В марте лечебные учреждения края провели декадник по профилактике и выявлению артериальной гипертензии. В его рамках специалисты краевого центра медицинской профилактики совместно с врачами-кардиологами Алексеем Прониным и Еленой Бочкарёвой организовали горячую телефонную линию. В течение часа были даны ответы на 20 поступивших звонков-вопросов. Основной вывод: люди слабо информированы о медицинских услугах, которые они вправе получать от системы здравоохранения.
Декадник – что это и зачем?
Декадник – период времени, когда врачи по каким-либо заболеваниям проводят профилактические мероприятия в более активном режиме. В эти дни назначаются дополнительные часы для обследований, консультаций, максимально увеличивается охват пациентов. По окончании декадника собранные сведения суммируются, анализируются и на основании полученных результатов деятельность лечебных учреждений и отдельных его подразделений подлежит корректировке. Целью мартовского декадника было привлечение внимания к проблеме артериальной гипертензии и её последствиям.
Сердечно-сосудистые заболевания – самая частая причина гибели людей (50% случаев смертей). Артериальная гипертензия составляет примерно 35% от всех болезней сердечно-сосудистой системы и является основным фактором риска сосудистых катастроф, таких как инфаркт миокарда, инсульт. Около 40% взрослых россиян имеют повышенный уровень артериального давления. Осведомлённость больных о недуге составляет 85%. Принимают гипотензивные препараты около 70% больных.
Такие разные вопросы
Прошедшая горячая линия была действительно горячей, причём за один телефонный звонок задавалось, как правило, сразу пять-шесть вопросов. Были даже повторные, уточняющие звонки.
Как правило, все вопросы начинались примерно так: «Скажите, пожалуйста, у меня плохо с давлением, что мне делать?». Специалистам приходилось в режиме экспресс-интервью выяснять, какие симптомы проявляются, какое лечение было назначено, поинтересоваться перечнем принимаемых препаратов, понять, следует ли человек рекомендациям врачей, присутствуют ли факторы риска: употребление алкоголя, лишний вес, возраст, курение. В итоге вырисовывались проблемы, которых не должно быть в принципе. К примеру, на какое улучшение самочувствия рассчитывает человек, если в последний раз за медицинской консультацией по проблеме высокого давления он обращался три года назад? Или – долгое время, принимая сильнодействующий препарат, привыкнув к нему и перестав получать облегчение, не хочет проходить дополнительное обследование? Или – насобирав информации о своей болезни и о способах её лечения от родственники, от знакомых, из Интернета, укоряет в неправильно назначенной терапии врачей? Кто-то запутался в названиях лекарственных препаратов и просит назвать наиболее эффективное именно для него средство.
У кого-то вызывает искреннее недоумение, почему современная медицина не использует опыт врачей из прошлых столетий, не применяя кровопускания. А кто-то непременно хочет узнать принципиальную разницу между артериальной гипертензией и гипертонией. Конечно, присутствовала и растерянность – люди не знали, где получить консультацию для назначения лечения, не могли попасть на приём к специалисту, не знали, какие шаги предпринять, чтобы пройти обследование. На все вопросы были даны оптимально подробные ответы.
В двух случаях специалисты обеспечили больным обратную связь с врачами тех лечебных учреждений, к которым они были прикреплены. Растолковали алгоритм действий человеку, получившему серьёзное лечение в другом регионе, как ему следить за своим здоровьем теперь, какими способами получить медицинское наблюдение и сопровождение в дальнейшем. Растолковали, как получить медицинскую помощь гражданскому служащему, работающему в одной из организаций министерства обороны и запутавшемуся в межведомственных отношениях.
А есть ли польза?
Несомненно. Все звонящие на горячую линию получают конкретные ответы, имеют возможность уточнять какие-то нюансы, характерные исключительно для их ситуации. В ряде случаев человеку оказывается помощь в получении обратной связи со специалистами. Плюс к этому, человек убеждается в том, что за своё здоровье он отвечает сам и за образ жизни – тоже. Специалисты в беседах с пациентами выверяют грамотность организационных процессов, эффективность межведомственного сотрудничества, находят слабые стороны в оказании медицинской помощи на местах.
Ещё один положительный момент – разговор со специалистами в таком режиме нередко значительно уменьшает возможный поток жалоб на медицинские учреждения и имеет своего рода психотерапевтический эффект.
Конечно, из-за ограниченности времени и технических возможностей не все нуждающиеся могут дозвониться до врачей по горячей линии. Но такие мероприятия проводятся постоянно. Во многом они позволяют снять часть нагрузки с врачей, а больным дать возможность, не теряя времени в очередях и хождениях по кабинетам, получить квалифицированные советы и рекомендации.
Все материалы рубрики "Темы"
Алексей Половцев
«Читинское обозрение»
0 комментариев