Главная / Темы / Первые музыкальные подвижники Читы
Первые музыкальные подвижники Читы
Нотная библиотека организаторов музыкального образования в Чите Л.А. и А.Ф. Крушельницких


В Центре книжных памятников Забайкалья краевой библиотеки им. Пушкина хранится немало старинных нотных изданий. Среди них – ноты, принадлежавшие организаторам музыкального образования в Чите супругам Л.А. и А.Ф. Крушельницким.

Несколько томов таких нот сохранились и в библиотеке детской музыкальной школы им. Б.Г. Павликовской. Недавно по решению коллектива школьные экземпляры были переданы на вечное хранение в центр книжных памятников Забайкалья. Это событие стало темой встречи, посвящённой памяти замечательных музыкантов и приуроченной к 340-летию нотоиздания в России.

Заведующая центром книжных памятников Забайкалья Марина Забровская рассказала о нотных коллекциях, редких изданиях, познакомила с экспонатами выставки редких старинных нот «Зачарованные звуки». Текст и фотографии, подготовленные преподавателем школы Еленой Черепановой, познакомили с основателями профессионального музыкального образования в Чите Л.А. и А.Ф. Крушельницкими, погрузили в эпоху конца 19 – начала 20 века.

В 1915 году в Читу приезжают супруги Крушельницкие. Лука Александрович, инженер, обучался игре на скрипке, руководил военным оркестром, выступал в любительских концертах. Его супруга Александра Фёдоровна окончила Московскую консерваторию по классу профессора В.И. Сафонова, десять лет работала концертмейстером Большого театра и аккомпанировала многим выдающимся певцам. Не случайно, когда знаменитый тенор Леонид Собинов, будучи проездом, выступил с концертом в Чите, ему аккомпанировала Александра Фёдоровна.

В Чите супруги объединили вокруг себя любителей музыки, они мечтали об оперной труппе, о создании в городе системы музыкального образования. И в период Дальневосточной республики в столице Забайкалья была создана государственная консерватория, которая получила название «народной». Её первым заведующим стал Лука Александрович, а его супруга – ведущим преподавателем по классу фортепиано. Энтузиасты подготовили оперные спектакли. Читинская публика слушала «Кармен», «Пиковую даму», «Русалку». Позднее консерватория была преобразована в музыкальный техникум, открывались классы духовых инструментов, сольного пения, народных инструментов, теоретических дисциплин.

В 1930 году в Чите начала работу первая детская музыкальная школа, и Крушельницкие продолжали трудиться на ниве музыкального образования до преклонных лет, воспитали десятки учеников.

Потому так бережно хранились в библиотеке школы нотные сборники, на которых стоит оттиск штампа «Нотная библиотека первых организаторов Читинской музыкальной школы Л.А. и А.Ф. Крушельницких». Сам штамп представлен в школьном музее. На некоторых страницах нот сохранились пометки первых владельцев.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Ирина Дёмина,
заслуженный работник

культуры России
«Читинское обозрение»
№17 (1449) // 26.04.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2022 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net