Ох, как непросто Деду Морозу добраться до нынешних детей, чтобы вручить им подарки. Учёные изощряются, пытаясь высчитать, сколько именно детей должен посетить он в одну ночь и с какой скоростью должен передвигаться. Но помимо расстояния Деду Морозу пришлось преодолеть ещё и время, чтобы выдержать нешуточную борьбу за право появиться на новогодней ёлке. Этот, казалось бы, безобидный праздник во все времена был сильно политизирован, и в угоду тем или иным силам Новый год то вводили, то отменяли, но из всех битв Дед Мороз вышел победителем. Отправимся же вслед за ним на машине времени и проследим его длинный путь!
Древний Рим
Для римлян Новый год наступал 1 марта и являлся праздником весны и плодородия. Однако был ещё один праздник – Сатурналии, день зимнего солнцестояния. Посвящены Сатурналии были божеству Сатурну, который правил миром в древности, пока не был низвергнут собственным сыном – Юпитером (Зевсом). Сатурн являлся богом плодородия и соответствовал греческому богу времени Кроносу. Во время правления Сатурна на Земле был Золотой век, мир жил в довольстве, не было общественного неравенства, рабства, нужды. Празднуя Сатурналии, римляне пытались вернуть Золотой век. Изображался Сатурн как величественный и хорошо сложенный мужчина пожилого возраста. Будучи отцом правящего божества Юпитера и дедом множества олимпийских богов, он вполне может рассматриваться как дедушка.
Итак, уже древние римляне знали образ пожилого божества – подателя благ. Не здесь ли нам стоит искать предтечу нашего Деда Мороза?
Начинался праздник 17 декабря, когда Сатурну приносились жертвы, а жрец-понтифик провозглашал: «Сатурналии!». Толпа подхватывала его крик, и начиналось веселье. Люди ходили в гости, дарили друг другу подарки, пировали, рабы считались свободными и садились за общий стол, а их господа даже прислуживали им. Занятия для учащихся отменялись, преступников в эти дни не наказывали. Продолжались гуляния 5-7 дней.
Придя к власти, Гай Юлий Цезарь реформировал календарь, добавив ещё два месяца – январь и февраль, и новый год стал начинаться 1 января. Месяц январь назвали в честь двуликого божества начал Януса, считавшегося сыном Сатурна. Появился на свет юлианский календарь, а Новый год стал светским праздником.
Северная Европа, 16 век
С появлением христианства рождались новые легенды.
Святой Николай начал своё путешествие на столетия раньше, чем Дед Мороз. Его прообразом был Святой Николай, который, согласно христианской легенде, жил в 3 веке н.э. и являлся епископом города Миры в Византии. В настоящее время этот город принадлежит Турции. Как рассказывается в этой истории, однажды епископ Николай спас трёх бедных девушек от продажи в публичный дом, тайно подкинув в их дом мешочки с золотыми монетами, чтобы у них было приданое. Благодаря этому подарку девушки смогли выйти замуж. В память об этом событии христиане решили тайно дарить детям подарки.
Согласно католической легенде, свои деньги Святой Николай бросил в печную трубу, и они попали в сохнущие у камина носки. Именно поэтому появилась традиция класть подарки в носки и чулки, развешанные у камина.
В другой известной христианской легенде, изложенной в Библии, рассказывалось о том, как волхвы, явившись на день Рождения Христа, преподнесли ему щедрые дары. Поэтому в обычай вошло дарить подарки детям на Рождество.
Со временем образы Рождества с подарками и дарящего подарки Святого Николая объединились в сознании людей, и Святой Николай начал посещать дома именно на Рождество.
Обычай украшать ели возник в Германии. Делать это начали ещё в 12 веке, но первое сохранившиеся упоминание о «рождественском дереве» относится к 1521 г. Содержится оно в архивах г. Селеста, сейчас входящего в состав Франции, но в 16 веке Селеста была немецким городом. Из этой исторической записи мы можем узнать, что власти города были вынуждены дополнительно платить лесничему за охрану ёлок в лесу: «4 шиллинга – лесничему за охрану ёлок, начиная с дня святого Фомы (21 декабря)». В противном случае жадные горожане непременно вырубили бы все деревья вблизи города. Как видите, ничего с тех пор не изменилось.
Северная Америка, 19 век
Переселившись в Америку, голландцы привезли с собой и веру в Святого Николая, дарящего подарки. Они называли его Синтерклаас, т.е. Святой Николай, в результате искажения это имя в английском языке впоследствии трансформировалось в Санта Клаус.
Писатель Вашингтон Ирвинг, прославивший фольклор голландских переселенцев, в одном из своих произведений упомянул о Святом Николае: он носит широкополую шляпу, ездит по небу в тележке, в которой разносит детям подарки, и курит длинную трубку. В повести «История Нью-Йорка» именно Святой Николай указывает переселенцам, где им следует основать Нью-Йорк.
В 1822 Клемент Кларк Мур опубликовал стихотворение «Ночь перед Рождеством, или Визит Санта Клауса». В нём Святой Николай приобрёл те атрибуты, которые потом стали типичными для Санта Клауса. Он ездит по небу на санях, в которые запряжены восемь оленей, проникает в дом через дымоход и раскладывает подарки в носки. Правда, самого Святого Николая Клемент К. Мур представлял меньшего размера, чем сегодняшний Санта. Это был смешной толстый карлик, которого возят крохотные олени в крохотных же саночках. Одет он вовсе не в красную курточку и брюки, а в меховую одежду с ног до головы, испачкан золой и курит трубку.
Внешний же облик Санта Клаусу придумал американский художник Томас Наст в 1863 году по мотивам стихотворения Мура. А в 1931 году другой художник, Сэндблом, для рекламы Кока-Колы нарисовал Санта Клауса. С тех пор Санту представляют только как толстого старичка в красной курточке с меховой опушкой и красных штанах.
Со временем Святой Николай утратил черты христианского святого и стал светским персонажем. Мало того, бывший епископ даже обзавёлся супругой (миссис Санта). Местом его рождения стали считать Лапландию, хотя Святой Николай всю жизнь провёл в тёплой Византии. Американский историк Джереми Сил пытался выяснить, когда именно Николая «переселили» на Север, и пришёл к выводу, что это произошло в 19 веке, на волне популярности полярных путешествий.
Российская империя, 19-й век
Откуда же появился наш Дедушка?
Во второй половине 19-го века русская интеллигенция была озабочена тем, чтобы придумать и для русских детей рождественского персонажа, подобного иностранным. В моду входили рождественские ёлки. С 1817 года они появляются при императорском дворе. В 1830 году ёлку ещё считают приятной немецкой забавой, но в конце 30-х гг. ёлки появляются во многих русских домах, а в 1850-х это уже устойчивая традиция, причём не только в столицах, но и в провинции.
В 1841 году принц Альберт, супруг королевы Виктории, по происхождению немец, распорядился установить в Виндзорском замке первую рождественскую ёлку. Фотография, изображающая королеву, принца и их детей вокруг ёлки, вскоре была растиражирована в виде открыток.
Это подогрело всеобщий интерес к ёлке, и она повсеместно вошла в обиход. Первоначально ёлка была чисто детским праздником, но позже появляются и ёлки для взрослых, а в 1852-м установлена первая публичная ёлка.
Итак, ёлки стояли, но… увы, некому было приносить детям подарки!
Ситуация усугублялась тем, что, хотя Святой Николай и почитался Русской православной церковью и русским народом, но по представлениям русского крестьянства в числе его многочисленных функций не было обязанности рождественского дарителя. Следовательно, нельзя было подключить его и к этому делу, как поступали в Западной Европе. Нужно было изобрести новый персонаж.
В книге русского писателя А.В. Круглова «Далёкое Рождество» подробно описывается, как праздновалось Рождество в его детстве, около 1862 г. Украшения для ёлки мастерили собственными руками (в большинстве семей, однако, ёлку ставили втайне от детей). Все вместе ужинали за праздничным столом с непременным большим самоваром. После приходили славильщики с большой картонной звездой и пели песни. Деда Мороза не было!
Мало-помалу возникал образ доброго старика-дарителя, приходящего на праздник. А вот имени новому герою долго не могли придумать. Его пытались назвать на западный манер Рупрехтом, Святым Николаем, Санта Клаусом – имена не прижились. Были попытки придумать некоего Святочного Деда, Рождественского или Ёлочного деда. Все эти образы появились «сверху», т.е. являлись изобретением интеллигенции, и не имели никакой связи с русским фольклором.
К 1880-90 гг. образ «рождественского старика-дарителя» практически сложился. В «Алёнушкиных сказках» Мамина-Сибиряка (1894) Алёнушка встречает в лесу «старика»: «Это был тот самый старик, который приносит умным деткам святочные ёлки, золотые звёзды, коробочки с бомбошками и самые удивительные игрушки. О, он такой добрый, этот старик!».
Затем появились такие имена, как Морозко и Морозко Ёлкич, и это уже очень близко к нынешним представлениями о главном новогоднем волшебнике.
И, наконец, возникает то самое имя – Дед Мороз!
СССР. 1937 год
В годы Первой мировой войны на фоне антинемецких настроений под запрет попали ёлки и все сопутствующие им атрибуты как «немецкая традиция». В 1915 году Николай II, хотя до этого сам устраивал ёлку во дворце для своей семьи, объявил традицию «вражеской» и категорически запретил ей следовать.
После революции ёлка вернулась в обиход, а вместе с нею и Дед Мороз. В.И. Ленин был поклонником этого праздника, об этом написан знаменитый рассказ Бонч-Бруевича «Ленин на ёлке». Кроме того, между образом Ленина в сочинённых о нём в советское время легендах и образом Деда Мороза существует ряд совпадений: Ленина обычно называют «дедушкой», хотя умер он вовсе не старым человеком, в ряде историй его описывают как щедрого дарителя жизненных благ.
К концу 20-х в результате антирелигиозной политики Рождество и Дед Мороз начинают рассматриваться как устаревшие и вредные. Пропаганда провозгласила Деда Мороза пережитком прошлого, инструментом в руках капиталистов, якобы прививавшим детям рабскую покорность. Советский поэт Демьян Бедный даже выразил своё отвращение к Деду Морозу в очень плохих стихах:
Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный ёлочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С ёлкой под мышкой саночки вёз.
Санки с ребёнком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!
Но новый крутой поворот в судьбе сказочного Дедушки произошёл в 1935 году, когда советские власти неожиданно реабилитировали ёлку. И тут всплывает ещё одно имя – человека, о судьбе которого нельзя не сказать хоть вскользь, говоря о новогодней ёлке…
Судьба – дама весьма капризная и переменчивая, и, наверное, этим объясняется факт, что человек, который, как официально считается, вернул советским детям ёлку и тем самым оказался сопричастен к самому светлому и чистому празднику зимы, сам был отнюдь не мог похвастаться чистыми руками.
Родился Павел Петрович Постышев в 1887 в Иваново-Вознесенском. Он был «старый большевик», ещё в 1904 г. вступил в партию. Постышев не имел вовсе никакого образования, был малограмотен, зато был фанатично предан большевикам, отличался жестокостью и слепым упорством, что и позволило ему сделать фантастическую карьеру. Интересно, что Постышев имеет некоторое отношение к Чите: он занимал ряд видных должностей в правительстве Дальневосточной республики, столицей которой с 1920 г. была Чита. Постышев был причастен к организации искусственного голода, партийных «чисток» и насильственной коллективизации.
В 1935 году, когда Постышев находился на вершине власти, он неожиданно предложил вернуть ёлку. 28 декабря 1935 года в «Правде» была опубликована небольшая заметка за скромной подписью «П. Постышев». В ней было сказано: «В дореволюционное время буржуазия всегда устраивала на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему мы лишаем этого прекрасного удовольствия ребятишек Советской страны?». И заканчивалась она словами: «Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!».
До Нового года оставалось несколько дней. Трудно себе представить, как тогдашним людям удалось достать ёлки и украшения для них. Тем не менее, новогодняя ёлка надёжно прижилась в нашей стране. А в 1937 году Дед Мороз и Снегурочка пришли на праздник в Дом Союзов. Именно тогда-то образ Деда Мороза и его внучки окончательно утвердился в народном сознании и практически неизменным дожил до наших дней.
Судьба Постышева оказалась далеко не столь счастливой: в 1939 он был расстрелян как «враг народа». Многие современные исследователи сомневаются, что возвращение ёлок было его личной инициативой, полагая, что он был лишь выразителем воли партии и Сталина. Именно в те годы советская пропаганда совершила переворот от интернационализма к популяризации русских народных традиций, что было вызвано внешнеполитической обстановкой. Вышеупомянутый Демьян Бедный за то, что поливал грязью русскую историю и культуру, был исключён из партии. Дед Мороз вписывался в эти тенденции возвращения старины.
Интересно, что и в наши дни Дед Мороз стал объектом политических манипуляций. Так, власти Украины, проводя политику русофобии, уже несколько лет пытаются запретить Деда Мороза и Снегурочку и вместо них ввести западноевропейского Святого Николая.
Наш Дедушка Мороз
Что же сделало Дедушку Мороза столь популярным? Полагаю, что одна из причин кроется в его имени. В его облике объединились сразу два древнейших культа, известных человечеству: почитание предков и поклонение силам природы. И легенды о нём обращаются к самым глубинным пластам культуры.
Первая часть его составного имени «Дед» – самый старший и опытный член семьи, а также отсылка к культу умерших предков, которые, как верили люди, оберегают своих живых потомков.
Такое имя у персонажа на подсознательном уровне вызывает доверие и уважение, даёт ощущение родства, сопричастности. Не зря дети так доверчиво льнут к «дедушке» – они воспринимают его как собственного предка, неспособного причинить вред. Никакой эльф или гном никогда не добился бы такой популярности, как «дедушка».
Вторая часть имени «Мороз» говорит о древних языческих богах, персонификации сил природы. Дед Мороз – это не просто забавное существо из сказки, это божество зимы и холода. А в жизни русских, проживающих в холодном климате, зима всегда играла особую роль. С одной стороны, холод мог погубить человека и осложнял жизнь русского крестьянина, с другой, тот же мороз не раз защищал русских от нападения врагов. Вспомним наполеоновскую и фашистскую армии.
Отсюда двойственность восприятия Мороза, являющегося одновременно губителем и дарителем, отображённом в мифах. Согласно языческой традиции, Мороз является сыном бога Велеса, покровителя скота и поэзии и богини смерти Мары. Таким образом, Дед Мороз единственное языческое божество, чей культ восстановили большевики.
В русской народной сказке «Морозко» Морозко дарит подарки стариковой дочери, но убивает злую старухину дочь за непочтительное отношение. В сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» конец значительно смягчён, и Ленивица просто остаётся без подарков, тогда как Рукодельница получает заслуженную награду. В этих двух сказках уже описаны основные свойства Деда Мороза: награждать добрых и карать злых, в т.ч. и смертью.
Ледяного чародея встречаем в поэме Н.А. Некрасова «Мороз Красный Нос», где он замораживает в лесу крестьянку. Удивительной красоты описание могущества Мороза надолго остаётся в памяти:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Что касается Снегурочки, то этот персонаж едва ли не древнее самого Мороза, и изначально они не были родственниками. В народной сказке «Снегурочка» одинокие старики лепят из снега дочку, которая оживает, но летом погибает, прыгнув через костёр. В произведении Н.А. Островского «Снегурочка» она названа не внучкой, а дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, именно драматург и придумал их родственную связь. Но поскольку Деда Мороза называют «дедом» и представляют стариком, а Снегурочку маленькой девочкой или молодой девушкой, её начали считать «внучкой». Позже она стала также помощницей Деда Мороза и посредницей между ним и детьми.
В супруги Деду Морозу пытались назначить то Вьюгу, то Метелицу, но пока не пришли к соглашению. Что касается его детей, и вообще родителей его внучки, о них ничего не известно.
Интересен факт, что в России утрата веры в Деда Мороза является чем-то вроде инициации во взрослые. Говоря о ребёнке, могут сказать, что он «всё ещё верит в Деда Мороза», подразумевая его крайне юный возраст.
Соперники
В Интернете чрезвычайно популярны сравнения Деда Мороза с новогодними и рождественскими персонажами других стран. Особенно часто его сравнивают с Санта Клаусом. Это связано с тем, что из-за господствующего положения американского кинематографа во всём мире популяризируется образ именно американского сказочного дедушки. В результате некоторые люди даже опасаются, что наш родной сказочный герой будет вытеснен заокеанским коллегой, и распространяют памятки, как отличить «правильного» Деда Мороза от Санта Клауса. Упор в них сделан на внешний облик персонажей. Но я полагаю, что на самом деле отличия этих персонажей лежат на более глубоком уровне.
Санта Клаус – человек, пусть даже и достигший святости. Со временем, особенно в сознании американцев, образ святого Николая, почитаемого церковью, полностью стёрся, осталось только имя, и история Санты подверглась переосмыслению. Поэтому в историях он предстаёт перед нами слабым, добродушным старичком. Даже его способ проникновения в дом забавен: он лезет через каминную трубу, точно большая мышь, и это порождает массу карикатур на тему того, как слишком толстый Санта застревает в этой трубе.
В образе Санта Клауса много детского. Он эдакий состарившийся мальчишка или весёлый гномик. Носит костюмчик сродни детскому: колпачок с помпоном, короткую курточку и штанишки. У него короткая забавная бородка, и сам он маленького роста и пузатый. Никто не боится Санты, он по-детски наивен и прост. В руках он держит пастушеский посох, раскрашенный в красно-белую полоску. Игрушки, которые Санта раздаст детям, мастерят для него эльфы. Санта Клаус лишён всяческих магических способностей, за исключением умения пролезать через дымоход, и если бы не эльфы и не волшебные олени, он бы вовсе не справился с заданием.
Будучи человеком, Санта подвержен и обычным человеческим слабостям. Он может быть уволен с работы, как в фильме «Санта Клаус 2», может быть похищен, как в мультфильме «Кошмар перед Рождеством». При этом сам Санта бессилен как-то защититься, и если обретает свободу, то это происходит благодаря спасителям извне. Он также может болеть, стареть и даже умереть. Например, в мультфильме «Секретная служба Санта Клауса» объясняется, что существует целая династия Санта Клаусов, каждый из которых, уходя на пенсию, передаёт власть своему сыну.
А вот Дед Мороз сохранил явные черты божественности. Прежде всего, он бессмертен и не может быть заменён. Дед Мороз строен, высок ростом, производит впечатление силы, у него длинная, седая борода, напоминающая снег. Носит Дед Мороз длинную, до пят, шубу и высокую шапку, на ногах валенки, – костюм, напоминающий боярский. Данный костюм, во-первых, больше соответствует холодному северному климату России, а во-вторых, выглядит роскошней и говорит о высоком социальном статусе владельца. Шуба Деда Мороза вовсе не обязательно должна быть только красного цвета; напротив, синий – цвет холода или белый – цвет снега – больше подобают ему. Возможна даже шуба льдисто-зелёного или иного цвета, главное – холодный оттенок. Под шубой на нём белая льняная одежда. В руках Дед Мороз носит особый волшебный посох, обладающий способностью убивать всё живое.
В отличие от своего собрата по профессии, Дед Мороз — могущественный волшебник и наводит ужас на врагов.
Я лично верю, что Дед Мороз всё же не будет вытеснен, так как, несмотря на то, что и образ толстячка Санты по-своему привлекателен, Дед Мороз является более интересным, глубоким и сложным персонажем.
Что ж, с Новым Годом, с новым счастьем вас, дорогие читатели! И да здравствует наш Дед Мороз!
Все материалы рубрики "Темы"
Анастасия Юрьева
«Читинское обозрение»
№52 (1432) // 28.12.2016 г.
0 комментариев