На экране – человек в реальном и «фантастическом» космосе. Юрий Гагарин – первый космонавт планеты Земля, Алексей Леонов – первый покоритель открытого космического океана… В бескрайнем ли пространстве или на борту космического корабля, человек, сбросив оковы тяготения, парит подобно птице. Он в невесомости… Самый сложный и тяжёлый для воплощения, даже в «компьютерную» эру, эффект в кинематографе, цель которого – укрыться от вездесущей на Земле силы тяжести. М. Журавлёв, П. Клушанцев, Р. Викторов, Р. Ховард, наконец, А. Куарон с его «Гравитацией» и Джеймс Грей с фильмом «К звёздам», премьера которого планируется в конце мая, – режиссёры, которые (каждый своим способом) всё же смогли от неё «убежать», не покидая планеты. Каким образом? Сегодня в «Синескопе» – киноантигравитация и её тайны!
«Лунная миссия», или Для чего в космосе рояль?
В 1935 году в киномире произошло чудо – советский режиссёр Михаил Журавлёв с командой единомышленников и с консультантом, самим отцом современной космонавтики Константином Циолковским, отправил в экспедицию на Луну космический корабль с экипажем из трёх человек в картине «Космический рейс». Закупленный многими странами мира фильм русских шёл с аншлагами. Невероятно достоверная техника, показанная в «Рейсе», скафандры, интерьеры корабля, лунные пейзажи поражали зрителей, но рот вообще открывался от удивления, когда космонавты парили в невесомости. Никаких видимых верёвок, которыми грешили старые фантастические фильмы о полётах в космос, в кадре не было!
Секрет «невесомости» был гениальным и простым: актёрам под одежду надевали специальные металлические «кирасы» и подвешивали за три тонкие струны от… рояля. Струны перебрасывались через систему блоков, расположенных на потолке студии. Чтобы пролёты актёров в «невесомости» не смотрелись грубо и с рывками, концы струн, крепившиеся к «кирасам», снабжалась амортизаторами из резины. Эффектные кадры парения космонавтов делались так – см. схему «невесомости», вариант 1. Часть декорации подвешивали в вертикальном положении, сквозь неё пропускались струны-подвески. Прикрепляли актёра. Оператор с камерой ложился на пол (или тележку): над ним висела в плоскости декорация, и «космонавт», совершающий плавное вращение на подвеске, которую камера не видела, поскольку актёр своим телом просто её перекрывал. Таким образом получался кадр, на котором космонавт свободно вращается в «невесомости» без каких-либо видимых приспособлений.
Звёздно-невесомая «Дорога»
В 1957 году советский гений комбинированных и трюковых съёмок, легенда фантастического кино, режиссёр Павел Клушанцев потряс зрителей ещё сильнее. Он снял научно-популярный и художественный фильм «Дорога к звёздам». Лента рассказывала об истории космонавтики, её настоящем и будущем. Клушанцев сделал такое, что кичливый Голливуд от невероятного удивления вошёл в состояние ступора, впрочем, как и зрители множества стран, закупивших эту картину. Судя по тому, что происходило на экране, было очевидно: СССР уже начали пилотируемые полёты, построили громадную орбитальную станцию и высадились на Луне! Реализм кадров потрясал. Космонавты в космическом корабле парили в невесомости и, в отличие от «Космического рейса», даже свободно разгуливали по стенам и потолку, а в открытом космосе вообще парили и кувыркались в любом положении и направлении. Не было абсолютно никакого намёка на какие-либо подвески.
Тайна «русской» земной невесомости
Как же Клушанцев добился невесомости, не отрываясь от планеты? Как и всё гениальное, этот секрет оказался достаточно простым, хотя трудоёмким, тяжёлым для выполнения и отчасти схожим, что и в «Космическом рейсе» (см. схему, вариант 1). Для «масштабных» съёмок таких кадров высоты павильона уже не хватало, и киношникам пришлось вырезать в полу отверстие в несколько квадратных метров и переместить оператора с тележкой в подвал.
Что касается эффектного перемещения космонавтов в кабине космического корабля, то раскрыть его секрет поможет схема «невесомости», вариант 2. Кабина корабля имела цилиндрическую форму. Для съёмки построили горизонтальный барабан большого диаметра, который мог вращаться благодаря системе роликов. К барабану жёстко крепилась камера и осветительные приборы. Внутри барабана устанавливался его меньший вариант с декорацией и актёрами, которые фиксировались к креслам. «Космонавт», которому предстояло перемещаться по стенам, оставался свободным. Во время съёмки ассистенты начинали медленно катить барабан вместе с декорацией прямо по полу съёмочного павильона, актёрами в креслах и оператором. «Свободный» же актёр плавно переступал в нужном направлении и по мере вращения декорации под ногами, шёл по стене, а затем и по потолку отсека корабля. На экране получалось, что «космонавты» в креслах свободно сидят в горизонтальном положении (камера-то закреплена с ними в одной оси), а их товарищ разгуливает в «невесомости» по самым неожиданным точкам интерьера отсека. На фото из фильма «Дорога к звёздам» на главной иллюстрации сегодняшнего материала «Синескопа», как раз кадр с подобной киноневесомостью.
Снявший в своё время знаменитую эпическую картину «Космическая одиссея 2001 года» (1968), её автор, легендарный Стэнли Кубрик отмечал: «…Не будь писателя Кларка и великого Клушанцева, я никогда не смог бы снять «Одиссею».
Через тернии — в гидрокосмос
В дальнейшем немало советских и зарубежных режиссёров-космистов использовали клушанцевскую «невесомость» и даже пошли дальше. Так, Ричард Викторов стал первым и единственным режиссёром, который применил в «космических» съёмках гидроневесомость – он использовал большие бассейны с погружёнными в воду декорациями космической станции и звездолётов в фильме «Через тернии к звёздам».
Невесомая «Блевотинка»
Отличились в создании невесомости без компьютеров и американцы. Правда, не слишком замысловато, но достаточно эффективно и… дорого. Режиссёр Рон Ховард, снимая драму «Аполлон-13» в 1995 году, просто обратился в NASA. Ему предоставили за миллионы долларов (благо, бюджет позволял) большую крылатую лабораторию КС-135, где тренировались астронавты, называющие её ласково и не без оснований «Комета Блевотинка». В самолёте была установлена декорация «Аполлона» с экипажем актёров и съёмочная аппаратура с группой. Самолёт резко набирал высоту до 9000 метров, а затем сбавлял мощность движков до минимума – делал «горку». В этот момент от 15 до 40 секунд наступала самая настоящая невесомость (см. схему «горки» на главной иллюстрации). Киношники за этот короткий промежуток времени успевали снимать. Один из «астронавтов» – актёр Билл Пакстон радовался невесомости, как ребёнок, и торопливо ловил ртом летающие кусочки чипсов. Его коллеги Том Хэнкс и Кевин Бейкон (как и сам режиссёр), с трудом подавляя тошноту (плохо переносили «нулевой» вес), мужественно изображали работу на борту корабля.
«Гравитация»
Режиссёр Альфонсо Куарон не стал связываться с «натуральной» невесомостью не только по причине дороговизны и «тошнотности», но, в первую очередь, из-за её кратковременности. В своей сенсационной «Гравитации», что шла на экранах нашего города шесть лет назад, он продемонстрировал нечто новое (хотя, как выяснилось, не без «русской школы»). К примеру, зрители сразу обратили внимание на первую сцену в фильме – она шла без единой монтажной склейки, одним беспрерывным планом в течении 17 минут, где показана и работа астронавтов в открытом космосе, и катастрофа с «шаттлом». Никакая самолётная «горка» не могла длиться такое время.
Антигравитация «Гравитации»
«Открываю» секрет «антигравитации» «Гравитации»! Для съёмок фильма были построены огромные полые кубы (14 экземпляров), минимальный из которых имел размеры граней по девять метров. Внутри, при помощи системы из 12 тросов, подвешивались актёры («русская невесомость»!). Только в отличие от съёмок невесомости по методу М. Журавлёва и П. Клушанцева, актёров никто не вращал и не передвигал, а двигалась сама… камера! Такая возможность у киношников появилась относительно недавно. Новый съёмочный аппарат, созданный с помощью робототехники, мог двигаться во всех направлениях, вращаться на 360 градусов и летать со скоростью более 40 км/час, позволяя делать эффектные «наезды», не прибегая к помощи объектива-«зума»! Сами актёры находились в центре куба в статичном положении и совершали, когда требовалось, какие-либо движения, а изображение тросов, попадающих в кадр, впоследствии стиралось. Иллюзия, что актёры действительно летают в открытом космосе, была идеальной.
P.S. Крупные картины последних нескольких лет: «Интерстеллар» (2014), «Пассажиры» (2016), «Время первых» (2016), «Живое» (2017), «Салют-7» (2017), «Человек на Луне» (2018)… Удивительно, что, несмотря на все чудеса компьютерной графики, современные киноволшебники продолжают колдовать, погружая своих героев в невесомость при помощи старых добрых рецептов советской киномагии – всё тех же систем тросов, струн и подвесок.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№12 (1548) // 20.03.2019 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев