Главная / Авторы / Ольга Теплова / Остановить мгновенье
Остановить мгновенье
Фёдор Машечко: «Смысл фотографии – запечатлеть жизнь такой, какая она есть»


Фотография – наука лёгкая только на первый взгляд. 21 век старается всё упростить, превратить запретное в доступное. Между тем искусство фотографии, как ни крути, дело филигранное и под силу лишь мастерам. И они – рядом с нами. Такие, как Фёдор Машечко.

Фёдор Николаевич, как фотография стала судьбой?

– В 1967 году приехал в Читу из Белоруссии. За плечами было отделение землеустройства Пинского гидромелиоративного техникума. Стал работать в «Читагражданпроекте» в отделе изысканий и о фотографии не помышлял. Знаете, что такое тайга? С виду глушь, а на самом вся разбита на прямоугольнички. Я прошёл Яблоновый хребет от Улёт до военхоза. Знал каждую тропинку, каждый ручеёк. В тайге рабочий день начинается с восхода и заканчивается, когда солнце садится. Поднимаешься на сопку, когда над речкой туман и низкие облака, и сопки, как пироги, один на одном лежат – и такая красота неописуемая. Это надо видеть. И так это было красиво, что хотелось остановить мгновение, запечатлеть его.

Или идёшь летом по тропинке с напарником. Он впереди в куртке-энцефалитке, весь облепленный паутами. А у меня мысль: «Какой отличный был бы кадр!». Больше того – захотелось этим поделиться с другими.

Потом зашёл в кинотеатр «Родина». Там в фойе была фотовыставка. Посмотрел – подумал, что, наверное, у меня так тоже получится когда-нибудь. Купил фотоаппарат и сделал несколько снимков. Их увидел работник секретариата «Забайкальского рабочего» Ростислав Филиппов и сказал: давай-ка их мне в газету. И вот через несколько дней я вижу свои снимки в свежем номере. Филиппов тогда сказал, что, мол, хватит фотографировать только пейзажи, переходи к другим жанрам.

Быстро возникла дилемма: то ли оставаться в «Читагражданпроекте», то ли уйти с головой в фотографию. Победило последнее. И об этом я не жалею. А с Филипповым мы были хорошими друзьями. Фактически это он открыл меня. Так что смысл недавно открывшейся моей фотовыставки со строчкой из его стихотворения «Я к вам с друзьями…» – это его встреча с вечностью, а я маячил скромной подписью внизу: «Фото Ф.Н. Машечко».

А вообще, чтобы понимать его, человека поэзии, мне волей-неволей пришлось проникнуться духом литературы. Потому что фотограф должен разбираться практически во всём, чтобы передать дух того, что он снимает.

Есть что-то, о чём вы жалеете?

– Однажды, ещё при СССР, в Читу приехал Олег Лундстрем. Была неформальная встреча, и Олег попросил меня найти дом его родителей. Осень. Мы бродили по улице Чкалова, среди старых деревянных домов. Машин тогда было мало. Вместо асфальта – утоптанная земля. Там, где мы проходили, поднимался столб пыли и жухлых листьев, но когда они вздымались, то лучи солнца преломлялись и отражались в каждом листочке. Это было как волшебство. Не знаю почему, но тогда я не сфотографировал такую красоту. Вот об этом до сих пор жалею. А дом мы так и не нашли. Олег не помнил, а я просто не знал.

Сложно ли фотографировать известных людей?

– Известные люди по своей натуре очень скромные. Всё за них делает их «свита». А мне с ними всегда было легко.

Что лучше: чёрно-белая фотография или цветная?

– Вот напротив вас сидит человек, которого собираетесь сфотографировать. Но за ним вдруг обнаружилось что-то, но ярко-красного цвета! И вот это самое яркое концентрирует на себе всё внимание, а не человек, сидящий напротив. Залог хорошей фотографии – правильно расставленные акценты и свет. С цветной фотографией это сложнее. Приходится подстраиваться под обстоятельства и потом много дорабатывать в студии.

Или фотография взрыва. Вам надо передать ужас происходящего, но есть голубое небо и белые облачка, которые автоматически настраивают зрителя на миролюбивый лад! «Всё хорошо», – говорят они. И ваш изначальный посыл уже не сработал.

На чёрно-белой фотографии всё зависит только от автора. Если правильно расставишь акценты, то и фотография выйдет достойная. Надо уметь подметить любую мелочь, подметить и сделать снимок. Фотография – это запечатлённое время.

Можно ли научиться фотографировать?

– Один теоретик вывел такую формулу. На 100 человек, умеющих говорить, приходится один, который умеет думать, на 1000 думающих – один, который умеет видеть. Этому научишься? Надо уметь подметить любую мелочь. Фотография – это запечатлённое время. Надо в себе это воспитывать и работать каждый день.

Фотография будущего – какая она?

– Что такое цифровая фотография? Она была создана для оперативной передачи материала в СМИ. Такая фотография безлика, просто передаёт информацию и идёт в нагрузку к тексту. В смартфонах есть сейчас много функций: как состарить фотографию, как сделать чёрно-белой, как цветной. Это всё похоже на начало 20 века, когда фотографии вручную ретушировали, добавляя «спецэффекты». На смену фотографии пришло кино, и все сразу заговорили, что фотография и театр сойдут на нет! То же сейчас. Уже очень скоро цифровая фотография перестанет быть чем-то ультрасовременным. На смену ей придёт, например, голограмма. Но фотография как искусство в своей классической манере всегда будет идти параллельно моде на технические новшества.

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Ольга Теплова
Фото Татьяны Елиной
«Читинское обозрение»
№42 (1474) // 18.10.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net