Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Жизненные коррективы, или Договор из автошколы
Жизненные коррективы, или Договор из автошколы


Не правда ли, замечательно иметь собственный автомобиль? В таком случае автоматически снимается пресловутая проблема общественного транспорта со всеми вытекающими из этого последствиями. Маленький нюанс — хочешь управлять транспортным средством по всем правилам, получи водительское удостоверение. Первым этапом этого нелёгкого для большинства наших сограждан пути становится учёба в автошколе.

Приглашаем читателей к нашей постоянной рубрике «История одного потребителя», из которой можно узнать о том, какие подводные камни могут скрываться за процессом обучения в автошколе и как их избежать. В этом нам поможет разобраться специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Анастасия Михайлова.

Хоть и говорят, что иметь водительские права — это одно, а быть хорошим водителем — совершенно другое, без заветных корочек садиться за руль автомобиля запрещено законом. И если в недалёком прошлом кандидатам в водители можно было подготовиться к экзаменам самостоятельно, то сейчас обучение в автошколе является обязательным условием для наших соотечественников, желающих получить водительское удостоверение. Добропорядочные граждане, разумеется, не рассматривают вариант с покупкой прав и послушно садятся за парту автошколы, что обязательно сопряжено с дополнительными тратами финансов и времени.

Жизнь вносит свои коррективы

Гражданка Н. долгое время принадлежала к категории людей, считающих, что машина — это лишняя головная боль весом в несколько тонн и нет ничего лучше, чем оставаться пешеходом или пользоваться общественным транспортом. Однако в какой-то момент она кардинально поменяла свои взгляды на этот вопрос и загорелась желанием сесть за руль собственного авто. Справедливо рассудив, что автошколы не миновать, гражданка Н. стала подыскивать в интернете подходящий для себя вариант. Ознакомившись с лестными и гневными отзывами учеников разных автошкол, девушка остановилась на, как ей показалось, самом подходящем.

Не откладывая дело в долгий ящик, гражданка Н. заключила с профессиональным образовательным учреждением договор об оказании услуг, а именно — обучение на категорию В. Как и полагается, она оплатила стоимость обучения в размере восьми тысяч рублей и даже приобрела в одном из немногочисленных в нашем городе книжных магазинов брошюру с правилами ПДД.

Однако жизнь, имеющая обыкновение вносить в наши планы непредвиденные коррективы, распорядилась по-своему.

В какой-то момент гражданка Н. поняла, что посещать занятия несколько раз в неделю для неё накладно и она готова оставаться в категории граждан, предпочитающих общественный транспорт. Так и не посетив ни единого урока, она решила расторгнуть договор с автошколой, зная, что закон это сделать позволяет.

— Права потребителя, а в данном случае — ученика автошколы, защищает статья 32 закона «О защите прав потребителей», согласно которой он имеет право расторгнуть договор в любой момент до его завершения, — комментирует ситуацию Анастасия Михайлова. — При этом производится расчёт суммы возврата денежных средств за вычетом уже оказанных услуг. Принудительное завершение договора на услуги начинается через семь дней после подачи соответствующего заявления.

Несостоявшаяся ученица обратилась в автошколу с просьбой о расторжении договора и услышала заверения в том, что в скором времени это будет сделано. Выждав какое-то время, гражданка Н. обратилась в учебное заведение уже в эпистолярном жанре — её письменную претензию в автошколе приняли и обещали разобраться с ней в ближайшее время. Не имея опыта подачи претензионных заявлений, девушка не обратила особого внимания на то, что сотрудник автошколы не поставила на документе входящий номер и отметку о том, кто его принял. Забегая вперёд, отметим, что данный факт усложнил впоследствии ход разрешения проблемы.

За защитой — в Роспотребнадзор

Так и не дождавшись возврата денежных средств от недобросовестных сотрудников автошколы, девушка приняла решение обратиться с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю. Специалисты ведомства усмотрели в составленном исполнителем договоре условия, являющиеся ущемляющими по отношению к потребителю, то есть противоречащими правилам и нормам, которые установлены нормативно-правовыми актами.

— Ни один локальный акт любого учреждения или организации не может противоречить нормам, установленным законом, — разъясняет ситуацию специалист Роспотребнадзора. — В указанном же договоре содержалось условие о возможности одностороннего отказа исполнителя от указанных в документе обязательств, что противоречит статье 16 закона «О защите прав потребителей». Более того, в договоре содержалась формулировка о том, что автошкола имеет право применять какие-то штрафные санкции в отношении потребителя, хотя потребитель даже работником этого образовательного учреждения не является. То есть это тоже противоречит закону. Сотрудники Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, защищая права потребителя, обратились с исковым заявлением в суд. С учётом анализа ситуации, а также всех поступивших документов и материалов, суд принял решение о расторжении договора. В конечном итоге гражданке Н. была возвращена денежная сумма в размере тринадцати с половиной тысяч рублей, с учётом компенсации морального вреда.

Минимизировать риски

Чтобы обезопасить себя от подобной ситуации, нужно соблюдать нехитрые рекомендации. Прежде всего, подавая любую претензию, следует убедиться в том, что она оформлена правильно — на документе стояла дата, подпись и фамилия принявшего его человека, входящий номер.

Не довести ситуацию до того момента, когда придётся подавать претензию, вам поможет внимание к нескольким ключевым моментам при заключении любого договора. Во-первых, тщательно изучите договор, прочитав все его условия. Обратите особое внимание на пункты, касающиеся прав и обязанностей сторон, а также на условия его расторжения. Убедитесь, что они чётко прописаны и не содержат двусмысленностей. Проверьте, какие причины могут быть указаны для расторжения договора. Если они слишком расплывчаты или позволяют исполнителю расторгнуть его без серьёзных оснований в односторонне порядке, это может быть тревожным знаком.

По словам Анастасии Михайловой, некачественное обучение или неисполнение договорных обязательств нередки в сфере образовательных услуг, а автошколы грешат этим чаще других. На них поступает довольно много жалоб со стороны потребителей.

Поэтому, если вы решили записаться в автошколу, важно тщательно подойти к выбору заведения и внимательно изучить условия договора, чтобы не стать жертвой недобросовестных сотрудников. Избежать неприятностей поможет заблаговременное изучение репутации автошколы, ознакомление с отзывами и рейтингами учебных заведений. Неплохо было бы пообщаться и с бывшими учениками, чтобы узнать об их опыте и качестве обучения. Изучая договор, обратите внимание на пункты о стоимости обучения, количестве занятий, а также возможных дополнительных платах. Не поленитесь задать вопросы о программе обучения, количестве практических и теоретических занятий, возможности выбора инструктора и наличии учебных автомобилей. Убедитесь, что все ваши вопросы получили исчерпывающие ответы. Изучите условия расторжения договора. Важно знать, какие есть возможности прекратить обучение и вернуть деньги, если вы измените своё решение или будете неудовлетворены качеством обучения. Всё это поможет минимизировать риски и качественно подготовиться к сдаче экзаменов и получению водительского удостоверения.

По всей видимости, сотрудники автошколы из нашей истории так и продолжают работать по типовому договору, в котором присутствуют пункты, ущемляющие права потребителей. Поэтому вероятность того, что подобная жалоба в Управление Роспотребнадзора далеко не последняя, остаётся высокой. Тем более, всё большее количество людей принимают для себя решение сесть за руль собственного авто.

Все материалы рубрики «История одного потребителя»

 

Екатерина Скороход
Фото: drive2.ru
«Читинское обозрение»
№41 (1837) // 09.10.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net