11 ноября (30 октября по старому стилю) 1816 года император Александр I утвердил «Постановление о тротуарах».
На самом деле тротуары, то есть дорожки исключительно для пешеходов имелись и в древней Москве, и в древнем Новгороде. Порой их делали из широких деревянных половиц, пригнанных друг к другу.
Но в Европе принято считать, что первый тротуар появился в древних Греции и Риме, в том числе и на территории современной Турции. В средние века тротуары вроде бы появились в середине XVIII века в Лондоне. В Париже первые тротуары были созданы в 1607 году, но не для пешеходов, а для торговцев. А вот тротуары уже непосредственно для пешеходов парижане позаимствовали у лондонцев. Первые тротуары в Париже проложены в 1781 году. Примерно с 1815 года в этом городе началось массовое мощение тротуарных дорожек. Это были отёсанные гранитные плиты, выложенные вдоль главных улиц города и отгороженные чугунными тумбами с надписью «тротуар».
И вот менее, чем через год то же самое решили сделать в России. Понятно, что начинали со столицы. По сути дела это постановление касалось именно Санкт-Петербурга. Интересно, что некоторые его положения не просто интересны, а актуальны для наших дней. Так, определено, где их делать: «Тротуары будут по обеим сторонам улиц, площадей и набережных». Определён материал, из которого они должны делаться. Они (пешеходные дорожки) должны быть «составлены из гранитных камней или плит, шириною двух аршин (примерно полтора метра); скат же с улиц должен быть одного вершка (чуть больше четырёх сантиметров)». Также подчеркнуто, что тротуары «должны представлять сколь возможно одинаковую плоскость по крайней мере по пресечению одной улицы до другой ближайшей и они будут соединяться с мостовой в воротах, скатом без уступа». А их соединение с мостовой по улице «так же должно быть скатом под углом 45 градусов». Расписаны и другие мелкие вроде бы, но такие важные для удобства пешеходов детали.
На этом положении император написал: «Быть по сему».
К сожалению, в других городах не могли следовать этим правилам (не по бюджету это), но хорошо, хоть всё же начали их создавать.
Для Читы, ставшей в 1851 году столицей огромной Забайкальской области, с её пыльными улицами это было важным условием для создания цивилизованных условий жизни в городе. Однако только в 1902 году (через два года после того, как принята в постоянную эксплуатацию Забайкальская железная дорога) Читинская городская Дума издала обязательное постановление для всех домовладельцев и купцов об устройстве тротуаров с деревянными бортами и тумбами. Летом того же года вдоль части улицы Сретенской (ныне 9-го Января) был построен первый в Чите асфальтный тротуар.
В 1904 году такой же асфальт проложен на части тротуара вдоль улицы Амурской. После перерыва, вызванного русско-японской войной 1904-1905 годов и первой русской революцией 1905-1907 годов, городские власти продолжили создание и улиц, и тротуаров, а заодно и так называемой ливневой канализации. Потом опять был долгий перерыв на времена революционных потрясений 1917 года и гражданской войны, растянувшейся у нас до 1922 года.
Новая экономическая политика (НЭП), которую в Советской России начали осуществлять с 1921 года, дала положительные результаты, в том числе и в плане развития городского хозяйства. И вот в августе 1925 года газета «Забайкальский рабочий» сообщала, что вдоль улицы Калининской (ныне Амурская) «выложен почти целый квартал нового тротуара из плит паркетного типа». С тех пор вплоть до текущего года, когда новый тротуар, к примеру, был создан вдоль улиц Артёменко и Народной, работы по созданию тротуаров и в Чите ещё продолжатся. Жаль только, что их создатели не следуют «Постановлению о тротуарах» 1816 года.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
Фото: panevin.ru
«Читинское обозрение»
№46 (1634) // 11.11.2020 г.
0 комментариев