В наше время не всем удаётся путешествовать. Чтобы добровольные и вынужденные домоседы не заскучали, предлагаем «прокатиться» по железным дорогам разных стран с теми, кому удалось побывать в Японии, Франции, Корее и даже на другом полушарии Земли.
Япония
Саяна Митупова:
– Японский железнодорожный транспорт люблю за комфорт, чистоту, пунктуальность, за необычайно красивый и футуристический вид самих поездов. Вообще, система железнодорожного транспорта в Японии непроста: её основу составляет группа компаний JR (Japan Railway), состоящая из нескольких частных компаний. Территория страны буквально испещрена сетью железных дорог. Можно сесть в электричку в любом населённом пункте страны и уехать туда, куда нужно, – например, очутиться в самом центре Токио. Пригородные поезда различаются по категориям. Классификация более детальная, чем у нас: обычные, ускоренные, экспрессы и скорые, полуэкспрессы, пригородные полуэкспрессы и т. д.
Об удобстве и комфорте поездов можно писать оды. Заходишь в вагон в холодное время года – сиденье подогретое. Радует глаз внешность работников: белые перчатки и рубашка, тёмный пиджак или жилет, фуражка. Ну, а больше всего мне нравится, когда дежурный, отправляющий поезд в путь, кланяется в знак уважения к пассажирам.
Пунктуальность для японцев на первом месте, поэтому японские поезда по праву считаются самыми точными. Если всё же поезд опоздал более чем на пять минут, по громкой связи дежурный по вокзалу приносит извинения за доставленные неудобства, а человек, опоздавший на работу, может получить документ, подтверждающий причину его опоздания.
Есть и специфические проблемы. В часы пик, когда электрички переполнены людьми, можно стать жертвой «тиканов» (от японского «тикан» – «развратник»). Для борьбы с этой общественной болезнью в утренние часы ходят поезда с вагонами только для женщин.
Очень часто происходят сбои в регулярном сообщении между пригородными станциями по причине случаев суицида на железных дорогах. К сожалению, это большая проблема для Японии. Пути из-за этого ограждены.
Китай
Антон Сластин:
– Большие передовые города (Шанхай, Пекин, Гуанчжоу, малые (Баодин, Сучжоу, Ханчжоу) имеют свою специфику. Для Китая, где через каждые 20 км меняется диалектная языковая среда, кухня и прочее, это особенно свойственно.
В больших городах… не пахнет вокзалами (бомжами, мусором); достаточно чисто (только потому, что убирают постоянно), и информация ещё более «разжёвана» и доступна – даже слепой и немой поймут, куда идти. Народ разношёрстный – от бедных слоёв населения до вершин состоятельности. В маленьких городах: пахнет, мусор, хаос и подозрительный люд.
При этом везде – в малых ли городах, в больших ли – много, очень много народу. И у каждого в толпе превалирует желание быть впереди, шагать быстрее…
При входе на вокзалы обязателен досмотр (сканы), дремлющие охранники машут палочкой скорее «для галочки». Для удобства пассажиров есть электронные табло, сообщения дублируются на английском.
Нужно отдельно сказать про скорость строительства железнодорожных вокзалов и дорог (скоростных и обычных). Китайцы в этом – мировые лидеры: темпы и масштабы поражают. Но скоростное сообщение – спасение для Китая. Народу так много, что обычные поезда «не вывезли бы».
Интервал отправления скоростных поездов, к примеру, из Шанхая в Пекин – 30 минут. В поезде 10-12 вагонов. В каждом 19 рядов по 5 сидений (95 мест). Стоимость билета – 554 юаня (6 тысяч рублей). За день в одном только этом направлении перемещаются примерно 60 тысяч пассажиров.
Франция
Елизавета Басова:
– Путешествуя по Франции и за её пределами, в большинстве случаев я выбирала высокоскоростные поезда TGV. Существуют более доступные варианты, работающие по принципу бюджетных авиакомпаний. Однако если позаботиться о покупке билетов заранее, можно заметно сэкономить, хотя французы не планирует поездки загодя: государственные структуры непредсказуемы, и это во Франции возникло выражение «форс-мажор».
Там бастуют все. По очереди. Работники железной дороги тоже. Оказаться в один из таких дней в пути чревато трудностями с получением и компостированием билетов, если вы приобрели их онлайн, поиском платформы… Один раз мне даже пришлось второй раз купить билет, уже в поезде, потому что не смогла обменять электронные: бастовали кассиры. Но контролёр сделал на чеке пометку, и потом я вернула деньги в кассе вокзала.
Поезда TGV комфортабельны: места достаточно, есть розетки, проводники вежливые. В вагонах чисто, да никто и не мусорит. Скученность людей и неухоженные салоны можно наблюдать только в пригородных электричках, на которых бедные рабочие добираются до работы, а после возвращаются в свои неблагополучные кварталы. Это парижский RER, смежная с метро транспортная система, с её помощью можно также добраться до аэропорта, соседних деревень, Диснейленда.
Французской железнодорожной системой я довольна, ни разу не было желания купить билет на самолёт. Можно повидать всю Европу, легко путешествовать с детьми и животными, не заботясь о перевесе багажа.
Корея
София Шиманская:
– Южная Корея славится гостеприимством и безупречным сервисом. Качество сервиса прямо пропорционально цене услуги. Но если уж купили билет в первый класс на скоростной поезд национальной корейской железнодорожной системы KTX, то можете быть уверены, что путешествие будет комфортным. К примеру, билет по маршруту Пусан – Сеул стоит примерно 90 долларов, время в пути – 2 часа 40 минут. Поезд может развивать скорость до 350 км/ч. В пути можно послушать радио, посмотреть телевизор (правда, один на несколько рядов). Еду и напитки за дополнительную плату развозит в тележке проводница. Воду в бутылках можно взять бесплатно из замечательного автомата между вагонами: в нём часто отсутствует функция приёма денег, зато функция выдачи работает исправно!
Никто вас не тревожит, чтобы проверить наличие билета (когда заплатил сотню долларов от Пусана до Сеула, глубоко внутри очень хочешь, чтобы всё-таки проверили). Но проводники сверяются с базой данных, чтобы количество пассажиров совпадало с числом проданных мест. Ни разу не видела безбилетников. Корея – страна законопослушных граждан.
Заходя в вагон, проводники низко кланяются, чтобы выразить почтение и благодарность за то, что воспользовались их услугами. Выходя, кланяются тоже.
В эконом-классе почти всё то же самое, разве что сидения могут быть обращены друг к другу, и количество мест увеличено. Другое дело – относительно дешёвые поезда Мугунгхва, время поездки в которых растягивается до 6 часов. В них предусмотрены стоячие места, и по мере приближения к пункту назначения людей прибывает, а воздуха и свободного пространства становится меньше.
Нельзя не упомянуть об отличных вокзалах, в которых предусмотрено практически всё. В глаза бросается высокая концентрация всевозможных кафе – корейцы сделали из еды культ: куда бы вы ни пошли, запах еды здесь повсюду. Если не успели привыкнуть к этому до первой поездки на поезде, то запах корейской капусты добавит путешествию не всем приятного национального колорита.
Германия
Светлана Клименко:
– Очень интересно (и выгодно) добираться поездом из Берлина в Мюнхен (40 минут). Если вы семья – мама, папа, ребёнок, то билет стоит всего 3 евро, он действителен в этот же день и на обратную дорогу, по нему же в Мюнхене бесплатно ездишь на метро. А билет на одного стоит около 7 евро – такая пропаганда семейных путешествий.
Электричка двухэтажная, идёт плавно, мягко и быстро – хода не замечаешь.
Чистота на вокзалах поразительная. Мы сидели прямо на платформе. Туалет в электричке, как в шикарном отеле – сверкает, приятно заходить. Кстати, билетами на поезд можно один раз расплатиться на вокзале за кофе или получить скидку при покупке воды.
США
Юрий Васильев:
– Станция Пенсильвания стала близка мне полгода назад, когда я встретил Джанетт, мою прекрасную леди. Она живёт в соседнем штате, городе Дептфорд, я – в Нью-Йорке, и между нами 200 км, часть из которых (100 км) я преодолеваю железной дорогой. Путь занимает полтора часа на обычном поезде или час на экспрессе. За полгода было только два факта опоздания и задержки отправления.
Билет можно купить с помощью автомата, Интернета, специального приложения для смартфонов или непосредственно у проводника. Пару раз терял билет перед самым поездом. Но показывал чек, объяснял ситуацию, и ко мне относились всегда с пониманием.
Проводники очень приветливы и вежливы, всегда готовы помочь и ответить на любой вопрос. Есть проводник (один на 2-3 вагона) и старший проводник (1-2 на поезд). В случае отказа предъявить билет или откровенно недостойного поведения к вам подойдёт сначала просто проводник и поговорит. Если это не принесёт результатов, то – старший проводник, и только потом – полиция.
Существует несколько секций в поезде. Например, вагоны, где громко разговаривать и слушать музыку без наушников воспрещается, там можно поспать (это мой любимый тип вагонов). Нельзя сказать, что в остальных творится хаос, но люди любят громко поговорить, некоторые забывают взять наушники, а душа просит музыки…
Также существует два типа вагонов: одно- и двухъярусные.
Не всегда в поездах чисто (не успевают убрать за 20 минут после предыдущих пассажиров), что раздражает.
Есть поезда дальнего следования, где очень комфортабельно, есть места, где можно поспать и принять душ – всё зависит от состояния вашего кармана. Путешествовать на дальние расстояния поездом на четверть дешевле, чем самолётом. Многие предпочитают самолёт, но есть также много любителей поездов.
На вокзалах полно магазинчиков и ресторанчиков с чем угодно. А ночью на вокзалах… спят бездомные (видел пару раз парня, который по станции шёл в пижаме!). К утру полиция, конечно, наводит порядок.
Ещё один минус: информацию об изменениях в расписании в Интернете не обновляют. Бежишь на поезд, а он… уехал два часа назад!
Все материалы рубрики "Темы"
Елена Сластина
«Читинское обозрение»
№3 (1383) // 20.01.2016 г.
0 комментариев