16 лет назад. Небо Германии. В 11 тысячах метрах над озером для него остановилось время. Для 71 человека – жизнь. Он потерял всё. Виновник остался безнаказанным. И тогда Он поссорился с Богом… Он сам совершил правосудие. Жестоко… Справедливо? Затем он понёс кару за своё правосудие вдали от родины, но остался с чистой совестью. Его простили люди. Но простил ли Бог? Время поставило свои точки на «i»…
Сможет ли с этим справиться новый проект режиссёра Сарика Андреасяна, премьера которого состоится 27 сентября в кинотеатрах страны, нашего города и Забайкальского края?
Для начала реальная история поссорившегося с Богом…
ВТС 2937: Рейс в один конец
Вечером, в понедельник, 1 июля 2002 года из аэропорта Шереметьево поднялся самолёт Ту-154М «Башкирских авиалиний» (рейс ВТС 2937 Москва-Барселона) с девятью членами экипажа и пассажирами в количестве 60-ти человек, 52 из них детьми, летевшими на отдых в Испанию. Накануне эта группа опоздала на свой рейс, и Башкирская авиакомпания по просьбе туристических фирм, занимающихся поездкой, срочно организовала этот дополнительный…
Вскоре за иллюминаторами сгустились сумерки. Российский самолёт пролетал над Польшей, когда из итальянского Бергамо поднялся в небо грузовой «Боинг» 757-200PF компании DHL (рейс DHX 611) с двумя пилотами на борту и взял курс на Брюссель. С этого момента они начали двигаться к фатальной точке пространства над югом Германии, на высоте 11 километров.
Преступные обстоятельства
За достаточно напряжённым воздушным движением в этой части германского неба отвечала почему-то не немецкая, а швейцарская частная компания «Скайгайд». В эту ночную смену в диспетчерском центре управления в Цюрихе работало всего двое авиадиспетчеров и ассистентка (компания «Скайгайд» экономила на обслуживающем персонале). Один из них вскоре ушёл на перерыв, оставив 34-летнего Петера Нильсена работать сразу за двумя терминалами, при том, что часть следящего за полётами оборудования диспетчерской была отключена на техническую профилактику. Также был отключен телефон, связывающий непосредственно диспетчерский центр с аэропортом.
Роковая ошибка
Сближение самолётов Нильсен заметил слишком поздно. Всего за минуту до рокового пересечения курсов диспетчер дал команду российскому Ту-154М немедленно снижаться. Пилоты, ещё не видя приближающийся слева «Боинг», подчинились диспетчеру, и вдруг сработала бортовая автоматическая система предупреждения опасных сближений, отдавшая прямо противоположную команду: «Набрать высоту!» В это же время пилоты «Боинга» от такой же системы на своём самолёте получили команду «Срочно начать снижение!», и подчинились команде. Второй пилот Ту-154М уточнил команду диспетчера и сообщил, что система предупреждения даёт команду о срочном наборе высоты, однако Нильсен подтвердил свою команду о снижении российского самолёта. Лишь в последние 15 секунд пилоты обоих гигантских крылатых машин увидели друг друга. Они полностью отклонили штурвалы для предотвращения столкновения под почти прямым углом и…
В 21 час 35 минут 32 секунды…
…на высоте 10 634 метра прямо над Боденским озером (юг Германии) вертикальный хвостовой стабилизатор грузового «Боинга» ударил по фюзеляжу пассажирского Ту-154 и разрезал его на две части. Время для всех находившихся на борту самолётов остановилось… Российский самолёт разрушился в воздухе на четыре фрагмента, они упали в окрестностях города Юберлингена. Грузовик, лишившийся стабилизатора, потерял управление и оба двигателя, в 21.37 рухнул на землю в 7 километрах от Ту-154 и полностью разрушился.
А он ждал, ничего не подозревая в аэропорту Барселоны, любимую жену и сынишку с дочкой.
Муж и отец
Он – Виталий Константинович Калоев, простой, добрый человек родом из Владикавказа, строитель, а затем и архитектор, счастливый семьянин, работавший уже третий год по контракту в Испании, проектирующий жилые дома для своих земляков – выходцев из Осетии. Он только что сдал заказчику строительный объект под Барселоной и поджидал свою семью, которую не видел уже 9 месяцев. Лишь 2 июля он узнал о трагедии над Боденским озером. Убитый горем муж и отец в этот же день вылетел в Цюрих, а затем в Германию, в Юберлинген. Полиция отказалась пропускать Калоева к месту катастрофы, но узнав кто он, пропустила. Он сам принял участие в поисковых работах и нашёл сначала разорванные бусы своей четырёхлетней дочери, а затем и тело маленькой Дианы.
Поссорившийся с Богом
Шло время, шло расследование катастрофы и становилось всё более ясно, что диспетчер «Скайгайда» скорей всего не понесёт наказания. Его просто отстранили от работы. И всё.
(В дальнейшем, после расследования лишь восемь менеджеров «Скайгайд» были признаны виновными в непредумышленном убийстве 71 человека. Трое из них были приговорены к условному заключению, один – к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы).
24 февраля 2004 года Виталий Калоев в состоянии непрекращающегося шока, вызванного потерей семьи, стремительно теряющий веру в Бога и справедливость, подошёл к двери одного дома в Клотене (пригород Цюриха) и нажал звонок. Дверь открыл сам Петер Нильсен. И он узнал крупного бородатого мужчину. Бородач показал фотографии своей жены – Светланы, сына Кости и дочери Дианы и на ломанном немецком потребовал хотя бы каких-то извинений. Нильсен повёл себя вызывающе, демонстрируя, что не собирается ни в чём раскаиваться, злобно усмехнулся, затем грубо ударил незнакомца по руке. Фотографии полетели на землю… Что было дальше Калоев не помнил – память полностью стёрла случившееся. Виталий пришёл в себя только в отеле. Утром он был арестован. Его обвинили в убийстве Нильсена, на теле которого оказалось 12 колотых ран, нанесённых складным ножом.
Непрощённый герой
26 октября 2005 года во время Верховного суда Цюриха Калоев признал себя виновным в убийстве, но частично, поскольку он не помнил, как это всё происходило. Он добавил к своему последнему слову, что не сожалеет о случившемся. Суд приговорил Калоева к восьми годам заключения. Через два года он был освобождён за примерное поведение. 13 ноября 2007-го Виталий вернулся домой – в Северную Осетию, где был тепло встречен в аэропорту как герой. Он вернулся к работе и вскоре получил назначение, став заместителем министра архитектуры и строительной политики республики. В 2015 году, в день своего 60-летия вышел на пенсию, за несколько дней до этого был награждён медалью «Во славу Осетии». …С Богом он до сих пор не помирился.
Режиссёр
Драматическая история человека, сумевшего наперекор судьбе достойно пережить великую трагедию потери любимых, бросить вызов безликой европейской бюрократической системе, свершить личное возмездие, мужественно перенести кару за содеянное, суметь вернуться к жизни и жить с вечной памятью о близких, давно интересовала кинематографистов. Мысль поставить такой сложный фильм о Виталии Калоеве давно возникла у режиссёра Сарика Андреасяна, резко сменившего творческий «имидж» в 2016 году в пронзительной кинодраме «Землетрясение» о трагедии в армянском городе Ленинакане, пострадавшем от землетрясения 7 декабря 1988 года.
Сценаристы А. Гравицкий, С. Волков, при участии М. Джейкобса и режиссёр будущей картины не раз в своих интервью подчёркивали, что «Непрощённый», несмотря на многочисленные реальные факты и события, является всё же художественным произведением, а не документально-игровым фильмом.
Актёр
Долго выбирали актёра на главную роль и в конечном итоге выбор пал на Дмитрия Нагиева («Чистилище» 1997, «Мастер и Маргарита» 2005). Эта роль стала самой крупной драматической работой за всю карьеру 51-летнего актёра. Интересно, что Нагиев как до, так и на протяжении всех съёмок ни разу не встречался со своим прототипом. «Я не считаю нужным бередить судьбу человека, не считаю, что актёру необходима в таких обстоятельствах встреча со своим реальным героем. Это не добавит точности, это может добавить пародийности, но не глубины работы. Насколько Бог дал, настолько я и сделал» – сказал актёр.
Авиадиспетчер, Калоев, Шварценеггер
Работая над ещё одним из основных персонажей картины – прямым виновником трагедии – образом авиадиспетчера Нильсена – то он не вызовет у зрителей «Непрощённого» чувство жалости и сострадания, как в американском фильме «Последствия» (реж. Э. Лестер, 2017), также основанном на трагических событиях над Боденским озером. В реальности Нильсен, по воспоминаниям Калоева, вообще не проявлял никаких признаков раскаяния, в отличии от показанного в американском фильме, более того, он вёл себя цинично и высокомерно. В «Непрощённом» авторы показали его как винтик безликой слепой бездушной, безжалостной бюрократской машины, которая в одночасье уничтожила 1 июля 2002 года семь десятков людей. Интересно, что в «Последствиях» главную роль прототипа Константина Калоева исполнил актёр Арнольд Шварценеггер.
Съёмки «Непрощённого» велись в Швейцарии, Испании и России (там же были полностью сняты сцены авиакатастрофы). Во время работы над картиной использовалась не только компьютерная графика, но и в большом количестве сцены с использованием реальных самолётов.
Представляя драму «Непрощённый» режиссёр Андреасян не раз сообщал, что он постарался сделать картину с максимальным к прототипу главного героя и родственникам жертв трагедии…
Итак, с 27 сентября Он поссорится с Богом. Прав Он или нет? Заслужит ли Он прощения?
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№39 (1523) // 26.09.2018 г.
0 комментариев