Главная / Темы / По следам Деда Мороза
По следам Деда Мороза
Откуда же появился наш Дедушка?


Ох, как непросто Деду Морозу добраться до нынешних детей, чтобы вручить им подарки. Учёные изощряются, пытаясь высчитать, сколько именно детей должен посетить он в одну ночь и с какой скоростью должен передвигаться. Но помимо расстояния Деду Морозу пришлось преодолеть ещё и время, чтобы выдержать нешуточную борьбу за право появиться на новогодней ёлке. Этот, казалось бы, безобидный праздник во все времена был сильно политизирован, и в угоду тем или иным силам Новый год то вводили, то отменяли, но из всех битв Дед Мороз вышел победителем. Отправимся же вслед за ним на машине времени и проследим его длинный путь!

Древний Рим
Для римлян Новый год наступал 1 марта и являлся праздником весны и плодородия. Однако был ещё один праздник – Сатурналии, день зимнего солнцестояния. Посвящены Сатурналии были божеству Сатурну, который правил миром в древности, пока не был низвергнут собственным сыном – Юпитером (Зевсом). Сатурн являлся богом плодородия и соответствовал греческому богу времени Кроносу. Во время правления Сатурна на Земле был Золотой век, мир жил в довольстве, не было общественного неравенства, рабства, нужды. Празднуя Сатурналии, римляне пытались вернуть Золотой век. Изображался Сатурн как величественный и хорошо сложенный мужчина пожилого возраста. Будучи отцом правящего божества Юпитера и дедом множества олимпийских богов, он вполне может рассматриваться как дедушка.

Итак, уже древние римляне знали образ пожилого божества – подателя благ. Не здесь ли нам стоит искать предтечу нашего Деда Мороза?

Начинался праздник 17 декабря, когда Сатурну приносились жертвы, а жрец-понтифик провозглашал: «Сатурналии!». Толпа подхватывала его крик, и начиналось веселье. Люди ходили в гости, дарили друг другу подарки, пировали, рабы считались свободными и садились за общий стол, а их господа даже прислуживали им. Занятия для учащихся отменялись, преступников в эти дни не наказывали. Продолжались гуляния 5-7 дней.

Придя к власти, Гай Юлий Цезарь реформировал календарь, добавив ещё два месяца – январь и февраль, и новый год стал начинаться 1 января. Месяц январь назвали в честь двуликого божества начал Януса, считавшегося сыном Сатурна. Появился на свет юлианский календарь, а Новый год стал светским праздником.

Северная Европа, 16 век
С появлением христианства рождались новые легенды.

Святой Николай начал своё путешествие на столетия раньше, чем Дед Мороз. Его прообразом был Святой Николай, который, согласно христианской легенде, жил в 3 веке н.э. и являлся епископом города Миры в Византии. В настоящее время этот город принадлежит Турции. Как рассказывается в этой истории, однажды епископ Николай спас трёх бедных девушек от продажи в публичный дом, тайно подкинув в их дом мешочки с золотыми монетами, чтобы у них было приданое. Благодаря этому подарку девушки смогли выйти замуж. В память об этом событии христиане решили тайно дарить детям подарки.

Согласно католической легенде, свои деньги Святой Николай бросил в печную трубу, и они попали в сохнущие у камина носки. Именно поэтому появилась традиция класть подарки в носки и чулки, развешанные у камина.

В другой известной христианской легенде, изложенной в Библии, рассказывалось о том, как волхвы, явившись на день Рождения Христа, преподнесли ему щедрые дары. Поэтому в обычай вошло дарить подарки детям на Рождество.

Со временем образы Рождества с подарками и дарящего подарки Святого Николая объединились в сознании людей, и Святой Николай начал посещать дома именно на Рождество.

Обычай украшать ели возник в Германии. Делать это начали ещё в 12 веке, но первое сохранившиеся упоминание о «рождественском дереве» относится к 1521 г. Содержится оно в архивах г. Селеста, сейчас входящего в состав Франции, но в 16 веке Селеста была немецким городом. Из этой исторической записи мы можем узнать, что власти города были вынуждены дополнительно платить лесничему за охрану ёлок в лесу: «4 шиллинга – лесничему за охрану ёлок, начиная с дня святого Фомы (21 декабря)». В противном случае жадные горожане непременно вырубили бы все деревья вблизи города. Как видите, ничего с тех пор не изменилось.

Северная Америка, 19 век
Переселившись в Америку, голландцы привезли с собой и веру в Святого Николая, дарящего подарки. Они называли его Синтерклаас, т.е. Святой Николай, в результате искажения это имя в английском языке впоследствии трансформировалось в Санта Клаус.

Писатель Вашингтон Ирвинг, прославивший фольклор голландских переселенцев, в одном из своих произведений упомянул о Святом Николае: он носит широкополую шляпу, ездит по небу в тележке, в которой разносит детям подарки, и курит длинную трубку. В повести «История Нью-Йорка» именно Святой Николай указывает переселенцам, где им следует основать Нью-Йорк.

В 1822 Клемент Кларк Мур опубликовал стихотворение «Ночь перед Рождеством, или Визит Санта Клауса». В нём Святой Николай приобрёл те атрибуты, которые потом стали типичными для Санта Клауса. Он ездит по небу на санях, в которые запряжены восемь оленей, проникает в дом через дымоход и раскладывает подарки в носки. Правда, самого Святого Николая Клемент К. Мур представлял меньшего размера, чем сегодняшний Санта. Это был смешной толстый карлик, которого возят крохотные олени в крохотных же саночках. Одет он вовсе не в красную курточку и брюки, а в меховую одежду с ног до головы, испачкан золой и курит трубку.

Внешний же облик Санта Клаусу придумал американский художник Томас Наст в 1863 году по мотивам стихотворения Мура. А в 1931 году другой художник, Сэндблом, для рекламы Кока-Колы нарисовал Санта Клауса. С тех пор Санту представляют только как толстого старичка в красной курточке с меховой опушкой и красных штанах.

Со временем Святой Николай утратил черты христианского святого и стал светским персонажем. Мало того, бывший епископ даже обзавёлся супругой (миссис Санта). Местом его рождения стали считать Лапландию, хотя Святой Николай всю жизнь провёл в тёплой Византии. Американский историк Джереми Сил пытался выяснить, когда именно Николая «переселили» на Север, и пришёл к выводу, что это произошло в 19 веке, на волне популярности полярных путешествий.

Российская империя, 19-й век
Откуда же появился наш Дедушка?

Во второй половине 19-го века русская интеллигенция была озабочена тем, чтобы придумать и для русских детей рождественского персонажа, подобного иностранным. В моду входили рождественские ёлки. С 1817 года они появляются при императорском дворе. В 1830 году ёлку ещё считают приятной немецкой забавой, но в конце 30-х гг. ёлки появляются во многих русских домах, а в 1850-х это уже устойчивая традиция, причём не только в столицах, но и в провинции.

В 1841 году принц Альберт, супруг королевы Виктории, по происхождению немец, распорядился установить в Виндзорском замке первую рождественскую ёлку. Фотография, изображающая королеву, принца и их детей вокруг ёлки, вскоре была растиражирована в виде открыток.

Это подогрело всеобщий интерес к ёлке, и она повсеместно вошла в обиход. Первоначально ёлка была чисто детским праздником, но позже появляются и ёлки для взрослых, а в 1852-м установлена первая публичная ёлка.
Итак, ёлки стояли, но… увы, некому было приносить детям подарки!

Ситуация усугублялась тем, что, хотя Святой Николай и почитался Русской православной церковью и русским народом, но по представлениям русского крестьянства в числе его многочисленных функций не было обязанности рождественского дарителя. Следовательно, нельзя было подключить его и к этому делу, как поступали в Западной Европе. Нужно было изобрести новый персонаж.

В книге русского писателя А.В. Круглова «Далёкое Рождество» подробно описывается, как праздновалось Рождество в его детстве, около 1862 г. Украшения для ёлки мастерили собственными руками (в большинстве семей, однако, ёлку ставили втайне от детей). Все вместе ужинали за праздничным столом с непременным большим самоваром. После приходили славильщики с большой картонной звездой и пели песни. Деда Мороза не было!

Мало-помалу возникал образ доброго старика-дарителя, приходящего на праздник. А вот имени новому герою долго не могли придумать. Его пытались назвать на западный манер Рупрехтом, Святым Николаем, Санта Клаусом – имена не прижились. Были попытки придумать некоего Святочного Деда, Рождественского или Ёлочного деда. Все эти образы появились «сверху», т.е. являлись изобретением интеллигенции, и не имели никакой связи с русским фольклором.

К 1880-90 гг. образ «рождественского старика-дарителя» практически сложился. В «Алёнушкиных сказках» Мамина-Сибиряка (1894) Алёнушка встречает в лесу «старика»: «Это был тот самый старик, который приносит умным деткам святочные ёлки, золотые звёзды, коробочки с бомбошками и самые удивительные игрушки. О, он такой добрый, этот старик!». 

Затем появились такие имена, как Морозко и Морозко Ёлкич, и это уже очень близко к нынешним представлениями о главном новогоднем волшебнике.
И, наконец, возникает то самое имя – Дед Мороз!

СССР. 1937 год
В годы Первой мировой войны на фоне антинемецких настроений под запрет попали ёлки и все сопутствующие им атрибуты как «немецкая традиция». В 1915 году Николай II, хотя до этого сам устраивал ёлку во дворце для своей семьи, объявил традицию «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции ёлка вернулась в обиход, а вместе с нею и Дед Мороз. В.И. Ленин был поклонником этого праздника, об этом написан знаменитый рассказ Бонч-Бруевича «Ленин на ёлке». Кроме того, между образом Ленина в сочинённых о нём в советское время легендах и образом Деда Мороза существует ряд совпадений: Ленина обычно называют «дедушкой», хотя умер он вовсе не старым человеком, в ряде историй его описывают как щедрого дарителя жизненных благ.

К концу 20-х в результате антирелигиозной политики Рождество и Дед Мороз начинают рассматриваться как устаревшие и вредные. Пропаганда провозгласила Деда Мороза пережитком прошлого, инструментом в руках капиталистов, якобы прививавшим детям рабскую покорность. Советский поэт Демьян Бедный даже выразил своё отвращение к Деду Морозу в очень плохих стихах:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный ёлочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С ёлкой под мышкой саночки вёз.
Санки с ребёнком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!

Но новый крутой поворот в судьбе сказочного Дедушки произошёл в 1935 году, когда советские власти неожиданно реабилитировали ёлку. И тут всплывает ещё одно имя – человека, о судьбе которого нельзя не сказать хоть вскользь, говоря о новогодней ёлке…

Судьба – дама весьма капризная и переменчивая, и, наверное, этим объясняется факт, что человек, который, как официально считается, вернул советским детям ёлку и тем самым оказался сопричастен к самому светлому и чистому празднику зимы, сам был отнюдь не мог похвастаться чистыми руками.

Родился Павел Петрович Постышев в 1887 в Иваново-Вознесенском. Он был «старый большевик», ещё в 1904 г. вступил в партию. Постышев не имел вовсе никакого образования, был малограмотен, зато был фанатично предан большевикам, отличался жестокостью и слепым упорством, что и позволило ему сделать фантастическую карьеру. Интересно, что Постышев имеет некоторое отношение к Чите: он занимал ряд видных должностей в правительстве Дальневосточной республики, столицей которой с 1920 г. была Чита. Постышев был причастен к организации искусственного голода, партийных «чисток» и насильственной коллективизации.

В 1935 году, когда Постышев находился на вершине власти, он неожиданно предложил вернуть ёлку. 28 декабря 1935 года в «Правде» была опубликована небольшая заметка за скромной подписью «П. Постышев». В ней было сказано: «В дореволюционное время буржуазия всегда устраивала на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему мы лишаем этого прекрасного удовольствия ребятишек Советской страны?». И заканчивалась она словами: «Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!».

До Нового года оставалось несколько дней. Трудно себе представить, как тогдашним людям удалось достать ёлки и украшения для них. Тем не менее, новогодняя ёлка надёжно прижилась в нашей стране. А в 1937 году Дед Мороз и Снегурочка пришли на праздник в Дом Союзов. Именно тогда-то образ Деда Мороза и его внучки окончательно утвердился в народном сознании и практически неизменным дожил до наших дней.

Судьба Постышева оказалась далеко не столь счастливой: в 1939 он был расстрелян как «враг народа». Многие современные исследователи сомневаются, что возвращение ёлок было его личной инициативой, полагая, что он был лишь выразителем воли партии и Сталина. Именно в те годы советская пропаганда совершила переворот от интернационализма к популяризации русских народных традиций, что было вызвано внешнеполитической обстановкой. Вышеупомянутый Демьян Бедный за то, что поливал грязью русскую историю и культуру, был исключён из партии. Дед Мороз вписывался в эти тенденции возвращения старины.

Интересно, что и в наши дни Дед Мороз стал объектом политических манипуляций. Так, власти Украины, проводя политику русофобии, уже несколько лет пытаются запретить Деда Мороза и Снегурочку и вместо них ввести западноевропейского Святого Николая.

Наш Дедушка Мороз
Что же сделало Дедушку Мороза столь популярным? Полагаю, что одна из причин кроется в его имени. В его облике объединились сразу два древнейших культа, известных человечеству: почитание предков и поклонение силам природы. И легенды о нём обращаются к самым глубинным пластам культуры.

Первая часть его составного имени «Дед» – самый старший и опытный член семьи, а также отсылка к культу умерших предков, которые, как верили люди, оберегают своих живых потомков.

Такое имя у персонажа на подсознательном уровне вызывает доверие и уважение, даёт ощущение родства, сопричастности. Не зря дети так доверчиво льнут к «дедушке» – они воспринимают его как собственного предка, неспособного причинить вред. Никакой эльф или гном никогда не добился бы такой популярности, как «дедушка».

Вторая часть имени «Мороз» говорит о древних языческих богах, персонификации сил природы. Дед Мороз – это не просто забавное существо из сказки, это божество зимы и холода. А в жизни русских, проживающих в холодном климате, зима всегда играла особую роль. С одной стороны, холод мог погубить человека и осложнял жизнь русского крестьянина, с другой, тот же мороз не раз защищал русских от нападения врагов. Вспомним наполеоновскую и фашистскую армии.

Отсюда двойственность восприятия Мороза, являющегося одновременно губителем и дарителем, отображённом в мифах. Согласно языческой традиции, Мороз является сыном бога Велеса, покровителя скота и поэзии и богини смерти Мары. Таким образом, Дед Мороз единственное языческое божество, чей культ восстановили большевики.

В русской народной сказке «Морозко» Морозко дарит подарки стариковой дочери, но убивает злую старухину дочь за непочтительное отношение. В сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» конец значительно смягчён, и Ленивица просто остаётся без подарков, тогда как Рукодельница получает заслуженную награду. В этих двух сказках уже описаны основные свойства Деда Мороза: награждать добрых и карать злых, в т.ч. и смертью.

Ледяного чародея встречаем в поэме Н.А. Некрасова «Мороз Красный Нос», где он замораживает в лесу крестьянку. Удивительной красоты описание могущества Мороза надолго остаётся в памяти:

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Что касается Снегурочки, то этот персонаж едва ли не древнее самого Мороза, и изначально они не были родственниками. В народной сказке «Снегурочка» одинокие старики лепят из снега дочку, которая оживает, но летом погибает, прыгнув через костёр. В произведении Н.А. Островского «Снегурочка» она названа не внучкой, а дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, именно драматург и придумал их родственную связь. Но поскольку Деда Мороза называют «дедом» и представляют стариком, а Снегурочку маленькой девочкой или молодой девушкой, её начали считать «внучкой». Позже она стала также помощницей Деда Мороза и посредницей между ним и детьми.

В супруги Деду Морозу пытались назначить то Вьюгу, то Метелицу, но пока не пришли к соглашению. Что касается его детей, и вообще родителей его внучки, о них ничего не известно.

Интересен факт, что в России утрата веры в Деда Мороза является чем-то вроде инициации во взрослые. Говоря о ребёнке, могут сказать, что он «всё ещё верит в Деда Мороза», подразумевая его крайне юный возраст.

Соперники
В Интернете чрезвычайно популярны сравнения Деда Мороза с новогодними и рождественскими персонажами других стран. Особенно часто его сравнивают с Санта Клаусом. Это связано с тем, что из-за господствующего положения американского кинематографа во всём мире популяризируется образ именно американского сказочного дедушки. В результате некоторые люди даже опасаются, что наш родной сказочный герой будет вытеснен заокеанским коллегой, и распространяют памятки, как отличить «правильного» Деда Мороза от Санта Клауса. Упор в них сделан на внешний облик персонажей. Но я полагаю, что на самом деле отличия этих персонажей лежат на более глубоком уровне.

Санта Клаус – человек, пусть даже и достигший святости. Со временем, особенно в сознании американцев, образ святого Николая, почитаемого церковью, полностью стёрся, осталось только имя, и история Санты подверглась переосмыслению. Поэтому в историях он предстаёт перед нами слабым, добродушным старичком. Даже его способ проникновения в дом забавен: он лезет через каминную трубу, точно большая мышь, и это порождает массу карикатур на тему того, как слишком толстый Санта застревает в этой трубе.

В образе Санта Клауса много детского. Он эдакий состарившийся мальчишка или весёлый гномик. Носит костюмчик сродни детскому: колпачок с помпоном, короткую курточку и штанишки. У него короткая забавная бородка, и сам он маленького роста и пузатый. Никто не боится Санты, он по-детски наивен и прост. В руках он держит пастушеский посох, раскрашенный в красно-белую полоску. Игрушки, которые Санта раздаст детям, мастерят для него эльфы. Санта Клаус лишён всяческих магических способностей, за исключением умения пролезать через дымоход, и если бы не эльфы и не волшебные олени, он бы вовсе не справился с заданием.

Будучи человеком, Санта подвержен и обычным человеческим слабостям. Он может быть уволен с работы, как в фильме «Санта Клаус 2», может быть похищен, как в мультфильме «Кошмар перед Рождеством». При этом сам Санта бессилен как-то защититься, и если обретает свободу, то это происходит благодаря спасителям извне. Он также может болеть, стареть и даже умереть. Например, в мультфильме «Секретная служба Санта Клауса» объясняется, что существует целая династия Санта Клаусов, каждый из которых, уходя на пенсию, передаёт власть своему сыну.

А вот Дед Мороз сохранил явные черты божественности. Прежде всего, он бессмертен и не может быть заменён. Дед Мороз строен, высок ростом, производит впечатление силы, у него длинная, седая борода, напоминающая снег. Носит Дед Мороз длинную, до пят, шубу и высокую шапку, на ногах валенки, – костюм, напоминающий боярский. Данный костюм, во-первых, больше соответствует холодному северному климату России, а во-вторых, выглядит роскошней и говорит о высоком социальном статусе владельца. Шуба Деда Мороза вовсе не обязательно должна быть только красного цвета; напротив, синий – цвет холода или белый – цвет снега – больше подобают ему. Возможна даже шуба льдисто-зелёного или иного цвета, главное – холодный оттенок. Под шубой на нём белая льняная одежда. В руках Дед Мороз носит особый волшебный посох, обладающий способностью убивать всё живое.

В отличие от своего собрата по профессии, Дед Мороз — могущественный волшебник и наводит ужас на врагов.

Я лично верю, что Дед Мороз всё же не будет вытеснен, так как, несмотря на то, что и образ толстячка Санты по-своему привлекателен, Дед Мороз является более интересным, глубоким и сложным персонажем.

Что ж, с Новым Годом, с новым счастьем вас, дорогие читатели! И да здравствует наш Дед Мороз!

Все материалы рубрики "Темы"
 

Анастасия Юрьева
«Читинское обозрение»
№52 (1432) // 28.12.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2022 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net