Особое внимание родители должны уделить психологической подготовке ребёнка. Инструктаж по этой теме специально для читателей «ЧО» проводят:
Оксана Ганина, психолог, старший преподаватель кафедры психологии образования ЗабГУ
Наталья Винникова, и.о. директора краевого Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья»
Наталия Шибанова, заместитель министра образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Какое значение для детей имеет летний лагерь?
Наталья Винникова:
– Это первые шаги к самостоятельности, ответственному поведению и умению принимать решения без помощи родителей. Но с самих родителей никто ответственности не снимал: нужно оценить готовность ребёнка отдыхать вдали от дома и, если готов, собрать его к отъезду и нахождению в лагере.
Оксана Ганина:
– Летний лагерь – это серьёзный этап взросления ребёнка. По возвращении обязательно похвалите его, скажите, как вы горды тем, что он сумел прожить вдали от родных и стойко вынес все испытания.
Наталия Шибанова:
– В лагере отдых совмещён с процессом образования, только в игровой форме.
Как понять, что ребёнок к лагерю готов?
Наталья Винникова:
– Оптимальный возраст для этого, с точки зрения психологии, – 8-10 лет. Раньше не стоит: ребёнок ещё сильно привязан к родителям. После первого класса нежелательно: завершается сложная адаптация к школе. А с восьми лет уже начинают формироваться ответственность за своё поведение, умение справляться с трудностями, привиты навыки гигиены и самообслуживания. В лагере все эти навыки закрепляются.
Оксана Ганина:
– Отправлять можно и с 7 лет, если ребёнок без проблем общается с новыми людьми, легко находит общий язык со взрослыми и сверстниками. Если же ребёнок «домашний», лучше не раньше десятилетнего возраста. Главный индикатор готовности – желание самого ребёнка поехать в летний лагерь. Застенчивого, малообщительного лучше отправлять в лагерь в знакомой ему компании: с другом, братом, сестрой. Не надо посылать в лагерь детей с нерешёнными психологическими проблемами.
О чём заранее предупредить своё чадо?
Наталья Винникова:
– Не нужно рисовать лишь радужные перспективы отдыха, стоит предупредить об ответственности, необходимости получать новые знания и, конечно же, слушать педагогов и выполнять их требования, соблюдать распорядок дня. Ребёнок должен ехать мотивированно и с реальными представлениями о том, что его ждёт. Чтобы в сложный для многих период адаптации (3-7 дней) не было капризов, нежелания выполнять требования и вообще оставаться в лагере.
Жизнь ребёнка в лагере – это постоянное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Привить навыки культуры общения и вхождения в коллектив – задача родителей. Ребёнок приезжает в лагерь с определённым багажом (опытом), который формируют родители. Если этот багаж сформирован неверно, то и самому ребёнку будет некомфортно, и тем, кто его окружает.
Наталия Шибанова:
– Смена в лагере – это не только отдых, но и определённый образовательный профиль. Необходима моральная готовность участвовать в образовательных событиях и различных мероприятиях. Это вопрос психологического комфорта ребёнка, на это его нужно настраивать заранее.
Ребёнок в лагере в течение нескольких недель учится жить в коллективе общаться и взаимодействовать. Для многих детей мотивацией поездки становится возможность познакомиться с новыми людьми, найти друзей. Именно коммуникативная сторона для них очень важна.
Нужно объяснить ребёнку, что рядом будут взрослые люди – воспитатели, вожатые, которые готовы помочь и не нужно бояться к ним обращаться. Очень распространённая ситуация: у ребёнка заболел живот, что он делает? Звонит родителям и просит его забрать, в то время как в лагере есть медицинский пункт.
Оксана Ганина:
– Чаще всего дети переживают по следующим поводам: смогут ли они найти себе новых друзей, сумеют ли защитить себя от сверстников и позаботиться о себе, найдут ли общий язык с вожатыми? Постарайтесь успокоить тревогу ребёнка, рассказать о собственном позитивном опыте, привести примеры проблем и способы их решения, с которыми сталкивались вы сами.
О чём стоит предупредить работников лагеря?
Наталья Винникова:
– Если у ребёнка какие-то психологические особенности, например, трудности в общении, то об этом обязательно следует проинформировать педагогов.
Оксана Ганина:
– У каждого ребёнка есть свои особенности поведения. Сложнее приходится детям-интровертам. Такой ребёнок особенно впечатлительный, замкнутый, устаёт от общения, необходимости постоянно быть на людях, в коллективе, для него важна возможность побыть в тишине, покое и уединении. Бывают конфликтные дети, которые постоянно нарываются на проблемы. Родителям таких детей стоит предупредить вожатых и воспитателей заранее.
Наталия Шибанова:
– Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем, он нуждается в дополнительном контроле или приёме лекарств, это должно быть отражено в медицинской карте, необходимо предупредить об этом персонал лагеря. Скрывать такие моменты нельзя. Лекарственные средства, даже витамины, давать детям на территории детского учреждения имеет право только медицинский работник.
Какие правила существуют для родителей?
Наталия Шибанова:
– Во-первых, вопрос питания. В дорогу детям рекомендую дать с собой обычную воду для утоления жажды. Само собой, в сумке ребёнка не место семечкам, а также колбасе, майонезу, чипсам и прочей неполезной и скоропортящейся еде.
Новая вода и пища в лагере, даже сбалансированная и безопасная, – стресс для детского организма. А всё, что привозят родители, – как правило, не совсем полезная еда, она усугубляет ситуацию.
В прошлый сезон летнего отдыха на территории Забайкальского края были зафиксированы два случая группового заболевания пребывающих в лагере детей. Оба инцидента произошли по вине родителей, которые привозили своим детям дополнительное питание, например арбузы, йогурты, видимо, они успели испортиться, в результате всё закончилось отравлением.
Были попытки вывешивать списки запрещённых продуктов, которые нельзя привозить детям. Но родители начали обращаться в прокуратуру с жалобой на ограничение прав детей. Тем не менее, контрольные органы были на нашей стороне, так как запреты были оправданы требованиями безопасности.
Во-вторых, родители должны правильно собрать вещи ребёнка: предметы личной гигиены, несколько комплектов удобной комфортной одежды и обуви, соответствующие профилю и особенностям лагеря и нашего климата. Настаивать мы не можем, но рекомендуем детям не брать с собой ценные вещи, украшения, всевозможные электронные гаджеты: планшеты, смартфоны, ноутбуки. Хотя во многих лагерях есть специальная комната для хранения ценных вещей. Достаточно взять с собой простой сотовый телефон, хотя и без него можно обойтись: во всех лагерях есть стационарные телефоны. Ребёнок едет отдыхать, и нет необходимости ему постоянно зависать в информационно пространстве, в социальных сетях.
Наталья Винникова:
– Замечу, что дети и сами часто звонят родителям, особенно в период адаптации. Некоторые из них могут плакать и проситься домой, это естественная реакция. Отнестись к этому адекватно, не нужно бежать и забирать ребёнка после первого же каприза. Иногда бывает достаточно психологической поддержки со стороны родителей и педагогов. Но если вы видите, что сыну или дочке в лагере плохо, он не может адаптироваться, возможно, стоит забрать его домой.
Многое зависит от эмоционального состояния родителей, если родитель тревожится или боится, например, того, что его ребёнок будет плохо есть, то эта тревога передаётся ребёнку.
Все материалы рубрики "Наши дети"
Подготовил Денис Приходько
«Читинское обозрение»
№23 (1507) // 06.06.2018 г.
0 комментариев