» явно не собирались. Раз так, то Русаков с Котёночкиным «одели» Зайца в «положительные» спортивные шортики и водолазку. Хулигану Волку достались модные брюки-клёши, хипповатая рубаха навыпуск, растрёпанные патлы, кепарь и папироса – в общем, все признаки отрицательного типа.

Волк – Владимир Семёнович?
Следующим встал вопрос озвучки персонажей. Если с Зайцем решили без проблем – Клару Румянову утвердили сразу, то с Волком возникла проблема.

Котёночкин долго настаивал на кандидатуре Владимира Высоцкого, который в тот момент некоторыми простыми советскими людьми воспринимался как некий «представитель» преступного мира, благодаря своим стилизациям под «блатную песню». Кандидатуру Высоцкого отвергла цензура. А ведь Владимир Семёнович для мультика даже написал песню… Однако голос Высоцкого упёртый Котёночкин, несмотря ни на что, всё же оставил в первом выпуске «Ну, погоди!»: Волк, поднимающийся по верёвке на пятиэтажку к Зайцу, устами опального Владимира Семёновича насвистывает мотив из популярного тогда фильма «Вертикаль».

Озвучивать серого хулигана, хотя и с некоторыми опасениями, утвердили Анатолия Папанова. Уж больно Анатолий Дмитриевич был мощен и смачен своими тембром и голосовыми интонациями.

Как Волк-Папанов в восторге утонул
В первой серии Волк после неудачной подводной погони за ушастым тонет, захлёбывается и пускает пузыри. В тонзале «Союзмультфильма» для Папанова приготовили воду в стакане. Вполне достаточно, чтобы побулькать. Но он сказал, что всё надо делать с максимальной достоверностью и потребовал большое ведро. Принесли Анатолию Дмитриевичу здоровенную лохань с водой. Он так увлёкся, что в какой-то момент… утонул. Потерял сознание на несколько секунд и упал возле микрофона. К счастью, упал на мягкий, звукоизолирующий пол тонировочного зала. От небольшого удара вода хлынула изо рта актёра, и он тут же пришёл в себя. Папанов вымок с головы до ног и, не выходя из образа Волка, слегка выругался, но был страшно доволен. Этот дубль и вошёл в мультик.
Премьера первого выпуска «Ну, погоди!» состоялась 1 января 1969 года на экранах ЦТ.

…Внимание, Нупогодимания! Космическая программа «Союз-Апполон-Волк-Заяц». «Ну, погоди!» и диссиденты. Правда о том, сколько планировалось серий. Дипломатия, политика и Волк-провокатор. Щедрые «инвестиции» и сумасшедшие сборы. Perestroyka And Nu, Pogodi! Волк и Заяц из СССР в Россию: финал, падение, возрождение и мировой мульт-престиж.
До встречи через неделю!

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№26 (1458) // 28.06.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net