Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Чаепитие как путешествие в историю
Чаепитие как путешествие в историю


А не попить ли нам чайку? Причём сделать это не на ходу из безликой кружки китайского производства, а по всем правилам чаепития, одним из символов которого в нашей стране долгие годы был подстаканник.

Сегодня подстаканники можно найти разве что в недрах неразобранных складов наших дачников, в фирменных поездах РЖД или антикварных магазинах. А когда-то этот красавец с литыми боками считался неотъемлемой частью быта русского человека. Некоторые даже присваивают ему статус предмета декоративно-прикладного искусства, поскольку в дизайне этого, с виду незамысловатого, предмета отражалась и история, и идеология, и культура той или иной эпохи.

И если первые подстаканники не отличались высокохудожественным дизайном и были созданы исключительно для того, чтобы человек попросту не обжёг руки во время чаепития, то со временем на нём стали появляться элементы декора, в его рельефы включали разнообразные образы и сюжеты. Фантазия умельца отражалась и на форме подстаканника, и на элементах его украшения. Признаком зажиточности было наличие в доме подстаканников из серебра, этот предмет чаепития нередко преподносили в качестве подарка. В богатых домах хозяева украшали его семейными гербами и своими инициалами.

Такой вот уникальный подстаканник хранится в качестве фамильной реликвии в семье моего знакомого. Когда-то он принадлежал его прадеду, земскому доктору, который приехал в Забайкалье из города Чернигова. Как гласит семейная легенда, главной целью переселенца было горячее желание оказывать медицинскую помощь декабристам, поскольку среди отправленных в наш край в 1827 году невольников были те, кого он мог назвать друзьями. Приехав сюда на перекладных, доктор основал в Чите свою клинику, где и стал принимать пациентов. Видимо, в знак благодарности кто-то из декабристов или их близкого окружения подарил бесстрашному доктору выполненный на заказ серебряный именной подстаканник ручной работы.

Сюжет для выгравированного рисунка был подсказан дарителю реалиями того времени. Поскольку железнодорожного сообщения в ту эпоху не существовало, преодолевать такие огромные расстояния решались далеко не все. Путешествие гужевым транспортом, да ещё и в суровых климатических условиях, таило в себе массу опасностей и неожиданностей. Наверное поэтому на лицевой стороне подстаканника мы видим запряжённую тройку лошадей, ямщика и его пассажира. На другой стороне выгравирована надпись: «Чернигов— Чита». Кстати, к подарочному подстаканнику шёл набор из шести чайных ложечек. Подумать только — но за такое длительное время утеряна была только одна из них.

Удивительно, но за полторы сотни лет серебряный набор не потерял свой шарм, разве что потемнел немного. Глядя на этот простой с виду предмет посуды, переживший столько эпох и помнящий теплоту рук не одного поколения членов этой семьи, так и хочется взять стакан, налить в него крепкого чайку и мысленно отправиться в путешествие по той далёкой эпохе…

Все материалы рубрики «СундуЧОк»

 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№41 (1733) // 12.10.2022 г.

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net