Главная / Авторы / Людмила Полетаева / «Поникнув гордой головой…»
«Поникнув гордой головой…»
Второе занятие кинолектория «Экран прочитанных книг»


10 февраля читающая Россия ежегодно отмечает День памяти А.С. Пушкина. Не обделили внимаем эту дату и организаторы кинолекториев в библиотеке имени Александра Сергеевича.

В его творчестве соединились прошлое, настоящее и будущее русской литературы. Характерной чертой пушкинского поколения, воспитанного на идеях просветительства, было стремление к самобытности, к тому, что современник Баратынский назвал «лица необщим выраженьем». Стремление к осознанию «духа времени», где главной ценностью был человек, имеющий право на своё слово, где младшие чувствовали «благословение» старших («Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил»). 

Сам Пушкин образно называл литературу своего времени «республикой словесности», в которой разгорались литературные споры, где говорилось о «братстве» поэтов, которых «единый пламень волнует». 

Юный лицейский друг Антон Дельвиг едва ли не первым обнаружил замечательный талант Пушкина, сказав о том, что «Лира выдаст его громким пением, / И от смертных восхитит бессмертного / Аполлон на Олимп торжествующий»

Можно найти немало свидетельств современников, говорящих о восприятии ещё при жизни Пушкина как гения русской поэзии. Среди них и гоголевское: «Он был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты». Н. Гоголь отметил особо «силу возбудительного влияния Пушкина». 

Спустя годы Н.Г. Чернышевский в статье «Сочинения Пушкина» скажет об отношениях поэта к молодым авторам: «Благородное желание помочь и одобрить всякого начинающего писателя, в котором замечал он талант, хорошо известно. Об отношениях Пушкина к Гоголю излишне говорить… Какими похвалами встретил сказку г. Ершова «Конёк-горбунок», которую внимательно пересмотрел». 

Ощущение себя в «цепи времени» звеном и чувство исторической преемственности выразились в первой строке послания Пушкина к Николаю Языкову: «Издревле сладостный союз / Поэтов меж собой связует». Именно так называется одна из интереснейших книг о поэте и его времени. Замечу, что пушкиноведы нередко называли свои книги-исследования той или иной строчкой из пушкинского текста. Таковыми являются «Здравствуй, племя младое…», «Суди, был ли я счастлив…», «Вхожу, ваятель, в твою мастерскую», «Всё волновало нежный ум» и т. д. 

Признание Пушкина гением нашло отголосок и в XX веке в многочисленных трудах, читая которые, проникаешься чувством сопричастности к тому, что называется культурой нашего времени. Анна Ахматова, Марина Цветаева, Юрий Лотман, Николай Скатов, Валентин Непомнящий и др. сказали своё задушевное слово о Пушкине. 

Едва за книгой руку протяну 
И пушкинские 
разверну страницы, 
Забыто всё, 
– я у него в плену, 
И тихая беседа 

наша длится…

– так замечательный поэт –ровесник века Давид Кугультинов очень точно выразил то душевное состояние, что вызывает светлый пушкинский образ. Может быть, потому и появилось понятие солнечного поэта, вспомним первую посмертную строку некролога о нём зимой 1837 года: «Закатилось Солнце русской поэзии». Притягательная сила его неизмерима, она питает наше вдохновение. 

Откликом на день ухода Пушкина в мир иной встреча с молодёжью Читы у «Экрана прочитанных книг», что проходила в Забайкальской краевой библиотеке имени А. Пушкина 12 февраля. Это уже второе в цикле занятий о русской классике. 

Знакомя слушателей с программой кинолектория, главный библиотекарь отдела обслуживания читателей Валентина Кудрявцева сказала о взаимодействии кино и литературы, пригласив студентов Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса (группы. 202, 212, 15-1) и учащихся школы №18 прослушать слово о поэте и посмотреть с последующим обсуждением фильм с пушкинским текстом. 

После небольшого вступительного слова о памятных пушкинских местах и о «всемирной отзывчивости Пушкина» внимание слушателей было обращено к забытой статье Осипа Мандельштама «Пушкин и Скрябин», фрагмент которой прозвучал в литературоведческой речи автора данного текста. Глубина содержания статьи не оставила равнодушными даже самых нетерпеливых и невнимательных молодых людей. 

«Пушкин и Скрябин – два превращения одного солнца, два превращения одного сердца. Они явили пример соборной, русской кончины, …их личность, умирая, расширилась до символа целого народа, и солнце-сердце умирающего остановилось навеки в зените страдания и славы… Пушкина хоронили ночью. Хоронили тайно. Мраморный Исаакий – великолепный саркофаг – так и не дождался солнечного тела поэта. Ночью положили солнце в гроб, и в январскую стужу проскрипели полозья саней, увозивших для отпевания прах поэта. Я вспоминаю картину пушкинских похорон, чтобы вызвать в вашей памяти образ ночного солнца», – так писал поэт «серебряного века». 

Пушкина отпевали в Святогорском монастыре близ его родового имения Михайловского. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. могилу поэта едва не взорвали фашисты. Нашим сапёрам, подоспевшим к этому месту за несколько минут до взрыва, удалось разминировать и спасти святую землю. 

Среди множества разных памятников в день кончины поэта вспоминается, конечно же, и тот символичный, что находится на Чёрной речке – месте дуэли Пушкина с Дантесом. Всякий раз зимой собирает он поклонников таланта великого поэта, где непременно читаются строки лермонтовского стихотворения: «Погиб поэт, невольник чести, / Пал, оклеветанный молвой». 

Всё это вспомнилось прежде, чем был показан молодёжной аудитории фильм «Дубровский» – пример советской кинодрамы режиссёра Александра Ивановского по мотивам одноимённого произведения Александра Сергеевича Пушкина. Созданный в далёком 1936 году на киностудии «Ленфильм» с участием старшего Ливанова – Бориса, в ту пору совершенно очаровательного (он играл Владимира Дубровского), фильм напомнил о великих именах, о «стариках» МХАТа. Кстати, фильм поставлен несколько театрально. 

Великолепная игра Николая Монахова (Кирилл Петрович Троекуров), Владимира Гардина (князь Верейский), Иосифа Самарина-Эльского (Андрей Гаврилович Дубровский), Михаила Тарханова (Спицын), Константина Сорокина (Парамошка) и др. заставила учителей литературы вспомнить былое, а учащихся, впервые услышавших эти имена, – приобщиться к истории отечественного кино. 

Посмотрев «раритетный» фильм, возможно, они начнут сравнивать его с более современным фильмом 1989-го режиссёра Вячеслава Никифорова, популярность которому придали имена ныне известных актёров – Владимира Самойлова (Троекуров), Михаила Ефремова (В. Дубровский) и Марины Зудиной (Маша Троекурова). 

Хорошо, что на таком кинолектории дети вкусили особый аромат от соприкосновения двух искусств – кино и литературы. Может быть, подобное напоминание и послужит хорошим уроком того, о чём в своё время говорил Пушкин: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»

Все материалы рубрики "Год литературы"
 

Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№7 (1387) // 17.02.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net