Съехав с федеральной трассы Москва–Владивосток, мы остановились на одном из склонов хребта Черского и стали подниматься пешком в гору.
Завершалась золотая забайкальская осень. Под ногами шуршит опавшая листва, жёлто-оранжевая хвоя лиственниц, разносимая порывами ветра, падает на одежду. Воздух, наполненный ароматом тайги, синева неба над головой, удивительные пейзажи гор, словно с картин американского художника Ракуэлла Кента, создают особый колорит и душевный восторг перед предстоящей встречей с удивительным.
Вот впереди, почти у самой вершины горы, перед нами возникает огромная голова, а вернее — лицо, высеченное на камне. Подходим ближе и внимательно осматриваем каменное изваяние, спрашиваем о нём нашего проводника и автора монументальной скульптуры Михаила Михайловича Пержабинского. И он с интересом начинает свой рассказ:
«Семь лет назад я получил в наследство от отца шестьдесят гектаров этого леса, который был варварски вырублен, частично сгорел, и только небольшие островки уцелевшего леса сохранились в некоторых местах. Это произошло ещё до того, как мой отец стал заниматься здесь сельскохозяйственной деятельностью. Я долго думал, исходил лес вдоль и поперёк и, как-то осматривая местность, обнаружил этот громадный валун. Камень меня очень заинтересовал — показалось, что он напоминает голову эвенка. И не просто эвенка, а поющего эвенка. И я решил вырезать на камне лицо эвенка, который поёт. Времени тогда было больше чем достаточно — эпидемия коронавируса, карантин, многие учреждения не работали. Так появилась моя первая скульптура, которую я назвал «Поющий эвенк». Данная работа стала как бы данью памяти этому самобытному народу, численность которого в России всего около тридцати тысяч человек, а у нас в Забайкалье — около полутора тысяч…»
Кто-то из членов нашей группы заметил, что скульптура напоминает сюжет из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Вспомните сюжет боя Руслана с головой, когда огромная голова дула на всадника.
«Как бы то ни было, поёт эвенк или дует, а голова коронавирус разогнала», — подумал я про себя. Хотя у меня возникла ассоциация с огромными каменными головами из древнего города Латинской Америки Ла-Венто, они и по размеру один в один.
И тут мою мысль как бы подтверждает Михаил Михайлович. «Хочу восполнить пробел — в Латинской Америке каменных изваяний много, а у нас в стране их почти нет. Вот я тружусь — хочу восполнить исторические просчёты прошлого», — то ли с иронией, то ли всерьёз говорит Михаил Михайлович.
Рядом с «Поющим эвенком» находится ещё одна работа — «Каменный след», а далее, почти у самой вершины, лежит камень, в который ударила молния и оставила довольно занимательный след. И это тоже знак свыше. Неслучайно скульптор Пержабинский решил создать на своём участке скульптуры, смотрящие в будущее времён.
Пройдя ещё немного и достигнув вершины, мы останавливаемся на краю созданного и разрушенного временем геологических эпох каменного цирка, напоминающего останки древнего вулкана. Отсюда, с высоты птичьего полёта, открывается ещё более впечатляющий вид на дальние горы. Каменный становик, таинственные Молочены, верховья реки Никишихи. Невольно вспоминаю своё детство, свою молодость, когда я с товарищами скитался по тайге в поисках приключений, встречался с матёрыми браконьерами, старателями, хищниками, лесниками, охотниками, лесными бродягами. Каждая такая встреча учила меня не только выживать в лесу, правильно общаться с людьми, но и постигать законы матушки-природы.
Мы покидаем вершину горы и спускаемся к внедорожникам. И снова продолжается наше таёжное ралли — Михаил Михайлович залихватски преодолевает крутые повороты, подъёмы и спуски, «перескакивает» через камни. Не отстаёт от него и наш экипаж под управлением Алексея Тарасенко. Мы едем вторыми, мне то и дело приходится напрягать мускулы, крепко держась за ручки автомобиля.
Наконец прибываем на базу. Останавливаемся около большого зимовья, очень напоминающего хижину из рассказов Джека Лондона. Хозяин приглашает к большому столу, трапезничаем, едим разные таёжные деликатесы, пьём таёжный чай с вареньем. За столом продолжаем разговор. Михаил Михайлович с увлечением рассказывает ещё об одном поле своей деятельности — лесоводстве. Он не только восстанавливает лес, но и садит новые виды для этой местности породы деревьев, таких как кедр, пихта, голубая ель, канадская сосна, амурский дуб, маньчжурский орех, бархатное дерево, клён, липа и так далее. Разговор продолжается долго — Михаил Михайлович не только рассказывает о себе, но и слушает других. Среди нас известный художник Михаил Иванович Насонов, картины которого выставлялись в Забайкалье, других регионах страны и даже за рубежом.
Немало интересного поведал нам и член клуба «Забайкальский фронт», реконструктор и автор блога в интернете Антон Сычёв, который рассказал о малоизвестных моментах исторических событий, показал ранцевое снаряжение солдат, предметы быта и многое другое из прошедшей Великой Отечественной войны. Не оставила равнодушными лекция о минералах нашего известного исследователя-геолога, научного сотрудника института природных ресурсов и криологии Забайкальского края Романа Андреевича Филенко. Он продемонстрировал коллекцию минералов — палеонтологический материл, найденный им в разных уголках нашего края. Часть из него он преподнёс в дар Михаилу Михайловичу.
Слушая интересный и познавательный разговор, я почему-то вспомнил нашего замечательного режиссёра, мыслителя, достойного патриота нашей родины Никиту Сергеевича Михалкова. Как-то в одной из его передач я узнал, какие интересные люди порой собираются в его частном владении, вдали от больших городов и мирских забот. Они беседуют и о главном, о наболевшем, и о своей жизни, увлечениях, планах. Мне было бы очень интересно там побывать. Но тут я вдруг осознал, что подобное происходит здесь и сейчас, за этим столом у Михаила Михайловича Пержабинского — человека весьма выдающегося. Люди же, которые присутствуют рядом со мной, не менее интересны.
Наша встреча за столом заканчивается, и команда вновь продолжает пятикилометровый марафон по сопкам, чтобы увидеть часовню с кельтским крестом, каменные личины лесных духов, навеянные легендами индейских шаманов, маски и орнаменты из африканского фольклора. И хотя эти работы созданы Михаилом Михайловичем сейчас, это не «новодел», это новое чтение — в каждой его скульптуре уже есть часть души автора. Скульптуры заставляют нас сопереживать, толкают перечитать книги о древних цивилизациях, ещё раз пополнить багаж знаний. Совершив этот осенний марафон, мы не только пообщались с природой, познакомились с новыми людьми, но и поймали свою птицу счастья. Как говорила Агата Кристи, «Путешествие — это счастье в чистом виде».
Все материалы рубрики «Забайкалье многоликое»
Вячеслав Рачинский
Фото автора
«Читинское обозрение»
№50 (1846) // 11.12.2024 г.
0 комментариев