12 апреля — великая веха в истории цивилизации Земли и великой державы СССР — первый полёт человека — Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Сегодня, в эту звёздную дату наш читательский экипаж «Синескопа» продолжает космическую исследовательскую миссию к одному из самых известных и самых успешных за всю историю отечественного фантастического кинематографа проектов, первой части которого в этом году исполняется 50 лет — картине режиссёра Ричарда Викторова «Москва—Кассиопея» (1973).
За оной, согласно «программе» легендарного кинополёта, следовало продолжение — «Отроки во вселенной» (1974). Что ж, друзья, мы летим далее…
…21 марта 1972 года проект «Москва-Кассиопея» был полностью утверждён Госкино и запущен в производство, а уже в начале апреля Ричард Викторов занялся главными героями. Найти подходящих космонавтов-школьников оказалось делом непростым. Режиссёром и ассистентами были просмотрены более тысячи мальчишек и девчонок 12-13-летнего возраста, горящих желанием лететь в космос.
— Командира звездолёта «Заря» и научного руководителя экспедиции Виктора Середу (см. фото экипажа «Зари» на иллюстрации-заставке, слева направо) — Мишу Ершова нашли совершенно случайно. На репетиции парада, посвящённого дню рождения доблестной пионерии, к Ершову подошла ассистент режиссёра. Приняв её поначалу за злобную тётку, которая собирается заставить его нести тяжёлые плакаты, мальчуган хотел тут же драпануть прочь. Однако ушлая женщина всё же успела всучить ему приглашение на фотопробы.
— Первый пилот и бортинженер звездолёта Павел Козелков — Саша Григорьев удрал с контрольной по алгебре — вместо решения уравнений решил заделаться космонавтом-актёром и сам пришёл на пробы.
— Штурман Михаил Копаныгин — Володя Савин имел уже опыт в кино и был приглашён лично Викторовым.
— Экзобиолога «Зари», «холодную» красавицу Варвару Кутейщикову — Олю Битюкову нашли в самый последний момент. О ней случайно вспомнил сам режиссёр, поскольку был дружен с отцом Оли, актёром Борисом Битюковым.
— Врача звездолёта Юлию Сорокину — Надю Овчарову обнаружили в хоре Института художественного воспитания под руководством Соколова. Поскольку девочка оказалась слишком красивой, режиссёр, дабы не затмевать «главную» даму-космонавта Кутейщикову, водрузил на нос Нади очки в строгой черной оправе по типу своих собственных.
— Геолог экспедиции Екатерина Панфёрова — Ира Попова была в картотеке студии им. Горького, поскольку уже успела сняться в двух детских фильмах.
— Ну, а «космического зайца» рыжей масти, «спеца по внеземным цивилизациям», Федьку Лобанова (он же — Лоб) — Володю Басова привела, едва ли не силком его мама, актриса Наталья Фатеева.
Самым «хитрым» и загадочным персонажем «Кассиопеи» — ИОО (этакий современный «волшебник»-«спецагент», «человек в чёрном») стал Иннокентий Смоктуновский.
Надо заметить, проект Викторова блистал участием взрослого созвездия актёров: Лев Дуров, отец и сын Меркурьевы, Наталья Фатеева, Раиса Рязанова. В целях экономии финансовых средств, а также собственных душевных сил, режиссёр снял заодно и всю свою семью (в эпизодах): актрису Надежду Семёнцову, семилетнего сына Колю и двенадцатилетнюю дочь Аню.
Интересно, что если юные кинокосмонавты с энтузиазмом рвались к Альфе Кассиопеи — звезде Шедар, то взрослые актёры в лице Льва Дурова и Смоктуновского высказывали полное неверие в успех фильма.
В исторический день, 29 августа 1972 года начались съёмки самого популярного и самого кассового за всю историю отечественного кинематографа фантастического фильма, как сейчас бы сказали, блокбастера, «Москва—Кассиопея». Традиционного у русских кношников разбивания «на удачу» тарелки и команды «Мотор!», увы, в этот день так и не произошло — на студии имени Горького в этот день не оказалось… «киногорючего» — цветной киноплёнки. Вся партия, пришедшая с производственного предприятия «Свема», оказалась бракованной. Лишь спустя неделю группа разбила тарелку и сняла первый эпизод «У школы», где будущий командир звездолёта «Заря» Витя Середа искал автора лирической записки, переданной ему на сборе астрономического кружка.
Далее, после съёмок ряда «земных» сцен наступил внезапный простой. Декорации интерьеров звездолёта «Заря», предложенные художником Константином Загорским, оказались настолько сложными, изобилующими мелкими техническими деталями, что построить их в запланированные два-три месяца не удалось. Процесс создания корабельных помещений в павильоне №5 студии им. Горького: два одинаковых отсека управления (один со специальными приспособлениями для съёмок невесомости), биоцентр, медотсек, учебная комната, отсек «Сюрприз», где герои фильма могли моделировать самые разные интерьеры и уголки природы, жилые каюты, коридоры, стартовый ангар, занял аж девять месяцев! А ещё была постройка (в натуральную величину!) десантных «шаттлов» — капсул, на которых юные космонавты должны были высадиться на чужую планету! Но «игра», как говорится, «стоила свеч»: зайдя в рубку «Зари», космонавт Береговой с коллегами просто ахнул и мечтательно, даже с завистью произнёс: «Эх, мужики, вот нам бы такой корабль! Настоящий…».
Полностью построенная к кинокосмическому полёту «Заря» была готова лишь к концу июля 1973 года. Но за пару месяцев до того режиссёра Ричарда Викторова и оператора-постановщика Андрея Кириллова едва не обвинили в… шпионаже! Киношники собрались снимать один из самых грандиозных, кульминационных эпизодов фильма — старт звездолёта. Подготовили масштабную декорацию космодрома и… В общем, весь отснятый материал был немедленно… изъят соответствующими органами, поскольку, несмотря на фантастический антураж, он оказался слишком… реалистичным! В то время многое, что было связано с освоением космоса, в СССР было засекречено (впрочем, как и в США), а потому киношники могли запросто попасть под статью «шпионаж и разглашение государственной тайны». Не помогло и вмешательство главного консультанта проекта, лётчика-космонавта Георгия Берегового. Снятое не вернули. Викторову, к большой досаде, пришлось прибегнуть к монтажу и незапланированным комбинированным съёмкам. Потому старт «Зари» получился не столь впечатляющим. Правда, вся остальная масса оптических спецэффектов и трюковых съёмок сторицей компенсировала неудачу со стартом.
Взять ту же невесомость — один из самых сложнопостановочных в фантастическом кинематографе киноэффектов. Сам знаменитый Стивен Спилберг, просматривая «Кассиопею», был в полном восторге и… недоумении: как русским, теперь уже 50 лет назад, без компьютерных технологий удалось снять такие реалистические кадры с парением человека в воздухе? Да ещё обойти самого Стэнли Кубрика с его эпохальной «Космической одиссеей 2001 года»! У него в сценах с невесомостью мог фигурировать лишь один человек, у русских в кадре действовали сразу трое космонавтов!
«Чуда» добился инженер-конструктор киногруппы Валерий Павлотос, создав один из самых удивительных кадров в «Кассиопее»: пилот Козелков бежит в магнитных ботинках по стенам и потолку коридора звездолёта, мимо сидящего на полу Вити Середы, затем в коридоре появляется парящий в невесомости Копаныгин…
Декорацию коридора построили внутри каркаса с использованием узлов от цилиндрической …печи (списанной на заводе) по перемалыванию щебня в цемент, длиной около 20 метров, диаметром в 3 метра. Установили сооружение на ролики. По команде «Мотор! Съёмка…» помощники киногруппы тянули тросы, плавно вращая декорацию вокруг собственной оси. Кинокамера оператора по этой же оси вращалась вместе с «коридором». Приклеенный Миша Ершов (командир Середа) был действительно «приклеен» жёстким креплением к полу и поворачивался вместе с декорацией, Саша Григорьев (пилот Козелков), тем временем, при вращении декорации передвигался то по стене, то, затем, по потолку коридора. Теперь легко догадаться, как всё смотрелось в кадре киноаппарата… Чтобы ещё более усилить эффект невесомости и динамики, в дальнем конце коридора появлялся парящий в воздухе штурман «Зари» Копаныгин — под комбинезон Володи Савина инженер Павлотос спрятал специальный корсет и парнишку «пристыковали» к длинной металлической трубе, невидной за телом юного актёра. По команде режиссёра Володю «выдвигали» на этой трубе в коридор и вращали её. В кадре — Копаныгин «парил» в «невесомости»… Как результат трудов кинематографистов — невероятно реалистичная, беспрецедентная в истории мировых комбинированных съёмок, связанных с изображением невесомости — сцена, поставившая в восторженный тупик не только отечественных, но, в первую очередь, голливудских киноспецов, «обрывающих» телефоны студии им. Горького в надежде узнать секрет…
Отмечу, что все (!) трюки, даже тяжёлые и сложные, в обеих частях дилогии актёры-школьники выполняли без каких-либо дублёров. Впрочем, об одном из них, весьма рискованном, я всё же расскажу позже, а пока…
…В конце лета 1973 года вся съёмочная группа «Кассиопеи» отправилась на чужую планету.
Здесь — стоп! Двигатели — на торможение! Об этом, как и о выходе первого фильма научно-фантастической дилогии Р. Викторова — в финальной части нашей исследовательской экспедиции по курсу легендарного советского кинополёта от столицы СССР до звезды Альфа в созвездии Кассиопеи, что выйдет 26 апреля.
А в следующем «Синескопе» — о премьере нечто современного, российского многомиллиардного и тоже космического…
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№15 (1759) // 12.04.2023 г.
0 комментариев