Главная / Авторы / Ирина Куренная / Они вернулись, чтобы сказать…
Они вернулись, чтобы сказать…
Фигуры ранней советской эпохи в парке «Коллективный труд» обрели вторую жизнь


Люди бывают внимательными и не очень. Внимательный человек сразу приметит убранный подъезд, подметённый двор или отреставрированный старый дом. Невнимательный пройдёт мимо и заметит перемены к лучшему лишь в случае, если от порога его дома к автобусной остановке будет проложена ковровая дорожка или произойдёт нечто экстраординарное. Не каждый пришедший в парк отдыха «Коллективный труд» заметит, что прежде изуродованные вандалами и временем скульптуры реконструированы и сверкают новенькой белизной. Более того – они будто только вышли из-под руки ваятеля.

Все эти фигуры вернулись, чтобы напомнить нам о хрестоматийных символах ранней советской эпохи, в которой наряду с активной пропагандой в бронзе и камне революционных событий и борьбы за советскую власть повсеместно возникали созданные неизвестными художниками разнообразные скульптурные персонажи из повседневной жизни страны. Это были динамичные и ладные реалистические фигурки пионеров с голубями, горнами и моделями самолётов, обязательно в пионерских галстуках, в рубашечках и шортиках, а также людей труда – сталеваров, шахтёров, колхозниц с подопечными животными и снопами ржи, лётчиков, парашютистов, молоденьких учительниц с тетрадками. Как будто сошедшие с античного пьедестала, посетителям парков салютовали спортсмены-борцы, пловцы и гребцы с вёслами, бегуны, лыжники, атлеты с метательными дисками. В пионерских лагерях, детских садах и поликлиниках по всей стране ребят приветствовали маленькие кудрявые ульяновы-ленины, они стояли в рубашечке с пояском у тумбочки со стопкой книг. Этот светлый образ каждый из нас, рождённых в СССР, в детстве носил на своей груди.

Фигуры, как будто расставленные по всей стране исполинской рукой, оживляли пейзажи городских и даже сельских парков и площадей, красовались у школ, больниц, вокзалов и стадионов. Многие из них были созданы профессионально, с авангардной фантазией и обладали художественной ценностью, другие являли откровенную соцреалистическую халтуру создателя, но все они стали отражением идеалов и вкусов того времени, эстетикой труда, мира, патриотизма и счастья сталинской и постсталинской эпохи, на идеологии которой воспитывались поколения советских людей. Тоталитаризм не мешал, тем не менее, целым отрядам и даже дивизиям дворников приводить в порядок сады и парки. Скульптуры мылись и покрывались новой краской. Кстати, большинство из них были созданы из очень крепкого материала – специального песка, смешанного с каким-то уникальным раствором, секрет которого нынешнему поколению скульпторов неизвестен. Кроме основной функции озеленённых пространств как места отдыха и вдыхания свежего воздуха у них была ещё и другая – облагороженные объектами монументального соцреализма, они являли собой надежду на процветание родного уголка земли и его прекрасное будущее.

А в «Коллективном труде», который с середины 1920-х годов усилиями читинских комсомольских ячеек расположился на склонах пологих отрогов Титовской сопки, между красными линиями улиц 2-й Линейной (Горбунова) и 1-й Верхневокзальной (Онискевича), кроме лосей и оленя отдыхающих приветствовали и другие скульптурные персонажи. Это были стоящие в фонтане дети, спортсмены-победители (парень и девушка), откровенные своими естественными формами, и пионер-горнист. Уверена, что перед войной здесь находились и другие герои, одобренные государственной цензурой, но сегодня о них ничего не известно.


Скульптура 1940-1960-х гг. Дети в фонтане.


Скульптура «Спортсмены-победители» в парке «Коллективный труд» (1940-1960 гг.)

Сохранились фотографии памятников парка, посвящённые вождям страны Советов, которые наполняли городское пространство. На центральной аллее стоял памятник Сталину в длиннополой шинели, он был просто громадным в сравнении с теми, что к тому времени были установлены в Чите. О его величине можно судить по фотографии, на которой запечатлена Маргарита Михайловна Логвинова, ныне руководитель общественной организации людей, пострадавших от политических репрессий, «Память сердца» (вот она – ирония судьбы!).


Юная Маргарита Михайловна Логвинова у памятника Сталину на центральной аллее парка.

Перерасти Иосифа Виссарионовича смог только Владимир Ленин, работы народного художника СССР, академика А.П. Кибальникова, который сегодня возвышается в самом сердце краевого центра. А у входа в парк со стороны улицы Горбунова соперничества не было – на диванчике мирно беседовали оба вождя. Однако, по свидетельству ветеранов-железнодорожников, после 20 съезда партии, когда был развенчан культ личности «отца народов», его голова была заменена на голову пролетарского писателя Максима Горького. Власти долго сомневались и всё же не решились вместе с опальным Сталиным убрать обоготворяемого Ильича. К Горькому же тогда не было никаких претензий.


Памятник Ленину и Сталину у входа в парк (1940-1960 гг.)

Как рассказывает занимавшая в течение 20 лет должность инспектора культурно-спортивных сооружений НГЧ (железнодорожное ЖКХ) Людмила Сергеевна Смирнова, от местного хулиганья тех времён не было никакой жизни. Они обливали памятник краской, пачкали битумом, старались отколоть носы и уши. Вскоре сооружение и вовсе решили демонтировать. Наняли трелёвщик и бульдозер, который выкопал котлован на городском кладбище Читы-I. Памятник стрелевали в огромную яму и «захоронили».


Скульптура 1940-1960-х гг. Бюст вождя у павильона. 

Оставшиеся скульптуры жили жизнью парка, вместе с ним переживали его расцвет и запустение, в которое он постепенно начал приходить ещё будучи «железнодорожным». Парк со всем имуществом входил в клуб «Красный Октябрь», известный с начала 1920-х своей долгой и непростой историей. В штате клуба был мастер, рабочие и уборщики. Они-то и поддерживали на озеленённой территории чистоту и порядок, возили из питомника Антипихи саженцы, вырезали старые и обновляли насаждения акации, берёзы и яблонь. Время от времени ремонтировали скульптуры, поскольку их руки, ноги и атрибутика периодически уничтожались посетителями. Недостающие члены фигур по просьбе НГЧ восстанавливал замечательный мастер-самоучка – железнодорожник, фронтовик Иван Емельянович Кузьмин – отец известной читинской журналистки Веры Селезнёвой.

Затем руководство Забайкальской железной дороги реорганизовало НГЧ в дирекцию эксплуатации зданий и перестало содержать свою территорию. Несмотря на протесты коллектива, в 2014 году передало парк городу на содержание и финансирование – культурно-досуговому центру «Юность». Это случилось, несмотря на то, что «Коллективный труд» всегда был излюбленным местом отдыха большинства семей читинских железнодорожников, живших в районе клуба «Красный Октябрь», за линией железнодорожного пути, по улицам частного сектора на горе и далее к селу Засопке и к озеру Кенон.

Время не пощадило уцелевшие ныне скульптуры. Многие годы они не имели своих лосиных рогов, ушей, ног, копыт и даже половины звериных морд. Лицо девочки также было полностью снесено вандалами, а при моём первом посещении парка из её портфеля торчали использованные шприцы и пачки дешёвых сигарет. Выгребая всё это и бросая в урну вместе с кожаными перчатками, ещё долго прослужившими бы мне, я думала о том, что ведь кто-то и когда-то ваял этот идеализированный тип отличницы в школьной форме классического образца для того, чтобы потомки сверстниц этой девочки брали с неё пример в учёбе и поведении…


Скульптура «Девочка с портфелем» до и после реконструкции

В августе 2016 года в эти скульптуры, измученные действиями вандалов и десятислойным вздыбленным покрытием серебрянкой, вдохнул жизнь известный читинский скульптор Валерий Баширов. Комитет культуры города и КДЦ «Юность» смогли свершить благое дело, ведь скульптуры ушедшей эпохи уникальны, как мальчик с голубем у фасада Дома офицеров, также реконструированный Башировым.

Теперь лось-самец, наполняя пространство метафизическим смыслом, гордо взирает на окружающих и имеет возможность защитить свою подругу от врагов, ведь он, как и благородный олень, – обладатель новых прекрасных рогов. Девочка обрела симпатичное, правда, грустное лицо, выражение которого напоминает о былых бедах бывшего парка железнодорожников. Но теперь он оживает, наполняется детским смехом. Впрочем, его-то как раз во все времена было в достатке, а вот аплодисментов, предназначенных артистам забайкальских и приезжих коллективов, выступающим на подмостках сцены, ранее парку явно не хватало. Теперь и они радуют зрителей своими концертами.


Скульптура «Лоси» до и после реконструкции

Очередное посещение скульптур показало, что жители района их не просто заметили, а сделали лосей и оленя местом фотосъёмок и селфи. К сожалению, мамы и бабушки часто не замечают, как маленькие башмачки пачкают наполированные художником бока и спины животных.


Скульптура «Олень» до и после реконструкции

Сегодня «Коллективному труду» совместными усилиями власти и населения города нужно решить ещё множество проблем. Может быть, скульптуры из сталинской эпохи поэтому и шагнули в наш мир, чтобы помочь возродить былое величие парка – его ухоженные аллеи, качели и карусели, бильярдные и шахматные сражения, танцевальную площадку, духовой оркестр, игравший в резной беседке, торжественные и радостные профессиональные праздники забайкальских железнодорожников? Будем считать их приход первой ласточкой.


Парк «Коллективный труд» 1940-1960-х гг. Музыкальная беседка.

Говоря современным языком, «Коллективный труд» – бренд Железнодорожного района. Это место, куда можно прийти с малышом в коляске или побыть одному в своих думах и отдышаться от повседневных забот, а также встретиться с друзьями, повеселиться, участвовать в массовой тусовке в одном из городских праздников. Парк нужен людям, а потому пожелаем ему достойного финансирования, чистоты, всегда в избытке воды для полива саженцев и цветов, порядочных и добрых людей, которые не отламывают рога, не тушат окурки о бока и ноги животных, не ломают деревья и скамейки, не пьют рядом и не бросают пивные отходы.

Также хотелось бы пожелать более тесной связи «грядущего с былым», с которым мы связаны одной пуповиной, сохранения в парке духа той непростой советской эпохи, из которой новым реформаторам России можно и нужно взять самое лучшее.

Сегодня у российского, да и зарубежного общества (Китай, КНДР, страны Европы бывшего соцлагеря), вновь возник интерес к архитектуре советских городов 1930-1960-х годов. Так, в центральный парк Хабаровска на набережной Амура горожанами со всех мест были свезены и отреставрированы подобные сохранившиеся изваяния. Теперь они стоят на одной из аллей в ряд и из своего прошлого приветствуют новых жителей города и его гостей. Нужно делать всё для того, чтобы и нам было что показать заграничным туристам. И парк «Коллективный труд», которые предстоит облагораживать и дальше, в этом смысле – достойный объект для экскурсий.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Ирина Куренная
Автор благодарит ветеранов труда
М.М. Логвинову и Л.С. Смирнову
за воспоминания и предоставленные
из личного архива фотографии

«Читинское обозрение»
№40 (1410) // 05.10.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net