Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Огонь души Ольги Ивановой
Огонь души Ольги Ивановой
Хитросплетениями судьбы внучка знойной бессарабской цыганки Лукарии оказалась жительницей сурового Забайкалья


Мифы о цыганах — этносе, имеющем богатейшие исторические и культурные корни, кочуют по миру так же, как когда-то сам народ рома. Отношение к ним порой зашкаливает от одного полюса к другому — от нескрываемого восхищения до откровенного недоверия. Наш сегодняшний разговор с председателем Забайкальской общественной организации цыган Ольгой Ивановой поможет читателю развеять некоторые стереотипы и больше узнать об этом народе.

Письмо батюшке Сталину
Высокая, статная, с необыкновенно выразительными и смотрящими прямо в душу глазами Ольга Иванова относит себя к рускарома, то есть к цыганам уже обрусевшим, хотя её корни берут начало у бессарабских цыган. Когда-то семья её бабушки уехала из молдавского города Бельцы в Астрахань в поисках лучшей жизни. Поначалу на самом деле было полегче, но потом наступило страшное время — голод, охвативший Поволжье, превратил жизнь людей в ад.

— Порою мне снятся те трагические события, о которых когда-то рассказывала моя бабушка, — говорит Ольга Иванова. — То было страшное время. Её семья жила в районе речки со странным названием Балда, впадавшей в Волгу. Это был самый нищенский район, где люди выживали буквально чудом. Моя мама была старшая в семье, очень хорошо училась и с детства мечтала стать врачом. Но о каком образовании в то время могла идти речь? Главное было — выжить. Поэтому отец отправлял вчерашнюю школьницу работать на местную фабрику подсолнечного масла, где работникам давали жмых. Тогда мама, никому ничего не сказав, написала письмо самому вождю народов, начинающееся словами: «Как мне быть, батюшка Сталин? Учиться хочу!».

Сейчас такое и представить трудно, но тогда почта была важнейшим ведомством. Письмо дошло до адресата! И в дом пришли двое мужчин в шляпах, расспросивших обо всех обстоятельствах дела и посоветовавших отцу разрешить дочери учиться дальше: «Стране нужны специалисты!».

— Представляете, что могло предвещать в те годы появление в доме людей в штатском? По рассказам мамы, мой дед был бледнее стены, но, когда услышал о том, что дочь будет получать стипендию, а его семье положен продуктовый паёк, успокоился, — рассказывает моя собеседница.

Вскоре смелая девушка стала студенткой Астраханского медицинского института, по окончании которого, в 1943-м, стразу ушла на фронт. Судьба распорядилась так, что в конце сороковых врач Зинаида Георгиевна Иванова оказалась в Чите, где почти сорок лет проработала в госпитале пограничников. Здесь же она вышла замуж, и одна за другой в семье родились три дочери, из которых Ольга — средняя.

Мой отец родом из-под Курска, очень хорошо пел, за что мама называла его «курским соловьём». Он был образованным человеком, окончил Московский институт международных отношений, работал советником лидера Монголии Чойбалсана. Участник боёв на Халхин-Голе. Не обошла его стороной и волна репрессий, бушевавшая в то время. Именно так он попал в Нерчинск. Умер через двадцать лет после войны, от фронтового ранения, — рассказывает Ольга Павловна.

Зов крови
Вот такими хитросплетениями судьбы внучка знойной бессарабской цыганки Лукарии оказалась жительницей сурового Забайкалья. Однако истории о романтике и традициях цыган до сих пор будоражат её мысли. Наверное, это и есть то, что называется зов крови.

Её бабушка была представительницей этнической группы кэлдэрари, или, как их называют у нас, «котляры». Традиционной исконной профессией котляров в течение многих веков являлось лужение котлов и вёдер («кэлдар» по-молдавски – «ведро»). Представители этой этнической группы ведут традиционный уклад жизни и строго соблюдают обычаи цыган. По словам моей собеседницы, они несколько снисходительно относятся к обрусевшим цыганам, считая, что те отошли от традиций. К примеру, старые котляры — убеждённые сторонники ранних браков. Случается, хоть и не часто, девочку отдают в семью жениха, едва той исполнится 11-12 лет. Однако Ольга Павловна спешит развеять те необоснованные слухи и сплетни, которые возникают по этому поводу у людей, не знающих цыганские традиции:

Ранние браки у котляров и у других цыганских этносов существуют, но до определённого времени, обусловленного физиологией, девочка живёт в семье жениха как сестра. Её постепенно приучают к тому, что теперь это её семья, и только когда она подрастёт, родители примут решение о «настоящем» замужестве, и молодые могут жить вместе. То есть кэлдэрарская свадьба, если девочку выдают рано, самая что ни на есть настоящая — сложное и долгое сватовство, наряды, гости, гуляния, подарки, но это, по сути, просто помолвка. Если же обычай не соблюдён до конца, это неизбежно вызовет грандиозный скандал и повлечёт за собой ссору семей.

Кроме того, в цыганской среде существует и много других запретов морально-нравственного характера. Важнейший из них заключается в строгости по отношению к «честности» невесты. Цыганские девушки, за редким исключением, выходят замуж целомудренными, поскольку иное считается большим позором для семьи. На такую свадьбу вряд ли придут уважаемые цыгане. Может быть, поэтому разводы в цыганских семьях и до сих пор крайне редкое явление.

К сожалению, иногда создается впечатление, что отдельным СМИ по каким-то причинам выгодно сформировать негативное мнение о цыганах. Они, желая привлечь внимание и создать сенсацию в обществе, вырывают фразы из контекста рассказов о цыганской жизни, затем монтируют «документальные» фильмы и передачи, порочащие нацию.

Существующие стереотипы о жизни цыган вообще очень часто искажают действительность. Относится это и к распространённому мнению о том, что цыгане, якобы, воруют детей. Откуда этот миф?

— Во время кочевья цыгане всегда подбирали сирот и беспризорников, которых воспитывали как своих, — рассказывает Ольга Иванова. — Бабушка говорила, что в их таборе после войны росли девять русских, белорусских и украинских ребятишек. Вырастали, женились на цыганках. Потому в фенотипе многих цыган прослеживаются славянские черты. Сегодня многие цыгане, хотя и соблюдают национальные традиции, не афишируют свою принадлежность к рома. Мне в детстве также всегда говорили, что я русская, и среди моего окружения мало кто знал, что я цыганка. Хотя, если в тебе взыграет этот самый зов крови, уже, как говорится, никуда не денешься. Помнится, как я, девчонкой, бегала с улицы Калинина, где мы жили, в Кузнечные Ряды. В этом деревянном районе, расположенном ниже современной площади Революции, когда-то жили цыгане-кузнецы. Со всего города водили к ним коней ковать. Отсюда и название. Почему-то меня, в отличие от моих сестёр, как магнитом притягивало туда. До сих пор помню царившую там атмосферу таинственности, а ещё их необыкновенных коней, настоящих, цыганских, прибегающих к хозяину по первому свисту.

Не обошлось детство Ольги и без романтических историй, достойных страниц книги. В двенадцать лет убежала с кочующими цыганами. Как говорится, «за цыганской звездой кочевой…». Правда, не дальше станции Дарасун, где её сняли с поезда…

— До сих пор помню, как плакал мой дружок Роберт, бывший на год младше меня. Его держали взрослые, а он кричал: «Мэ тут камам!», что означает «Я тебя люблю!» — с улыбкой вспоминает она.

Чем для цыгана страшен сэндо
Почтение к старшим и строгое соблюдение моральных законов в общине также заложены в традициях цыган. За нарушение устоев цыган может очень серьёзно поплатиться. К примеру, существует цыганский суд — «сэндо», который возник отчасти и по причине того, что власти во многие периоды нашей истории были несправедливо жестоки к цыганам. Чтобы не искушать судьбу и не связываться лишний раз с официальным правосудием, этот народ сохранил древний обычай решения споров внутри общины. Несмотря на свою архаичность, он, по мнению Ольги Ивановой, справедливый и действенный.

— Если цыган или цыганка провинились перед обществом, то они отстраняются от общения со своим окружением, в особо тяжких случаях — даже с родственниками. Им объявляется своеобразный бойкот, который становится мучительным испытанием для любого человека. Если же кто-то всё же решится на общение с виновным, его ожидает та же участь. Решать судьбу преступившего цыганские законы и призван этот суд, состоящий из самых уважаемых представителей рома. Если необходимо, они съезжаются на него со всех уголков России. Почитаемые в цыганской общине люди, выслушав все доказательства и обстоятельства случившегося, определяют меру вины и выносят своё решение. Для примера — случай, рассказанный цыганологом Николаем Бессоновым: во время огневой пляски на цыганской свадьбе, у одной из приглашённых родственниц невесты из-за пазухи выпали драгоценности, принадлежавшие хозяевам. Естественно, она была жестко осуждена цыганским судом и навсегда изгнана из сообщества. Другой эпизод произошел в одном из подмосковных сёл: молодая цыганка соблазнила брата своего мужа, и, после сэндо вынуждена была уехать. Её дом с тех пор стоит с заколоченными окнами и дверями, — рассказывает моя собеседница.

На молодых девушек не распространяются некоторые запреты, строго действующие в отношении замужних женщин. К примеру, это касается обязательного ношения юбки или платья и недопустимости появления в обществе, особенно мужском, в брюках.

Не боятся дальних дорог и добрых дел
Уж чем-чем известны цыгане по всему миру, так это своей музыкальной культурой. Многие из них от природы имеют поставленный голос, возможно, переданный им в наследство от предков, когда-то принадлежащих к касте танцоров, певцов и музыкантов. Музыка, песни и танцы цыган просто завораживают, их не спутаешь ни с какими другими. И это факт. Кто бы как не относился к цыганам. Забайкальские — не исключение. Созданный ими ансамбль «Романи черген» — «Цыганская звезда» неизменно собирает аншлаги. Летящий, яркий и такой зажигательный цыганский танец просто завораживает! А как цепляют за душу их мелодии, которые так искренне выражают всю гамму человеческих чувств!

В традициях «Романи черген» проведение благотворительных концертов, чаще всего — в детских лечебных заведениях, в частности для онкобольных детей.

По словам Ольги Ивановой, одной из главных организаторов концертов, это во многом обусловливается трепетным отношением цыган к детям:

Однажды мы услышали о детском доме, расположенном в таёжном районе в трёхстах километрах от Читы, в посёлке Линёво Озеро. Но, как говорится, цыгане не боятся дальних дорог. Посовещавшись, мы собрали подарки и сладости и отправились к деткам нашей большой и дружной компанией. Постепенно это переросло в шефство, и мы не раз приезжали в детский дом, чтобы обучать детей цыганскому танцу. Вы бы видели, как им это нравится!

Когда Ольга Павловна говорит о детях, в её глазах загорается такой огонёк теплоты, который не спутаешь ни с чем:

Когда прошла настороженность от первых встреч и мы уже начали ощущать острую потребность деток в общении с нами, открытость и теплоту их маленьких сердец, мы поняли, что уже не сможем обмануть их ожиданий, тем более, эти ребятишки и без того были уже не раз обмануты и обокрадены жизнью. Едва утихает печаль старинного романса и раздаётся ритмичный гитарный перебор, подхваченный звонкими ударами бубна, как на лицах появляются улыбки, и дети радостно приплясывают в такт, увлечённые огневой энергией цыганской мелодии.

По словам Ольги Ивановой, как только ситуация с ограничительными мерами позволит, они планируют возобновить благотворительные концерты. Правда, она сетует на то, что все культурные учреждения требуют за проведение концерта непомерно высокую аренду, которая может свести на нет цели благотворительности.

И кинолог, и писатель
Многие читинцы знают и уважают Ольгу Иванову и как специалиста в области разведения и дрессировки собак — она двадцать лет возглавляла Забайкальскую краевую общественную организацию «Клуб Фауна». Будучи охотоведом по образованию и пройдя специальное обучение по кинологическому направлению в школе МВД в городе Ростове-на-Дону, она семь лет проработала начальником питомника служебно-розыскных собак. Ольга Павловна с любовью вглядывается в чёрно-белые фотографии:

Вот это наша спецопергруппа: Радар, Мухтар, Граф, Багира, Сарма, Санточка, мои любимцы. Помню каждого из них.

Получив при исполнении тяжёлую травму, Ольга Иванова вынуждена была уйти на пенсию, но и сейчас её живо интересует «собачья» тема. Она даже издала детскую книжку под названием «Кинология для малышей», в планах — выпуск подобной для взрослых, включающей рассказы и стихи о собаках. Литературная тема занимает в её жизни особое место, но как признаётся сама героиня, несмотря на обилие задумок, реализовать их очень тяжело: издание книг — дорогое удовольствие. Крошечным тиражом, за свой счёт, выпустила роман «Романи черген». Монография «Цыгане Забайкалья» вышла на средства муниципального гранта. Издание повести «Золотая чаша» оплатил наш замечательный писатель Роман Амосов.

Внук-школьник, которого воспитывают Ольга Иванова и её муж Виктор Бондарь, унаследовал бабушкины способности. Уже издана книга его сказок.

По повести «Золотая чаша» в Театре национальных культур «Забайкальские узоры» был поставлен спектакль, показывающий трагические события из жизни цыган в период Великой Отечественной. Ольга сама играет в нём главную роль. Её муж Виктор Бондарь, гитарист, обладатель чудесного баритона, тоже задействован в спектакле, где в его исполнении звучат цыганские песни.

Чем бы она ни занималась, Ольга Иванова отдаёт этому делу всю себя, без остатка. Наверное, это заложено в чертах цыганского характера — смелость, бескомпромиссность, желание прийти на помощь. И этого же ждёт от других людей. Но, к сожалению, встречается в жизни и иное.

Поскольку травма, приведшая меня к инвалидности, получена при исполнении служебных обязанностей, мне положены бесплатные путёвки в санатории ежегодно. За прошедшие тридцать лет всего дважды удалось добиться положенной путёвки. И оба раза я столкнулась с непорядочным отношением чиновников медицинского отдела МВД. В первый раз путёвка была оформлена неправильно. Отдохнуть не удалось, и большую часть потраченных денег не вернули. При этом медицинский отдел отчитался перед министерством: всё отлично, выдали путёвку инвалиду военной службы! Во второй раз отказались оплатить полную стоимость затрат. Очень обидно осознавать такое отношение к себе… Но всё же меня окружает много хороших людей! — рассуждает она.

Очень комфортная фамилия
Расположившись на уютной кухне хозяйки, мы пьём душистый чай с ароматной выпечкой собственного производства. В углу мирно посапывает пёс — керри-блю терьер Моня, доверчиво и забавно улёгшийся на спину. Моня тоже играет в «Золотой чаше». Кого? Естественно, собаку. Простую таборную собаку. «Моня — член нашей семьи», — признаётся Ольга Павловна. — «И у него тоже цыганская фамилия Иванов?» — шутливо подхватываю я.

— Этот намёк в свой адрес я слышала неоднократно, но могу всё объяснить. Фамилии у цыган испокон веков формировались в соответствии с территориальной принадлежностью, ведь когда-то кочевые цыгане вобрали в себя культуру разных народов. У многих цыган, живущих в России, они русские. А кочевые цыгане фамилий вообще не имели. Помнишь эпизод из «Неуловимых», когда Яшка-цыган признаётся, что у него нет фамилии? Поэтому, когда их записывали, большинство стали Ивановыми. До сих пор в Курской области, откуда мой отец родом, есть целые деревни цыган-Ивановых. Вот поэтому Иванов для рускарома — фамилия вполне себе нормальная. И мне с ней очень даже комфортно живётся. Главное, чтобы огонёк в душе был.

Пока верстался номер
К сожалению, несколько дней назад некоммерческая организация цыган Забайкалья прекратила своё существование как юридическое лицо. Причиной этого стало то, что соответствующие органы возложили на них обязательство по ведению строгого бухгалтерского учёта тех самых благотворительных акций, которые они проводят вот уже много лет. Это подразумевает под собой штатную единицу бухгалтера, обязательное документирование каждого члена организации и, соответственно, составление бесконечных и никому не нужных бумажек. Уж до благотворительности ли здесь? И это при всём при том, что только после своего недавнего концерта в ОДОРА «Романи черген» передала детскому онкологическому центру 40 тысяч рублей. Откуда у юридических органов возникло такое ярое, пусть и обоснованное законом, желание уничтожить организацию? Неужели нельзя было найти других путей решения вопроса?

Все материалы рубрики «Забайкалье многоликое»

Екатерина Скороход
Фото автора и из архива
Ольги Ивановой

«Читинское обозрение»
№50 (1690) // 08.12.2021 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net