Впервые столь привычные теперь для нас открытки или, как их тогда называли, открытые письма появились в Австрии. Произошло это 1 октября 1869 года, а уже через три года, в 1872 году, открытка увидела свет и в России.
Но широкое распространение в нашей стране они получили только с ноября 1895 г., когда «Община святой Евгении» выпустила целую серию открытых писем с видами Москвы. С тех пор видовые открытки стали визитной карточкой городов, устроивших своеобразные соревнования по красоте и полноте запечатлённых улиц, площадей и отдельных зданий.
Забайкалью в этом смысле было довольно трудно. Фотографы были наперечёт, да и типографий, имеющих оборудование для печати фототипий, попросту не было. Реализовать такое производство можно было только на далёком западе, чаще всего даже на территории современных Польши и Литвы.
Спасением для провинциальных «кустарей» стала фирма «Кодак», выпустившая в 1903 году на рынок фотоаппарат, размер негатива которого позволял делать контактные отпечатки на фотобумаге открыточного размера. Плюс многие производители фотобумаги (тот же самый «Кодак», а также «Агфа», «Velox» и др.) выпускали пачки фотобумаги уже с напечатанными почтовыми реквизитами на оборотной стороне. Стоит ли говорить, что владельцы фотоателье сразу же взялись за тиражирование открыток с местными достопримечательностями.
В Забайкальской области таким первопроходцем стал Алексей Кириллович Кузнецов, более известный как основатель Нерчинского и Читинского музеев. Его частная фотолаборатория, которой он обзавёлся ещё в середине 1880-х гг., живя в Нерчинске, была основным источником семейного дохода. С фотоаппаратом он объездил буквально всю область, выполняя не только заказы разных лиц, но и фиксируя города и местности, а также быт коренных народов. Именно эти снимки вошли в самую первую его открыточную серию, выполненную самодельным способом.
В собрании Нерчинского краеведческого музея есть шесть открыток из того первого набора, на которых запечатлена Чита начала прошлого века. На них можно увидеть панораму города из-за Читинки, его восточную часть, снятую со стороны Атамановской площади (см. фото 3), юго-восточную часть улицы Амурской (см. фото 2), северо-западную часть этой же улицы, снятую со стороны Общественного собрания (см. фото 6), дом Хлыновского с Русско-Китайским банком, магазинами Игнатьева, Стахеева, Второва и других на улице Сретенской (см. фото 1), дацан, находившийся в саду Жуковского (см. фото 4).
Фото 1. Дом Хлыновского с Русско-Китайским банком, магазины Игнатьева, Стахеева, Второва и других на улице Сретенской
Фото 2. Юго-восточная часть улицы Амурской
Фото 3. Панорама города из-за Читинки, его восточная часть, снятая со стороны Атамановской площади
Фото 4. Дацан, находившийся в саду Жуковского
Фото 5. Оборотная сторона открытки
Фото 6. Северо-западная часть улицы Амурской, снятая со стороны Общественного собрания
Фотооткрытки, напечатанные кустарным способом, весьма редки. Их тираж зависел от спроса на определённый вид и его популярности, поэтому иногда не превышал пары-тройки десятков экземпляров. А значит, и данные экспонаты нашей коллекции можно отнести к разряду уникальных.
Что касается их датировки, то с большой долей вероятности можно утверждать, что эти открытки были отпечатаны не ранее 1903 и не позднее 1904 года. Подтверждением наших слов могут служить два факта. Во-первых, их оборотная сторона не имеет разделения на адресную часть и поле для письменного сообщения (см. фото 5). Дело в том, что первоначально оборотная сторона открытых писем предназначалась только для адреса, и специального места для письма не предусматривалось, что мы наблюдаем и в данном случае. Лишь с февраля 1904 года специальным циркуляром предписывалось разделить оборотную сторону открытки вертикальной линией на две части. Левая предназначалась для письменного сообщения, правая – для адреса, марки и почтовых отметок.
Во-вторых, известно, что А.К. Кузнецов в 1905 году принимал активное участие в революционных событиях, после чего был арестован и отправлен в Акатуйскую тюрьму. К тому моменту он успел уже издать некоторые из этих видов в серии «Виды Забайкалья» уже типографским способом, а, стало быть, продолжать при этом тиражировать самиздат не было смысла. Тем более, что в это же время он продал право на тиражирование серии известному иркутскому книгоиздателю Тихону Дмитриевичу Хахаеву, который печатал её в разных вариантах почти 10 последующих лет.
Таким образом, можно смело утверждать, что перед нами раритеты, которым исполнилось, или вот-вот исполнится, 115 лет. Некоторые из них прошли почту, а, значит, продолжают хранить тепло рук не только своего создателя, но и неведомых адресатов, которые бережно хранили их в своих домашних архивах.
Все материалы рубрики "СундуЧОк"
Александр Литвинцев
Фото из архива Нерчинского
краеведческого музея
«Читинское обозрение»
№48 (1532) // 28.11.2018 г.
0 комментариев