16 августа Алле Георгиевне Озорниной исполнилось 70 лет
Книжка эта под названием «Чудеса начнутся завтра» вышла в свет 25 лет назад. С тех пор мы узнали от А. Г. Озорниной не один десяток невероятных, порой фантастических историй, записанных ею «со слов» участников и очевидцев, чаще всего школьников в возрасте до 15 лет. Этот доверительный авторский приём сразу и надолго пришёлся по сердцу и читателям, и издателям.
— Почему и как Вы начали писать? — часто спрашивают её журналисты. Алла Георгиевна обычно отмахивается: «Сколько можно об одном и том же!»
Я ни о чём не спрашиваю. Памятуя наставление Л.Н.Толстого: «читайте книжки, в них всё есть!», тщательно перелистываю страницы её произведений:
«Мне не очень везло в жизни. Поневоле задумаешься: отчего да почему. Ищешь причины. Только тот, у кого всё хорошо, не задумывается над жизнью. Да и то до поры до времени, до тех пор, пока не случится что-то такое…» — из книги «Стань победителем», вышедшей в Иркутске в 1992 году. И оттуда же: «Одно время мне пришлось работать с подростками, и я поняла, что многие беды, которые преследуют взрослых, берут свои истоки из далёкого детства. Поэтому постепенно у меня созрел замысел написать для подростков книгу о счастье. Я уверена: многих несчастий можно избежать, если знать некоторые законы психологии. Их не так много, но как они облегчают жизнь!».
Написать для подростков книгу о счастье… Невольно вспоминается нашумевший в своё время фильм «Легко ли быть молодым?», Алла Озорнина поставила, по сути, вопрос жёстче: «А легко ли быть ребёнком?». Ответ для неё очевиден. Потому что помнит острые углы своего детства, потому что за спиной ещё и опыт профессионального психотерапевта, выслушавшего не одну исповедальную историю, берущую начало в младенчестве.
***
К слову сказать, в мединститут после школы она пошла вопреки своему желанию — лет с одиннадцати ведь хотела стать писателем! Но, поддавшись уговорам родителей, не то чтобы изменила главной мечте, а как бы отложила её реализацию на энное время.
И хотя энное время существенно затянулось, писателем Алла Озорнина стала. Детским писателем, как и мечтала. Вот где пригодился опыт психотерапевта! А ещё, и, может быть, это главное, о чём Алла Георгиевна заявила в самом начале творческого пути, ей удаётся незаметно, как бы подспудно, дать юному читателю ту самую подсказку, которая может помочь ему стать счастливей. Особое место в своих произведениях писатель отводит тинейджерам, тем самым, не вписывающимся в общепринятые правила подросткам. Она как бы даже умышленно создаёт гипертрофированный тип этакого невезучего недотёпы, неудачника и рохли, чтобы постепенно, явно сочувствуя герою, показать мальчишкам и девчонкам возможности избавления от их недостатков, страхов и неуверенности в себе.
«Мне не повезло с первых дней жизни. Во-первых, я родилась не в Москве, не в Санкт-Петербурге, не даже в Новосибирске, а в небольшом городке недалеко от границы с Китаем…». Так начинается небольшая, уже переизданная и даже театрализованная повесть А.Г. Озорниной под несколько претенциозным названием «Пилюля на палочке».
Пилюля — прозвище героини повести — самой высокой девочки в её 7 «б» классе. А каково это — быть дылдой среди сверстников? Проблема усугубляется ещё и тем, что родители дали дочке «эксклюзивное», по их мнению, имя — Зинаида. «Самое дурацкое имя» — считает девочка…
Догадываюсь, что в образе Зины Смирновой Алла Георгиевна в какой-то мере отра-
зила и личные подростковые проблемы. Сейчас-то она своим ростом наверняка довольна. А вот в детстве… «Дылдой» Алла пошла в отца — известного детского писателя Георгия Граубина. Но, что для мальчишки плюс, то для девочки-подростка — целый ворох минусов. Не потому ли, пережив их, писатель Озорнина так рьяно спасает теперь от подростковых комплексов нескладных и неприкаянных девчонок в лице своей «пилюли на палочке»?
Не менее рьяно спасает она и неприкаянных по жизни мальчишек.
***
У героя повести «Призраки из прошлого» проблем, по его словам, «воз и маленькая тележка». И учится Пётр Бумажкин неважно, и на перекладине не может подтянуться, и стометровку вряд ли осилит…
«Я не такой как все. Я толстый, неповоротливый, некрасивый. Лицо в прыщах, поэтому я стараюсь не смотреть на себя в зеркало. Настроение у меня почти всегда паршивое и поднять его могут только бутерброды, пирожки, мороженое и конфеты… У меня ни на что нет сил…». Силы у мальчишки выкачивают во сне какие-то непонятные фантастические сущности. Этот сон снится Пете чуть ли не с трёх лет…
Наделив своего героя не только лишним весом и прыщами на лице, но и опасными, угрожающими жизни приключениями, писатель даёт ему шанс вернуть потерянные силы и поверить в себя.
А вот начало другого произведения:
«Из разорвавшейся тучи выглянула луна. На залитой тусклым светом степи появился силуэт долговязого путника с лопатой и большой сумкой. Увидев показавшуюся впереди небольшую возвышенность, путник ускорил шаг. Но… что это?».
Пересказывать «страшилки», а именно в этой серии издательство «АСТ» выпускает большую часть книг Аллы Озорниной, конечно же, нет смысла. Читайте! Сами не заметите, как «проглотите» за ночь двести страниц «Тайны древнего амулета», фрагмент которой показан выше. А после, я уверена, помчитесь в книжный магазин или библиотеку в поисках новых тайн от полюбившегося писателя и с нетерпением будете ждать её новинок.
Безусловно, творческий конёк Аллы Озорниной — детские детективы и фантастика. Но не запредельно заумные, а какие-то домашние, земные. Сами названия произведений притягивают читателя: «Тайна 13-го гаража», «В лабиринтах Бутинского дворца», «Эхо минувших веков», «Золото Серебряной горы». «Страшная тайна смартфона», «Призраки из прошлого»…
Сотрудничающие с Аллой Озорниной издательства упорно причисляют её насыщенные таинственными историями произведения к «ужастикам» и «страшилкам», с чем автор категорически не согласна. Да и на мой взгляд это существенно занижает художественную ценность названных произведений. При всей невероятности, непредсказуемости ситуаций, в которые попадают персонажи А.Г. Озорниной, ей удаётся представить их реально осязаемыми, живыми людьми — со своими характерами, темпераментами, душевным строем. Благодаря мастерству писателя, читатель не просто вовлекается в действие, но и проникается сочувствием к своим героям, их взглядам, мыслям, желаниям.
***
Первые её произведения появились в печати в 90-е годы прошлого века, издавались они в основном в Иркутске в Восточно-Сибирском книжном издательстве. В новом тысячелетии книги А.Г. Озорниной всё активнее выходят на российский уровень. В 2000 году в крупнейшем издательстве «Астрель» напечатана «Тайна 13 гаража». Там же — «В лабиринтах Бутинского дворца» (2001) и «Золото Серебряной горы» (2003).
Все три книги изданы в серии «Золотая библиотека». Таким образом, А.Г. Озорнина попала в один ряд с Вениамином Кавериным, Эдуардом Успенским, Леонидом Пантелеевым, Марком Твеном и другими известными писателями, чьи книги выходили в этой серии.
В настоящее время Алла Георгиевна уже на постоянной договорной основе сотрудничает с известными российскими издательствами «Феникс» и «АСТ», получает предложения от других издателей.
Так в условиях значительного снижения детского интереса к литературе наша землячка смогла не только преодолеть затяжной творческий кризис, но и нашла свою нишу в новых условиях книжного рынка!
Далось ей это не просто, пришлось кардинально изменить само отношение к творческой работе. Алла прошла несколько онлайн-курсов по писательскому мастерству, и, в первую очередь, по детской литературе. Переоценила все свои ранее написанные книжки. Некоторые подготовила к печати в новой редакции, хотя в своё время они были достаточно высоко оценены и читателями, и коллегами, даже положительной статьёй в журнале «Детская литература».
Но сегодня, по-новому взглянув на творческий процесс, перечитав добрый десяток умных книг по организации и совершенствованию литературного мастерства, она утверждает:
«По большому счёту писательское дело это не столько вдохновение, сколько — ремесло, которое нужно осваивать достаточно долго, учиться, оттачивать навыки на практике. Труд писателя сродни большому спорту — тут нет ни праздников, ни выходных».
С 5-6 часов утра А.Г. Озорнина уже за рабочим столом: «вдохновения не дождёшься, пока не начнёшь каждый день работать!». В арсенале писателя уже более 30 изданных и переизданных книг. И не только художественных. Сегодня большим спросом у детей пользуются научно-популярные произведения, что называется, обо всём на свете. Алла Георгиевна освоила и этот жанр. Доступно и увлекательно она рассказывает ребятам: о тайнах мозга — «Не просто серое вещество», «Как устроен человек», «Почему ты видишь сны?», «Кем и чем гордится Россия»… В книжке «Кто ты среди одноклассников?» доверительно раскрывает секреты общения со сверстниками. Недавно в издательстве «Феникс» в серии «Умная энциклопедия» вышла книга «Мозг человека». А в скором времени в серии «Научные сказки» появится занимательная история под названием «Тайная жизнь микробов».
Книгой «Не просто серое вещество» заинтересовалась Российская государственная детская библиотека, откуда Аллу Георгиевну в 2021 году пригласили к участию в первом всероссийском онлайн-фестивале семейного чтения «ЧитайФест».
В разных издательствах уже трижды переиздана книга «Почему ты видишь сны?» — общим тиражом более 100 тысяч экземпляров. И в скором времени ожидается публикация этой книги в Китае. Не меньшим спросом пользуются и «страшилки». В 2019 году «Страшная тайна смартфона» сразу же после выхода в свет вошла в топ десяти лучших книг для детей издательства «АСТ» и стала бестселлером продаж в интернет-магазинах «Озон» и «Лабиринт».
В 2021 году также в издательстве АСТ в серии «Большая страшная книга» переизданы единым блоком не менее популярные у детей повести А.Г. Озорниной «Призраки из прошлого» и «Тайна древнего амулета». Апофеозом же прошлого года стала книга «Ты в игре!», объединившая первую и вторую части «Страшной тайны смартфона». Эта книга принесла А.Г. Озорниной победу в региональном литературном конкурсе на губернаторскую премию имени М.Е. Вишнякова.
Нынешний год отмечен у юбиляра новыми достижениями. В марте Алла Георгиевна стала лауреатом XVI Международной литературной премии имени Петра Ершова за произведения для детей и юношества — в номинации «От потомков П.П. Ершова». Почётной награды удостоилась книга «Пилюля на палочке». Не могу не отметить, что эта повесть о девочке высокого роста настолько пользуется спросом у детей, что не раз уже переиздавалась: в Новосибирске (2018 г.) и трижды в Ростове-на-Дону (2021-22 гг.).
В сборниках издательства «АСТ», выходящих в серии: «Золотая классика детям» и «Любимые писатели детям», имя Аллы Озорниной в одном ряду с именами Михаила Зощенко, Виктора Драгунского, Ирины Пивоваровой, Валентины Осеевой и других известных детских писателей.
***
…Когда-то в далёком детстве Алла читала всё, что попадалось на глаза в домашней библиотеке, благо книг в доме писателя Г.Р. Граубина было много. В 5 классе, по её словам, прочитаны: весь Гюго, весь Купер и другая приключенческая литература, в 6-м — Шолохов, Маяковский… Она уже тогда всерьёз мечтала стать писателем.
Но кроме чтения была ещё одна отдушина: музыка. Девочка могла по 4-5 часов сидеть за инструментом, оттачивая гаммы, арпеджио. Алла представляла себя в каком-нибудь оркестре, и звуки, звуки окружали её! Примерно через полгода занятий Алла случайно услышала, как учитель музыки говорила своей знакомой, что впервые встретила такую упорную ученицу и что такой человек, безусловно, добьётся успехов не только в музыке …
Сегодня Алла Георгиевна сожалеет, что на занятие музыкой не осталось времени. Но то упорство, с каким она в детстве постигала музыкальные азы, сыграло немалую роль в её дальнейшем творческом становлении. К своему 70-летию А.Г. Озорнина пришла признанным мастером детской литературы, известным писателем России.
Все материалы рубрики «Темы»
Галина Рогалёва
Фото из архива
Аллы Озорниной
«Читинское обозрение»
№34 (1726) // 24.08.2022 г.
0 комментариев