Главная / Авторы / Руслан Симушин / Попытался сыграть Нирвану, а получилась «Гражданская оборона»
Попытался сыграть Нирвану, а получилась «Гражданская оборона»


Невысокий парень в очках, отпустивший волосы до плеч, ходит на каждую репетицию своих групп с чемоданом, в котором содержится несколько педалей (ножной включатель/выключатель эффекта) и гитарой. Многие не раз критиковали его за то, что из-за огромного количества приборов для звуковых эффектов он занимает 2,5 метра сцены, но раз они критиковали, значит, не слышали, какой в итоге из этого получается звук, и как эта беготня с переключением эффектно выглядит на сцене.

Концертный драйв
Фраза из подзаголовка хорошо описывает Кирилла Аверкина, как соло-гитариста музыкального коллектива Читы «SVMSARA» (читается как Самсара, в индийской мифологии означает круговорот рождения и смерти). Чтобы было понятнее, расскажу о недавнем концерте группы в филармонии. Там, кстати, было ещё множество достойных исполнителей и групп, в том числе и «Веретено», об участнике этого коллектива, а именно о Максиме Баженове мы уже публиковали интересный материал ранее.

К несчастью, коллектив «SVMSARA» поставили первыми в очереди на выступлении, чем Кирилл был явно недоволен: «Представь, мы первые, у нас происходит треш, угар и содомия: гитары летают, кудри летают, басист лажает — всё как надо! А после нас девочка с песней под акустическую гитару». Но, честно говоря, это не единственное не особо логичное решение филармонии в контексте данного концерта. Зачем-то в холле, где и играли исполнители, были поставлены стулья, а это, напомню, по большей части был рок-концерт, во время которого настоящим ценителям не особо-то и хотелось сидеть.

Но несмотря на обстановку, явно не располагающую к прыжкам на сцене, участники группы оторвались на славу. Кирилл даже под конец выступления провёл грифом о край сцены, чтоб вы знали, звук от этого получается не самый приятный, но эффект неожиданности и чего-то необычного всегда удивляет публику. В своё оправдание соло-гитарист говорил следующее: «Я же не специально это сделал. Я весь концерт пытался добиться от звукорежиссёра того, чтоб он прибавил мою гитару. Я вообще себя не слышал, весь концерт вглухую отыграл. Под конец таким образом решил проверить — слышат ли меня все остальные». После этого перфоманса, кстати, группе поступило много предложений о выступлении.


Тот самый кадр с проверкой уровня громкости инструмента. Фото Даниила Ланцова

К слову, извлечение непонятных звуков из гитары — не самое интересное, что может сделать Кирилл на сцене. Я же рассказывал вам уже про «педалеманию»? Так вот, во время концерта на большинство из этих педалей необходимо нажимать в тот или иной фрагмент песни, а эти педали «в линеечку» занимают где-то 2,5 метра от сцены. Это превращает его любое выступление в прыжки от одного звукового эффекта к другому на протяжении всего концерта. Иногда его настолько захватывает музыка, что он садится, ложится или ползает вокруг педалей, звукоусилителей и колонок: «Помню, как-то на концерте под конец песни нужно было переключить эффект, чтоб был чистый звук у гитары, а я лежал где-то в метре от педали. Встать бы не успел, подползти тоже, пришлось с размаху ударить по нему кулаком. Попал, к слову, я в него раза с третьего».


Кирилл начал страдать педалеманией с момента вступления в свою первую группу. После покупки «дисторшена» (педаль, которая перегружала гитарный звук, делая его более резким и грубым), ему понадобился другой новый звук, потом ещё и ещё, и ещё… К несчастью, этот недуг продолжает беспокоить всех остальных участников его группы. Фото из архива героя

Как на классической гитаре панк играли
Кирилл, разумеется, не с рождения прыгал по сцене, избивая свои педали. «Было время, когда я был домашним мальчиком, сидел дома, играл в компьютер и слушал «пацанский» русский рэп». Всё изменилось с тех пор, как, на тот момент, бывший одноклассник дал ему послушать группу «Nirvana». «Я сначала не понял, чего он орёт, а через время переслушал и осознал: «Нормально качает».

Собственно, именно с этого момента он начал ставить в приоритете «драйвовость» звучания: «Музыка должна приносить удовольствие. Мне без разницы, какой жанр играть, лишь бы я сам получал от этого кайф».

Вдохновившись группой «Nirvana», он упросил родителей купить его первую гитару. Это была «Yamaha», причём самая классическая из классических гитар: с нейлоновыми струнами и со всем из этого выходящим. Для большего понимания поясню, что нейлоновые струны на гитаре дают такой нежный звук, который хорошо подходит для романсов и классической музыки, но уж точно не вяжется с знаменитой Нирваной и их железным звучанием. На мой логичный вопрос: «Ты что? Учился играть Нирвану на классической гитаре?». Кирилл с гордостью в глазах ответил: «Ну, я попытался сыграть Нирвану, а получилась «Гражданская оборона». Её я первое время и играл, потому что не мог сыграть рифы (музыкальный фрагмент — прим. авт.) «Smells like teen spirit» (песня группы «Nirvana» — прим. авт.)».

Почти сразу появился и первый коллектив. Играли ребята каверы (перепевали чужие песни) на репетиционной точке 30-ой школы. Через неё в своё время прошли почти все молодые музыканты с КСК, просто потому что она единственная в том районе. К слову, там есть и преподаватели, и другие коллективы, у которых можно перенять опыт.

Я как-то написал своему другу с КСК: «О, привет, чувак! У тебя есть барабанщик знакомый? Давай замутим какую-нибудь группу, чисто по приколу». А он ответил: «Ооо, давай! У меня как раз есть парень, в 30-ую школу на барабаны ходит. Начали мы со «Всё идёт по плану» (песня «Гражданской обороны»). Там преподаватель смотрел на нас, у него прям в глазах читалось: «Вы, что, дураки, что ли?». После репетиции подумали: что-то не то, поменялись инструментами, добавили бас-гитару, и ударник девушку на вокал привёл. Таким составом где-то год играли. «Оборону» выкинули, заменили на «Стрыкало» (Валентин Стрыкало — музыкальная группа), — вспоминает Кирилл.

В таком коллективе он впервые и вышел на сцену в той самой школе. «Помню, стоял, как истукан, пошевелиться не мог: боялся по нотам не попасть. Ну, и, разумеется, налажал». Он рассказывал, что в той школе был коллектив, на который они тогда равнялись. Они слаженно звучали и имели хороший опыт выступлений. И как-то на одном из отчётных концертов Кирилл понял, что они превзошли ту группу, в основном за счёт энергетики: «Тогда я уже научился и патлами махать, и гитарой. На одной из песен вообще упал и начал водить руками по всем струнам — зал разорвался. Наверное, тогда у меня башню сорвало, и я понял, что всегда так надо делать, вот такие перфомансы вытворять». С тех пор он понял, что на любом удачном концерте в его жанре должны присутствовать несколько пунктов: хорошее звучание, слаженность работы, перфомансы и драйв, которым можно зарядить зал.


Коллектив «SVMSARA» на выступлении в филармонии. Фото Даниила Ланцова

Что там по звукозаписи?
Многие, особенно далёкие от музыки, люди думают, что для качественной записи песни нужна как максимум студия, а как минимум компьютер, с кучей подключенной к нему дорогостоящей аппаратуры, но Кирилл с этим может поспорить. Большинство песен, в записи которых он участвовал, были записаны на обычный «iPhone»:

Записываю я песни с 2018 года, там мне «Irig» (внешняя звуковая карта, необходимая для записи инструмента — прим. авт.) пришёл, и я такой: «Вау, сейчас я запишу свою кривую гитару!». Так, я через него подключал свой инструмент к телефону и через приложение «GarageBand» писал, сводил треки. Разумеется, таким способом можно записать не все жанры, для чего-то нужна более качественная аппаратура.

То есть всё, что записывал на тот момент Кирилл, было сделано с одного лишь телефона. Тогда вышел его первый сольный инструментальный альбом, который он назвал «Забытая душа», он выходил под старым названием проекта «Солнце неспящих». Сейчас его можно найти в группе «sunots» во «Вконтакте».

Как только запустил приложение, подумал, что вау, там же можно «пианинки» вставлять, всякую магию мутить. И всё, поехало! Переслушал я тогда ещё слишком много советской музыки, к тому же период сложился непонятный. Написал такие маленькие песенки, быстро развивающиеся и быстро заканчивающиеся. Их вообще можно соотнести с периодами моей жизни и что-то весёлое было, и что-то грустненькое под конец года. Альбом не сильно разошёлся, без слов же… Но в пару групп закинули, освещение было. Кто-то узнал, что есть вот такой парень, делающий музыку в Чите, — говорит он.

Сейчас Кирилл отзывается о своём альбоме не так положительно, чем когда его выпускал: «Можно было лучше». Но в этом и нет ничего удивительного, ведь за прошедших три года он получил огромный опыт. Сейчас он пишет альбом вместе с «SVMSARA», 29 апреля у них будет концерт в «Harat`s Pub», а там и тур недалеко. Вернее, сначала им нужно хорошо отыграть на фестивале «UU.SOUND» в Улан-удэ, а там уже, с его слов, если наладятся связи и появятся возможности, то и в летний тур прокатиться можно по ближайшим городам. Самое главное, что аудитории на это уже хватает.

***

Вам же, дорогой читатель, настоятельно рекомендую лично ознакомиться со всем выше перечисленным музыкальным материалом. В нашем городе наконец-таки начала развиваться музыка. Сейчас у нас есть множество заведений, в которых молодые коллективы могут себя показать, около училища культуры строится сцена за 6 миллионов рублей под названием «Квартал», даже Забайкальская краевая филармония открыла свои двери для пока ещё никому не известных исполнителей. Ещё пару лет и, быть может, в наш город будут приезжать туристы, чтоб послушать любимую музыку, а наши жители будут уезжать куда-то с этой же целью.

Все материалы рубрики "Сделай громче"
 

Руслан Симушин
Фото из архива героя
и Даниила Ланцова

«Читинское обозрение»
№15 (1655) // 07.04.2021 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net