Блистательный юмор, драма, сказка, лирика, ирония, философия детства, чужие планеты и земные небеса, мужество и дружба, вечная любовь к родному краю, печаль и вновь смех и улыбки… Иногда сквозь слёзы. Но всегда, даже в грустном, где-то обязательно мелькнёт улыбка и поманит надежда, даже если ты совсем упал духом и тебя колотит судьба, даже когда ты в другой стране или вообще, за тысячи световых лет от дома.
…Я знаком с добрым пятилетним малышом Серёжей, с суровым морским волком, боцманом Росомахой, мне известен марсианин по фамилии Травкин и горячий грузин-врач Бенжамен. Я отлично знаю ещё одного генацвале-лётчика и одного бесшабашно-шабашного русского сантехника-алкоголика. Я вхож в дом переводчика-бегуна по женщинам и жизни. Сотни раз «ручкался» с криминальным авторитетом, имеющим «учёную» степень и его компашкой. Мне лично и отлично известны (даже дважды) представители одной далёкой планеты в соседней галактике. И ещё много кто и много где… Известны всем нам и не одному поколению. Все они рождены гением отечественного кинематографа, его классиком, которому исполняется в эти дни 90 лет!
Именно исполняется, а не исполнилось бы, поскольку этот человек, сценарист, режиссёр и герои его картин всегда с нами. Георгий Николаевич Данелия. Сегодня о нём…
Родители и «прибытие» Гии
Герой нашего сегодняшнего повествования прибыл на этот свет 25 августа 1930 года. Пунктом «прибытия» стал город Тифлис (с 1936 — Тбилиси), «вокзалом» — дружная семья в лице папы, Николая Дмитриевича Данелии — родом из крестьянской семьи, после революции закончившего в столице молодого СССР Московский институт инженеров путей сообщения и ставшего в будущем главным инженером Метростроя Москвы и мамы, Мери Ивлиановны Анджапаридзе, работавшей экономистом. Прежде, чем стать легендарным классиком оте-чественного кинематографа, юный сынок-непоседа Гия (именно так, с детства и всю жизнь звали Георгия Николаевича его близкие и друзья) переехал с родителями в столицу, где он и закончил в 1946 году школу.
…Как известно, Данелия был неунывающим весёлым и остроумным человеком. Хотя, когда он стал старше, по его внешнему виду иной раз об этом было сложно догадаться. На протяжении всей его жизни с ним и с его друзьями и коллегами также приключалась масса курьёзных и смешных случаев, начиная с самого детства, о чём в нашей истории стоит поведать. Итак…
Забегая назад, или Курьёзы из жизни будущего мастера отечественного кино.
Однажды, когда Гии было шесть годков, он заболел малярией. Доктор выписал ему таблетки и предупредил родителей, что моча от них окрашивается в синий цвет. Вскоре бабушка повела любимое чадо в театр — во МХАТе показывали сказку «Синяя птица». В антракте мальчишка пошёл в туалет, встал у писсуара… И вдруг услышал, как хорошо поставленный голос у него за спиной произносит: «Не верю!». Обернулся — оказалось, это обалдевший от цвета увиденного …Станиславский!
Гия «блатной», но в кино …ни ногой
Выпускник школы, Гия долго соображал, куда податься дальше. Папа, инженер-метростроевец, предложил: «Надо отдать его во ВГИК». «Почему именно во ВГИК?» — удивилась мама. «А куда его, балбеса, ещё девать-то?» — с сарказмом сказал папа, поскольку папа работу в кино считал не очень серьёзным занятием, потому и предложил институт кинематографии, как самый крайний, «аварийный» вариант. «Там хотя бы блат есть», — добавил он. Блат действительно был. Мама нашего героя, несмотря на то, что была родом из семьи нотариуса, но воспитывалась в творческой атмосфере. Сменив работу экономиста, затем бригадира в Метрострое, во время эвакуации, в Тбилиси, стала ассистентом режиссёра на студии «Грузия-фильм». После войны, по возвращении в Москву, работала к тому времени вторым режиссёром на «Мосфильме», а муж её сестры, знаменитый режиссёр Михаил Чиаурели, лауреат пяти (!) Сталинских премий, снявший культовые картины той эпохи: «Арсен» 1937, «Великое зарево» 1938, «Георгий Саакадзе» 1943, «Клятва» 1946 и масштабное кинополотно «Падение Берлина» 1949 был вхож в окружение генерального секретаря СССР и являлся очень влиятельным человеком, причём не только в кинематографе.
Однако, несмотря ни на какой «блат», тяги к кино у будущего кандидата в студенты не было.
«Надо же хоть куда-нибудь поступать, а то в армию заберут», — сказала мама. В армию идти Гие тоже как-то не хотелось, и он поступил в …архитектурный. Причём поступил «за компанию» вместе со своим другом Женей Матвеевым. Как ни странно, учёба в Архитектурном Гие понравилась.
Забегая в Настоящее… «Джентльмены со стройки»
Однажды, проходя производственную практику на строительстве МГУ студент Данелия учился «мостить» пол керамической плиткой на самой верхотуре здания — 35 этаже. А повыше, на самом шпиле вкалывали самые настоящие заключённые. Как-то раз двое зэков пыталась удрать со стройки, и …угодили в …цементный раствор! «А говорили, что порожняком пойдём…» — простонал через почти два десятка лет в цистерне с раствором один из героев бессмертных «Джентльменов удачи», в сценарий которого Данелия и внёс эту историю.
Архитектор случайно меняет профессию
После окончания института в 1954 году Данелия до 1955-го работал архитектором в Институте проектирования городов («Гипрогор»). Работал неплохо и, возможно, отечественное кино так и не обрело бы маститого режиссёра, если бы не случай. Как-то возвращался со своим приятелем молодой архитектор Данелия домой с прогулки. Вдруг видят, лежит под забором пьянющий в доску мужик интеллигентного вида. Решили помочь — вдруг, кто обворует беднягу. Подняли. «Я не пьян», — прохрипел интеллигент . — «Я отдыхаю!». Он вытащил из кармана пальто мятую газету «Советская культура» и вновь уселся под забором. Но в этот момент, абсолютно случайно Данелия заметил в газете заголовок «Студия «Мосфильм» объявляет набор на режиссёрские курсы». И стипендию хорошую (130 руб.) обещали. Данелия прикинул все «за» и «против» и …пошёл в режиссёры.
Обучение будущих кинодеятелей возглавил прославленый мэтр, легенда советского кино — Иван Пырьев. Свой самый наипервейший фильм Гия снял после второго курса. Десятиминутная короткометражка представляла собой отрывок романа «Золотой телёнок» — «Васисуалий Лоханкин и Варвара» с Евгением Евстигнеевым и Галиной Волчек в главных и единственных ролях. Учителями Данелии были «монстры» советской режиссуры: Ромм, Юткевич, Трауберг, Райзман, Калатозов. Закончив в 1959 году Высшие режиссёрские курсы, Гия защитился фильмом «Тоже люди» (по эпизоду романа «Война и мир» Л. Н. Толстого).
Первые фильмы и успех
Уже на следующий, 1960 год, совместно со своим однокурсником Игорем Таланкиным («Выбор цели» 1974, «Отец Сергий» 1978), поставил Данелия полнометражную ленту о детях по повести ленинградской писательницы Веры Пановой «Серёжа» с Борей Бархатовым, Бондарчуком и Скобцевой в главных ролях.
Снимая одну из самых эмоциональных сцен в фильме «Серёжа» — плачущего главного героя, которого не берут родители, уезжающие в командировку на длительный срок в далёкие Холмогоры, пятилетний Боря Бархатов никак не мог заплакать в кадре. Авторы, сговорившись между собой, взяли на себя образы — Данелия — доброго, Таланкин — злого режиссёра. «Злой» начал специально ругать и запугивать мальчика, если он не будет плакать, то запрёт его на ночь в страшном большом съёмочном павильоне с крысами и «бабаями». Данелия ему подыгрывал и защищал юного актера.
Перебранка закончилась тем, что пятилетний паренёк с полными глазами слёз выкрикнул (парнишка слегка не выговаривал некоторые буквы): «А вы сами кто? Сами-то кто? Фами-ию взял Та-анкин, а та-анта нету! Вы и не ежиссёр, а жук навозный!». Все в павильоне просто замерли от удивления, но крупный план был снят — и он был отличный. Спустя секунду вся группа грохнула смехом. А Таланкин, несмотря на радость снятого великолепного кадра дня три ходил расстроенным, вспоминая высказывание мальчика о нём. Данелия как мог, успокаивал: «Да это же он не со зла, а с горя… Тебя бы в его возрасте не взяли в Холмогоры, ты бы не то ещё сказал…».
Картина оказалась настолько великолепной, что заняла в 1960-м главный приз престижного Международного фестиваля в Карловых Варах.
Следующий фильм последовал через два года после «Серёжи» и тоже был экранизацией. Данелия, уже без соавтора-режиссёра, самостоятельно взялся за съёмки картины по повести писателя и сценариста Виктора Конецкого («Полосатый рейс» 1961, «Тридцать три» 1965) «Путь к причалу». Эта лента стала суровой и удивительно реалистичной драмой о мужественных людях — моряках мурманского Заполярья — спасателях с буксира «Кола». В картине у молодого режиссёра снялись такие известные актёры советского кино как Борис Андреев, Олег Жаков, Любовь Соколова, Валентин Никулин, Бруно Оя, Георгий Вицин. Именно в этом фильме впервые прозвучала и ныне не стареющая «Песня о друге». 10 сентября 1962 года состоялась премьера картины «Путь к причалу», а к финалу её проката первым экраном ленту успело посмотреть почти 16,5 миллионов зрителей. Уже в этих первых полнометражных кинопроизведениях присутствовали характерные черты стиля Данелии, присущие большинству последующих картин, в которых юмор, ирония, сатира и сарказм уживаются с лиризмом, грустью, а порой даже и с мрачным, трагическим восприятием действительности.
***
…А между тем в окно стучал знаковый для Георгия Данелии 1963 год.
Что было дальше? Об этом в следующей нашей встрече.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№34 (1622) // 18.08.2020 г.
0 комментариев