Главная / Авторы / Денис Приходько / Пора, не держите вы меня
Пора, не держите вы меня


На площадке регионального министерства образования по инициативе городского портала «Чита.Ру» состоялся круглый стол. Представители ведомства, высших и средних специальных образовательных учреждений обсудили, почему забайкальские школьники, получив аттестат, массово уезжают учиться в другие регионы, остаются там жить и работать.

Повод собраться серьёзный

Прежде чем вынести на обсуждение специалистов вопрос, который с каждым годом становится всё острее, журналисты «Чита.Ру» в своём телеграмм-канале провели несколько опросов, собрали статистические данные из различных источников и выяснили, что почти 85% выпускников школ хотели бы уехать из Забайкальского края. Большинство из них рассматривают возможность поступления в вузы других регионов.

Например, в 2022 году девять забайкальских школьников набрали 100 баллов по единому государственному экзамену (ЕГЭ), журналисты их всех нашли и опросили. Из разговора выяснилось, что ни один из них в крае не остался — все уехали. По информации директора читинской школы  № 9  Василия Золотарёва, из 29 учеников физико-математического класса 22 уехали поступать в вузы за пределами региона, потому что у них был хороший балл по ЕГЭ.

— Очень много дискуссий по этому поводу ведётся, и я часто слышу обвинения в адрес журналистов про то, что журналисты формируют слишком негативный информационный фон, дети читают грустные новости, думают, что здесь всё очень плохо и едут туда, где всё хорошо, у меня по этому поводу было большое количество споров, у меня другое мнение по поводу того, почему дети отсюда уезжают. Проблема комплексная, и решать её нужно силами региональных властей и учебных заведений, — отметил журналист, генеральный директор «Чита.Ру» Андрей Козлов.

Со своей стороны добавим, что главная задача СМИ — отражать действительность со всеми её проблемами, трудностями и радостями, не приукрашивая и не преувеличивая. Забайкальский край — это проблемный, депрессивный регион, и усилиями одних журналистов ситуацию не изменить. Проблема не в том, что выпускники школ едут учиться в другие регионы, а в том, чтобы они возвращались жить и работать в Забайкалье, уже будучи специалистами. Для этого они должны понимать, что здесь их обеспечат жильём и хорошо оплачиваемой работой.

С точки зрения министра

Исполняющая обязанности министра образования края Татьяна Клименко подтвердила, что эта тема чрезвычайно актуальна и требует хорошего обсуждения, потому что дальнейшее развитие региона невозможно без молодых специалистов:

— Мы надеялись, что по итогам 2022 года в крае останется больше выпускников, но статистика не очень.

По официальным данным, в прошлом году из 5194 выпускников, сдавших ЕГЭ в Забайкалье, в региональные вузы поступили 1193 человека, уехали в другие субъекты 1519 человек — порядка 30% от общего числа. Остальные поступили в учреждения СПО, либо устроились на работу. Доля выпускников, уезжающих из Забайкалья после 9-го класса, невелика — порядка 4-5%. Они едут получать специальности, на которые в нашем регионе не обучают.

Татьяна Клименко отметила, что во всех субъектах Дальневосточного федерального округа фиксируется мощная миграция выпускников. В частности, идентичная ситуация в Чукотском автономном округе, Якутии, Еврейской автономной области, Сахалинской, Амурской, Магаданской областях и Камчатском крае. Меньше уезжают из Приморского и Хабаровского краёв.

Уезжают не потому, что у нас в Забайкалье вообще всё плохо и надо уезжать. Мотивация отъезда у большинства выпускников состоит в том, что они ищут, где получить специальность, которая им нужна. Кого-то интересует космос, вулканология, учебные заведения военных и силовых структур, международные отношения, робото-медицина, а у нас таких специалистов не готовят. Поэтому они уезжают поступать в другие регионы. То же самое и с востребованными специальностями IT–технологий. Готовить в регионе айтишников вроде и есть кому, но студентов уровень такой подготовки не устраивает. Разве это плохо, что забайкальские школьники с успехом поступают и обучаются в ведущих вузах страны? — считает министр.

Проблема ещё и в том, что в школах, в учебных заведениях не хватает преподавателей математики, физики, химии. Абитуриенты ищут, где дают хорошие знания по этим предметам, так считает руководитель министерства образования:

— Математический факультет после трансформаций и преобразований ослабел, и готовить математиков современного уровня в Забайкалье, к сожалению, невозможно. Несмотря на слабую подготовку по математике, наши ребята-то едут и поступают, самое потрясающее, в МГУ, в высшую школу экономики, в Плехановский институт и так далее.

Также Татьяна Клименко указала на слабую профориентационную работу в школах:

— К 7-му классу ребёнок способен осознанно сделать выбор будущей профессии. И нам нужно помочь ему определиться с этим выбором. Хороший опыт — создание профильных классов, например, горных, медицинских, с ориентацией на те отрасли, которые развиты в нашем крае.

Чтобы исправить это упущение, в забайкальских школах начнут работать педагоги-навигаторы, которые займутся профориентационной работой со школьниками. Эта ставка будет финансироваться из средств федерального бюджета по примеру советников директоров. В обязанности навигаторов также будет входить работа с родителями. К ней в перспективе должны подключиться и работодатели.

Наши выпускники уезжают, но с желанием, с амбициями вернуться и использовать свои знания в Забайкалье, — добавила представитель минобразования Елена Вологдина.

Слово ректору

ЧГМА и ЗабИЖТ — одни из ведущих вузов Забайкалья. Им ежегодно удаётся набирать студентов на бюджетные и коммерческие места, и конкурс там приличный. Их опыт, безусловно, интересен и достоин изучения.

По мнению ректора Читинской государственной медакадемии Дмитрия Зайцева, проблема оттока выпускников школ из региона зиждется на нескольких китах:

— ЕГЭ оказал крайне негативную роль, нет необходимости сдавать дополнительные экзамены. Появилась возможность сдать один раз ЕГЭ по профильным предметам и попасть в любой вуз страны. Двойная система сдачи экзаменов в школе и в учебном заведении сдерживала отток молодёжи. Если у нас есть единый госэкзамен, единый стандарт оценки уровня знаний, почему у нас тогда нет единого качества образования? В одной школе есть все учителя-предметники, в другой штат не укомплектован, условия везде разные. Уровень знаний у учеников разный, чтобы его подтянуть, многие и уезжают в другие регионы.

— Например, у нас в медакадемии не хватает преподавателей химии и биологии, да и в целом качество педагогического образования снизилось в крае. Это следствие присоединения педагогического университета (ЗабГГПУ) к техническому (ЗабГУ). Объединение вузов разного профиля — это совершенно непродуктивно.

— Низкий уровень жизни и заработных плат в регионе. Плюс ко всему, приобретение недвижимости в Чите уже сопоставимо с покупкой квартир на западе России. Я, допустим, как родитель, тоже хочу, чтобы мой ребёнок, когда отучился, жил в соответствующих условиях, чтобы он, кроме работы и дома, мог сходить в театр, кинотеатр, на выставки, чего нет в районах края. Ребята понимают, что, имея диплом врача или инженера и живя в Москве, Санкт-Петербурге или Новосибирске, они там будут получать заработную плату на порядок выше, чем здесь.

— Необходимо открывать центры довузовской подготовки абитуриентов, создавать современные условия в учебных заведениях, расширять перечень специальностей, которые можно получить в крае, через это привлекать абитуриентов.

Нам технари нужны

По мнению ректора Забайкальского института железнодорожного транспорта Александра Ерёменко, в Забайкалье возвращаются от 15 до 20% выпускников, которые получили профессиональное образование в других регионах. До 30% школьников возвращаются в регион после первого года обучения, в основном из-за социально-бытовых условий: не в каждом учебном заведении есть общежитие для иногородних, а оплачивать съёмную квартиру — дорогое удовольствие. Часть отчисляют из-за недостатка знаний.

— У нас в регионе инженерное высшее образование на хорошем уровне, нужно его поддерживать и развивать. В том числе, усиливать подготовку школьников по физике и математике. Начнём с того, что количество выпускников 11-х классов в принципе сокращается. Если в 2018-2019 годах их было почти 6 тысяч человек, то в 2022 году этот показатель сократился до 5200. Для получения инженерного образования необходимы три ключевых экзамена: физика, математика и информатика. В 2018 году профильную математику выбрали 3200 выпускников, в 2022 году — порядка 2 тысяч. Это я говорю к тому, что если региону нужны инженеры, то начинать их готовить нужно со школьной скамьи, для этого усиливать кадровый потенциал учителей. Учебные заведения должны готовить специалистов в тесном сотрудничестве с работодателями, чтобы была хорошая практика и будущее место работы.

Жирную точку в обсуждении поставил Николай  Васильевич  Зыков — директор Забайкальского горного колледжа:

— Пускай не так массово, как сегодня, но уезжали, уезжают и будут уезжать, до тех пор, пока Забайкальский край не станет самодостаточным, пока Чита не станет красивым, уютным и чистым городом. Уезжают в поисках лучших условий для жизни не только выпускники, но и взрослые, состоявшиеся люди.

Все материалы рубрики «Задело»

 

Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№15 (1759) // 12.04.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net