Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Пионерия сегодня: ветер перемен
Пионерия сегодня: ветер перемен
Что известно о молодёжном движении «Большая перемена»?


Наверняка для абсолютного большинства юных советских граждан вступление в ряды пионеров означало подъём на очередную ступеньку своего жизненного статуса. И даже сейчас, когда эта Всесоюзная организация имени Ленина уже давно канула в Лету, многие с теплотой вспоминают те времена.

В Государственную Думу внесён законопроект о создании молодёжного движения «Большая перемена».

Общественная палата Забайкальского края выступила инициатором проведения круглого стола по этому вопросу. В рамках мероприятия состоялось экспертно-общественное обсуждение проектов федеральных законов № 126384-8 «О российском движении детей и молодёжи «Большая перемена» и № 126405-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В разговоре приняли участие представители от уполномоченного по правам ребёнка в Забайкальском крае, регионального министерства образования и науки, отдела молодёжной политики администрации губернатора Забайкальского края, института развития образования Забайкальского края, а также руководителей детских общественных организаций. Модератором мероприятия выступил председатель комиссии по вопросам образования и науки региональной Общественной палаты Виктор Кузнецов.

От мала до велика
Предметом обсуждения экспертов стало то, какими смыслами необходимо наполнить это движение, каковы возможные варианты направления работы организации и многое другое.

Пояснительная записка к законопроекту, конечно же, содержит основные цели деятельности движения — это участие в воспитании детей, их профессиональной ориентации и организации досуга, создание возможностей для всестороннего развития и самореализации, подготовка к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных ценностей, развитие творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, бережного отношения к природе, чувства личной ответственности перед нынешним и будущим поколениями за судьбу Отечества. И всё же предусмотрена процедура приёма предложений от субъектов РФ, чтобы узнать их приоритеты в работе с детьми.

Хотя эта формулировка у некоторых может вызвать улыбку, поскольку возраст потенциальных членов организации — от 6 до 18 лет. Не слишком ли широкие рамки для одного движения? Ведь в советские времена ученики даже меньшего возрастного диапазона успевали побывать членами аж трёх организаций — октябрята, пионеры и комсомольцы.

В связи с этим в ходе круглого стола был озвучен вопрос, касающийся возрастных рамок членов организации. Так, председатель РОО ЗабПО Георгий Зимирев, подчеркнув, что сама идея интегрирующего детского движения, безусловно, полезна, высказал опасения по поводу того, что в рамках одной организации пытаются объединить и детей, и подростков.

— Подобные несоответствия вполне могут привести к серьёзным проблемам, которые неизбежно потребуют устранения. Помню период начала 80-х годов, когда пионерское движение уже не было таким активным, и ребята, чтобы показать себя взрослыми, носили галстуки в карманах. Принадлежность к пионерам тогда ассоциировалось с периодом детства. Как бы нам снова не окунуться в эту же историю, — сказал Георгий Иванович.

Сомнение у собравшихся обсудить эту проблему вызвал и вопрос, касающийся названия создаваемого движения. По мнению некоторых, оно недостаточно ёмкое и не в полной мере передаёт идею организации. У некоторых оно вызывает ассоциации с известным одноимённым советским фильмом, герои которого отнюдь не дети. Кто-то связывает его со временем отдыха и перекуса для школьников.

«А мы куда?»
Однако наибольшее беспокойство собравшихся вызвал вопрос участия других общественных детских организаций в этом движении.

— С точки зрения закона никаких препятствий для образования данной организации нет, — комментирует ситуацию заместитель министра — начальник управления общего образования и воспитания министерства образования и науки Забайкальского края Наталья Шибанова. — Однако камнем преткновения может стать то, что, начиная с 2016 года, правительство РФ уже начало активную работу по созданию общественно-государственных детско-юношеских общественных движений и организаций, каковыми на сегодняшний день, к примеру, являются Российское движение школьников и Юнармия. Предполагается, что с 1 сентября текущего года все дети младшего школьного возраста должны стать участниками Всероссийского детского движения «Орлята России». В связи с этим возникает вопрос субординации уже существующего с вновь созданным — должны ли будут все эти движения, как говорится, «встать под крышу» «Большой перемены». Тем временем в проекте закона прописано, что региональные отделения движения формируются в каждом субъекте РФ, то есть это не право региона, а, фактически, его обязанность. При этом существует принцип добровольности. Возникает правомерный вопрос: как мы должны позиционировать «Большую перемену», которая поначалу реализовывала разрозненные, а затем объединённые проекты, а потом получила государственный статус, в детской среде? Поскольку её образование происходит на фоне уже созданных детских движений, не будет ли это для них ущемлением? Предполагается двойное членство? Ведь дети-то одни и те же.

В этой связи высказала своё мнение и педагог дополнительного образования ГАУ ДО «Образовательный центр «Эврика» Светлана Борисова:

— Проблема участия РДШ и других детских движений в «Большой перемене» чрезвычайно актуальна. Здесь возникает немало проблемных вопросов: как будет осуществляться руководство, сохранится ли брендирование? К примеру, в РДШ действует принцип добровольности вступления, и дети с огромным удовольствием включаются в работу и носят всю брендированную продукцию. Они гордятся повязанными галстуками и не прячут их в карман, потому что это их выбор. Новость о возможном принятии этого закона застала нас на одном из крупных общероссийских мероприятий РДШ, и могу вас уверить в том, что дети и педагоги из многих регионов приняли её с большой настороженностью, у многих это вызвало откровенное недопонимание. Детские чаты пестрят вопросами: «А как же РДШ?», «Мы столько вложили в эту организацию!». Необходимо тщательно продумать эту ситуацию, поскольку, думаю, если детей в обязательном порядке начнут переводить туда, это может вызвать неприятие и сопротивление с их стороны. Что будет — двойное членство или процесс перетягивания детей из одной организации в другую?

По мнению участников круглого стола, затруднения может вызвать и финансово-экономическое обоснование проекта закона.

— В документе указано, что функционирование организации не потребует дополнительных расходов за счёт средств федерального бюджета, — говорит Наталья Шибанова. — Велики опасения, что всё это будет осуществляться за счёт регионов, на которые ляжет дополнительная финансовая нагрузка.

Поскольку любое детское общественное движение предполагает наличие педагогов и наставников, по мнению экспертов, в законе должны быть чётко прописаны эти моменты, включая какие-то квалификационные требования к ним.

— Так как движение будет функционировать на базе школ, учителей нужно подготовить к этому с тем, чтобы они не воспринимали эту работу, как говорится, в качестве «пятого колеса к телеге», которой они вынуждены заниматься бесплатно. «Большая перемена» должна стать одним из системообразующих элементов воспитательной работы школы, — уверен Георгий Зимирев.

Пионервожатые на вес золота
Тема наставничества также стала предметом обсуждения посвящённого этому вопросу круглого стола в редакции газеты «Забайкальский рабочий».

Так, координатор регионального исполкома Общероссийского народного фронта Наталья Братышева заострила внимание на и без того существующей проблеме дефицита педагогических кадров.

— Пока совершенно не понятно, где взять дополнительных специалистов на каждую школу, — рассуждает она. — К сожалению, выпускники вузов сегодня не получают должной педагогической подготовки в том плане, что они не являются носителями какой-то идеологии. Очевидно, что, если это будет централизованная организация, то в её основе должна быть какая-то идеология, в частности о том, что Россия — великая страна. Соответственно, предполагается наличие тех людей, которые будут нести эти идеи подрастающему поколению. Не секрет, что и сейчас не все педагоги транслируют эту мысль детям. Поэтому начинать нужно, прежде всего, с подготовки специалистов.

С этим мнением трудно не согласиться, поскольку очевидно, что по своему замыслу создаваемая организация должна консолидировать всё под единую организационную и, впоследствии, идеологическую основу.

О том, что в законопроекте прописаны не все механизмы реализации, говорил и член общественного совета Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина, политолог Роман Амплеев:

— Очевидно, что многие организационные моменты и подходы мы сможем понять не раньше, чем года через два-три после начала функционирования организации. Что касается педагогических кадров, то это несомненно важный аспект, ведь даже в советские времена пионервожатые, способные заинтересовать детей и вызвать в их глазах блеск, были на вес золота. У нас почему-то в последнее время незаслуженно плохо относятся к слову «пропаганда», в котором, по сути, нет ничего плохого. Ведь любое государство в той или иной степени занимается воспитанием молодёжи. Думаю, что идеологическая основа создаваемого движения должна быть более чётко продумана, причём, обязательно с учётом мнения самих детей.

Когда пионерами были все…
Все эксперты сошлись во мнении, что проект федерального закона содержит позиции, требующие корректировки, уточнения и приведения в соответствие с действующим законодательством, а предложения, вынесенные по итогам обсуждения на площадке региональной Общественной палаты, были направлены в ОП Российской Федерации.

И хотя на данный момент законопроект о создании общественного детского движения «Большая перемена» вызывает больше вопросов, чем даёт ответов, всё-таки есть надежда на то, что в нашей стране появится организация, которая возьмёт лучшее от того, пионерского, движения. Конечно же, с учётом современных реалий.

В прежние времена, когда пионерами были все, чувства коллективизма, товарищества и совместных дел являлись неотъемлемой составляющей самосознания советского школьника. Может быть, поэтому воспоминания об этом периоде для многих остаются трогательными и волнующими. Мы по-взрослому чувствовали причастность к судьбе своей страны — самой сильной, дружественной и великой. И мы в этом не сомневались.

Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"
 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№23 (1715) // 08.06.2022 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net