Главная / Авторы / Ольга Чеузова / Побудите меня!
Побудите меня!
А много видели вы в Чите социальной рекламы?


Наш город богат на коммерческую рекламу. Пёстрое убранство превращает Читу в тряпичную бабу на чайнике. Реклама чаще бездарна, редко – хорошо сработана. Среди неё я попытаюсь найти другую – ту, что несёт особый посыл, воспитывает, заставляет задуматься. Поищем вместе социальную рекламу?

Что за зверь такой
Социальная реклама – вид некоммерческой рекламы, которая направлена на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума. Если проще, то это информация, которая направлена на решение каких-либо социальных проблем.

Социальная реклама призвана информировать население о некой проблеме, привлекать к ней внимание. Она прививает определённые социальные ценности, объясняет проблему, рассказывает о путях её решения. Социальная реклама формирует общественное сознание, изменяет поведенческую модель, формирует вкус аудитории.

Городская «шелуха»
Пройдёмся по улицам города в поисках социальной рекламы (ищем баннеры, кронштейны). Отмечу, что требования к средствам наружной рекламы и информации зависит от её местоположения в городе, который разделён на четыре зоны, в некоторых из них есть ограничения.

Перекрёсток Богомягкова — Чкалова. Поднимаемся вверх до улицы Коханского. Здесь с каждого баннера настойчиво предлагают что-то купить, съесть, сделать маникюр-педикюр, постричься, взять кредит на выгодных условиях. Ни один слоган или картинку к социальной рекламе не отнесёшь.

Следующая улица Бабушкина – участок от Богомягкова до Ленинградской. Картина повторяется, хотя на этом отрезке есть учебные заведения, и социальной рекламе тут самое место (например, пропаганда здорового образа жизни, профилактика преступности, наркомании и т.д). Может, время каникул и воспитывать некого социальной рекламой? Терзают сомнения, что нет её тут и в учебное время.

Улица Чкалова от Богомягкова до Полины Осипенко. Здесь нашёлся баннер, нацеленный на пропаганду бережного отношения к природе: детские рисунки с призывами обращаться осторожно с огнём. Баннер висит давно – буквы на нём едва прочитываются.

В центральной части города есть значительные ограничения по размещению рекламы. Спускаемся с улицы Бабушкина по Бутина до площади Ленина, от неё до улицы Полины Осипенко. Социальной рекламы нет, но вывески на улице Ленина, что называется, вырви глаз (особенно отличается здание Федерации профсоюзов).

Спускаемся по Ленинградской до вокзала. Здесь установлено электронное табло с мелькающими на нём рекламными картинками. Засекаем время. За три минуты перед глазами промелькнула реклама 13 различных компаний, предлагающих попить-поесть, отправиться в увеселительные заведения, купить бижутерию. Всё.

Идём к площади и проходим улицу Ленина до Красноармейской (участок тоже входит в центральную зону). На этом отрезке социальной рекламы тоже не найдёте. На магазине «Сувениры» установлено электронное табло. Снова засекаем время: три минуты, 13 тех же самых роликов, что и на вокзале.

На перекрёстке улиц Ленина-Богомягкова обнаруживаем баннеры ко Дню Победы, причисляем их к социальной рекламе, воспитывающей в нас патриотизм. Проходим до улицы Генерала Белика, уходим на Бабушкина к рынку. Здесь концентрация рекламы зашкаливает, сплошное «купи», «возьми кредит» и прочее.

Улица Шилова до Новобульварной утыкана коммерческой рекламой, как и Новобульварная до улицы Богомягкова. Нашёлся баннер с призывом беречь природу в районе перекрёстка Бутина-Новобульварная, такой же тематики – на остановке у краевой клинической больницы. На остановке в микрорайоне Царский – баннер с призывом соблюдать чистоту. Две маленьких погнутых таблички с просьбой не мусорить удалось увидеть на столбах по улице Бабушкина под рекламой читинского такси. Такую сложно заметить.

Особо отмечу, что по пути следования Богомягкова-Бабушкина-Бутина-Ленина-Лениградская-Ленина удалось насчитать почти с десяток «офисов» микрозаймов с их кричащими и вопящими вывесками. Вот он – социальный подход!

Социальная реклама, которая запомнилась в последнее время на улицах Читы, была делом ГИБДД (профилактика ДТП), и канувшего в Лету управления наркоконтроля с их профилактикой наркотиков. Вся эта «шелуха» на пройденных нами улицах города ни к чему не призвала, не привлекла внимания к какой-либо проблеме.

Поздравлялки
Согласно закону «О рекламе», заказчиком социальной рекламы могут быть физические лица, юридические, органы государственной власти, иные госорганы и органы местного самоуправления и муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

Как работает в этом направлении администрация города, мы спросили у руководителя администрации Олега Кузнецова. В своём ответе и.о. заместителя руководителя администрации Александр Михайлов сообщил, что рекламораспространитель (тот, кто размещает и распространяет рекламу) обязуется за свой счёт размещать социальную рекламу и городскую информацию, согласно договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Михайлов сообщил, что в 2016 году рекламораспространителями было размещено 268 баннеров различного формата, 18 роликов на светодиодных экранах (по заказу администрации).

Направления социальной рекламы следующие: поздравления с Новым годом, с Днём Победы, размещение баннеров с фотографиями ветеранов и участников ВОВ, героев СССР, уроженцев города Читы. Пожалуй, тут не согласиться можно только с новогодними поздравлениями. Почему они причислены к социальной рекламе?

Ещё одно направление – поздравление с Днём города, размещение баннеров с фотографиями Почётных граждан Читы, поздравление с Днём выпускника (такую растяжку удалось запечатлеть на площади Ленина). Разве это социальная реклама?

Агитационные материалы в рамках предвыборной кампании – тоже одно из направлений социальной рекламы, сообщил в официальном ответе Александр Михайлов. Это извещение о предстоящих выборах, призыв прийти на выборы, поставить галочку (не путать с предвыборной агитацией).

Противопожарные мероприятия тоже относятся к направлениям социальной рекламы, которую заказывала в прошлом году администрация. Для оповещения граждан управлением ГО и ЧС создана система оповещения населения КТСО-Р (23 сирены и 49 выходных акустических устройств), используется шесть электронных табло, в том числе те, что осмотрели мы.

Ещё используется 20 электронных табло ООО «Метод» в организациях с массовым пребыванием граждан, четыре табло «Бегущая строка» на здании управления ГОЧС и зданиях районных администраций, информационных табло в салонах 77 троллейбусов.

Лимит исчерпан
Каждый рекламораспространитель обязан заключать договор на распространение социальной рекламы в пределах 5% годового объёма всей выданной рекламы. Эти 5% должны быть бесплатными для заказчика, но их предоставление невыгодно для исполнителя.

Пробуем по телефону «заказать» баннер с социальной рекламой в трёх известных рекламных фирмах. В рекламном агентстве «Эпицентр» отказывают сразу: лимит на предоставление социальной рекламы 5% от площади исчерпан.

В агентстве «Синяя птица» вовсе говорят, что физическим лицам площадь под социальную рекламу не предоставляется. На вопрос о 5% девушка пояснила, площадь выделяется краевому центру по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, и, предполагаем, краевой организации Всероссийского общества инвалидов (точно сотрудница агентства объяснить не смогла).

В рекламной фирме «Scandal» пояснили, что, если под социальную рекламу нужно конкретное место (естественно, заказчику нужно место проходимое), то нужно это обсуждать с руководством. Если же место размещения баннера на рекламной конструкции не так важно, то они могут «повесить» баннер на любое свободное (которое, скорее всего, не пользуется спросом у заказчиков, и там недостаточно многолюдно).

Итог: свои 5% социальная реклама должна ещё «отвоевать», пункт закона «О рекламе» выполнять никто не спешит.

Все материалы рубрики "Улицы нашего города"
 

Ольга Чеузова
«Читинское обозрение»
№30 (1462) // 26.07.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net