На будущей неделе все поклонники театрального искусства смогут наконец-то осуществить то, о чём они мечтали долгих три года, — вновь прийти в наш родной Забайкальский драматический. И это будет не просто рядовое посещение, хотя для заядлых театралов любой поход в храм Мельпомены становится праздником. Состоится торжественное открытие обновлённого здания театра, а 83-й театральный сезон откроется грандиозной премьерой — мюзиклом «Три мушкетёра» (12+).
На большой новой сцене театра, гордо носящего теперь имя Николая Березина, перед зрителями предстанут любимые с детства герои, которые волею судьбы стали участниками нешуточных интриг королевского двора Людовика XIII, динамичные сцены драк на шпагах, романтические истории, сцены балов того времени. Действо будет сопровождаться любимыми мелодиями, давно ставшими хитами, из почти одноимённого советского фильма по роману Александра Дюма-отца, снятого на Одесской киностудии режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем в 1978 году.
Однако спешим предупредить всех скептиков о том, что постановка Забайкальского драматического отнюдь не станет полным повторением культового фильма, так сказать, очередной старой песней о главном, поскольку её создатели постарались найти в этой истории некий новый ракурс. Как известно, классические произведения, актуальные во все времена, дают для этого благодатную почву. На то она и классика.
Накануне премьеры нам удалось поговорить с одними из основных создателей спектакля — московскими актёрами, приехавшими к нам специально для его подготовки. Это главный режиссёр Владислав Сташинский и постановщик фехтовальных сцен в спектакле Константин Пояркин.
Солист Московского театра оперетты, актёр и режиссёр Владислав Сташинский приехал для постановки мюзикла в Забайкальский краевой драматический неслучайно. По словам именитого деятеля искусств, он уже ранее был знаком и с труппой нашего театра, и с его руководителем Юрием Пояркиным.
— Я уже имел удовольствие сотрудничать с труппой вашего театра при постановке семейного мюзикла «Маугли», — рассказывает он. — Поэтому на вновь поступившее предложение я отреагировал сразу же, решив повторить приятный опыт работы с вашими актёрами. Мюзикл «Три мушкетёра» можно смело назвать благодатной почвой для любого режиссёра и автора, так как здесь присутствует многое: исторические костюмы, человеческие взаимоотношения, танцы — в общем всё то, что даёт ощущение праздника и настоящего театра. Эта пьеса всегда казалась мне, как сейчас выражаются, хитовой темой. Другое дело, что замечательный советский фильм с нашими величайшими актёрами, который имел в своё время ошеломительный успех и по сей день остаётся востребованным, сослужил, так сказать, не очень хорошую службу для постановщиков, решающих впоследствии эту тему осуществить. Я сейчас говорю о том, что в сознании зрителя возникло и прочно закрепилось некое представление о том, как это должно играться, тем более, сейчас у многих возникает соблазн к созданию так называемых старых песен о главном.
Режиссёр справедливо отмечает, что первое, что вызывает ностальгические чувства по культовому фильму, — это песни Максима Дунаевского и Юрия Ряшенцева, а также взятый за основу сценарий Марка Розовского. В итоге у зрителя в этот момент автоматически срабатывает отсылка в сторону фильма.
— Я подумал, как было бы интересно повернуть эту историю немного в другое русло, чтобы зритель не просто вспомнил и испытал ностальгические чувства по поводу сюжета и музыкального сопровождения, но и мог приоткрыть для себя эту историю немного с другой стороны, найти в ней некий новый ракурс, увидеть то, что раньше было не так очевидно. Надеюсь, что нам это удастся, тем более, с актёрами у нас по этому поводу получилось некое общее решение, которое, впрочем, и изначально было заложено в пьесе, но оно было там только намёком. Хотелось бы, чтобы эта история прозвучала немного по-новому, и для публики стала сюрпризом. Так что пока озвучивать не буду, — с режиссёрской искрой во взгляде говорит Владислав Сташинский.
По разговору понимаю, что режиссёр при постановке мюзикла ставил перед собой задачу — заставить зрителя задуматься. И, несмотря на то, что спектакль представляет собой довольно динамичное действо со множеством драк и сцен фехтования, некий боевик-вестерн для старшего школьного возраста, лёгкую историю плаща и шпаги, он непременно должен нести в себе нечто важное, что подтолкнуло бы зрителя поискать ответы на какие-то философские и жизненные вопросы:
— Хочется, чтобы в этой несерьёзной истории между строк прозвучала важная и дорогая мне тема — как мы относимся к тому отрезку времени, который мы проводим на Земле. Для одних это — выполнение какого-то долга, для других — получение радости и наслаждения. Есть и такие, для кого жизнь превращается в лотерею, где можно выиграть или проиграть. На самом деле, во фразе «Вся наша жизнь — игра» есть свой глубинный смысл. И дело всё в том, каковы ставки в этой самой игре. Можно играть, как говорится, на три копейки, а можно поставить на кон всё — любовь, жизнь. Главное здесь — успеть понять что-то очень большое и важное — за кого в этой жизни ты будешь играть и кто будет с тобой рядом. Силы добрые и злые — казалось бы, это звучит так тривиально и банально. На самом деле, если к этому подойти серьёзно и всё взвесить, этот выбор неизбежно рано или поздно встаёт перед каждым из нас. Вот и наши герои делают свой выбор, принимая то или иное решение, и публика должна понять, почему кто-то всю жизнь играет на стороне добра, а кто-то наоборот, какие механизмы выводят тех и других на противоположные поля битвы.
Невольно приоткрыв завесу тайны премьерной истории, Владислав Сташинский говорит, что функция театра заключается не только в том, чтобы давать зрителю надежду от встречи с прекрасным, но и в том, чтобы заставить его задуматься о смысле своего существования:
— Если за время спектакля хотя бы несколько сердец в зале отогрето, актёры отработали не зря. Артистам, работающим в этом театре, которых я очень люблю и уважаю, я уверен, это под силу. Помимо того, что я являюсь режиссёром, я ещё и много пишу. Надеюсь, что мои мюзиклы, которые, возможно, ещё прозвучат в стенах обновлённого театра, будут интересны читинской публике.
Выпускник Щепкинского театрального училища, актёр театра и кино Константин Пояркин, чьё детство, можно сказать, прошло на подмостках Забайкальского драматического, признаётся, что рад возможности приехать в родной город:
— О премьерном проекте к открытию сезона и, собственно, самого обновлённого здания театра мы начали говорить ещё в прошлом году, и я безумно рад, что у меня совпало по времени и мне удалось приехать на малую родину и поработать в том театре, в котором я вырос. С 1997-го, ещё при Николае Алексеевиче Березине, я принимал участие в постановках театра, и я счастлив, что любимые мной актёры наконец-то обретут свой дом и не будут больше заниматься этими разъездами. Поверьте, это очень утомительно. Сроки для постановки, конечно, очень сжатые, но у наших ребят всё отлично получается.
Одна из основных задач Константина Юрьевича в этом спектакле — постановка фехтовальных боёв, без которых невозможно представить себе «Трёх мушкетёров». Действительно, этот элемент является там одним из основных составляющих действа, привлекающим внимание зрителя не меньше, чем актёрские реплики. Как нетрудно догадаться, фехтовальные бои в постановке также тщательно разучены и отрепетированы актёрами. Сам Константин Пояркин признаётся, что ещё со студенческой скамьи испытывал особый трепет к фехтованию — этому изящному виду спорта, артистичность и отточенность движений которого делает его популярным и в наше время.
— В Щепкинском, как и в любом другом театральном училище, преподавали фехтование, — рассказывает он. — Мне довелось учиться у одного из сильнейших фехтовальщиков, обладателя золотых медалей Международного фестиваля артистического фехтования Ивана Михайловича Калинина. Основной моей задачей в подготовке этого спектакля было научить наших актёров основным элементам французско-итальянской школы фехтования: защитам, уколам, выпадам и так далее. Эти два направления смешаны неслучайно. Дело в том, что французская школа основана на уколах, а итальянская — это в основном рубящий стиль. Ту самую красоту, динамику и зрелищность в «Трёх мушкетёрах» даёт именно совмещение этих двух направлений. Ведь на самом деле, как проходили бои в реальности — буквально несколько секунд и финал. На сцене же схватки героев более продолжительны по времени, выглядят более эффектно и, в то же время, реалистично. Режиссёр доводит до нас своё видение, и мы, совместно с балетмейстером, начинаем ставить сцену. Так, в процессе командной работы, мы приходим к выводу, как это должно выглядеть.
Для спектакля был специально закуплен новый реквизит — шпаги, рапиры, перевязи, кинжалы — в общем, всё, без чего невозможно представить себе и историю о горячем гасконце д’Артаньяне и его верных друзьях.
К приезду Константина и возможности получить новые навыки, которые вполне могут пригодиться при постановке и последующих спектаклей, актёры Забайкальского драматического отнеслись очень серьёзно — занятия по фехтованию посещали около тридцати человек. Пояркин-младший в свою очередь также обещал по возможности принимать участие в будущих проектах родного театра:
— Читинские артисты и сохраняют лучшие традиции, заложенные когда-то Николаем Алексеевичем (Березиным — авт.), и смело идут вперёд. У вас замечательный театр. Я никогда не поддерживал бытующего мнения о том, что провинциальные театры хуже столичных. Ничего подобного. И если, к примеру, в Москве у многих актёров это просто подработка, как говорится, суета сует, то здесь почти все артисты всецело отдают себя искусству. А вообще, многое зависит от коллектива, и я желаю нашей труппе работать, развиваться и дальше нести в сердца и души людей самое светлое.
Надеемся, что наши зрители по достоинству оценят все театральные новшества, а долгожданные встречи с любимыми актёрами в стенах родного театра принесут им только радость. Поспешите на первую из них!
Напоминаем, что торжественное открытие здания Забайкальского краевого драматического театра имени Николая Березина состоится уже 13 октября в 18.00.
Все материалы рубрики «Темы»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№40 (1732) // 05.10.2022 г.
0 комментариев