Главная / Авторы / Руслан Симушин / Пост-панк русской души
Пост-панк русской души


Возможно, вам кажется, что это какое-то странное и незнакомое слово, и вы никогда в своей жизни не сталкивались с таким жанром музыки, однако, поспешу вас огорчить: динамичная мелодия, практически танцевальная, сильная бас-гитара и голос… уставший и низкий. Вам ничего это не напоминает? Первым пост-панкером на Руси был Цой.

Немного истории
Разумеется, жанр этот изобрёл не самый знаменитый русский кореец, он лишь адаптировал под российские реалии то, что придумали британцы и американцы аж в конце 70-х годов, когда обычный панк-рок уже всем приелся. Из первооткрывателей пост-панка вам могут быть известны имена групп «The Slits», «Joy Division», «Happy Monday». Если нет, то, в принципе, ничего страшного, так как всё равно я сегодня вам расскажу исключительно о российском пост-панке. Самое главное, что следует знать о зарождении этого жанра в других странах — это то, что бас-гитара в звучании мелодий выходит чуть ли не на первое место.


«Joy Division». Источник: ananasposter.ru

Панк и пост-панк
Чтоб понять, что вообще такое пост-панк, нужно сначала обратиться к классическому панку, ведь упомянутый выше жанр дословно переводится как: «После панка». Так чем был таким панк, что после него появился отдельный жанр музыки?

По звучанию это очень динамичные песни с резкими мелодиями, грубым вокалом и минимальный набором аппаратуры. Всё, что вам нужно для создания панк-группы: ударные, гитара и один микрофон. Сид Вишевс доказал, что бас-гитара тут не обязательна, (бас-гитарист «Sex Pistols», знаменитый тем, что на всех концертах ему отключали его музыкальный инструмент, потому что он просто не умел играть, но хорошо заводил аудиторию). А что по смыслу? А по смыслу тут всё гораздо глубже. Панки по сути своей — максималисты и нигилисты, чаще всего такие группы создаются подростками или молодыми людьми с максималистским мировоззрением.

Вам, конечно, может казаться, что панки — это такие люди, которые внешне похожи на бомжей, пьют примерно так же, да и ведут себя как маргиналы, но это не совсем так. Ведь в основе панк-рока стоит какое-никакое мировоззрение, и большинство песен в нём — политические. Панк всегда против: против правящих партий, государственного строя, социальных институтов, общества, против всего вообще. У одного из самых знаменитых панков Сибири Егора Летова даже есть песня с таким названием: «Я всегда буду против». Оттого и пьёт, оттого и на лавке спит…

В общем, самое главное здесь то, что панк можно сравнить с модерном в искусстве. Панк считает: чтобы создать что-то хорошее, нужно разрушить всё, что уже есть. А пост-панк… Пост-панкер — это тот, кто живёт в том мире, который хотел построить панк, в хаотичном и разрушенном. Как же хорошо подходит под современные российские реалии, да?

Егор Летов, Янка Дягилёва, Вадим Кузьмин и другие сибирские панки боролись с несправедливостью этого мира, но пришли другие реалии и неопределённость. И тут продюсер нашёл Виктора Цоя, первого пост-панкера России, играющего свои песни на улице.

Цой и отличие от панков
Музыка пост-панка сильно отличается от типичных панковских мотивов, она зачастую такая же динамичная, даже если несёт в себе грустные мотивы. В основном это достигается сильно выделяющейся бас-гитарой, которая придаёт дополнительный танцевальный ритм общей мелодии, панки же обычно забывали о бас-гитаре вовсе. Звучание стало гораздо качественнее и разнообразнее из-за новых инструментов и дополнительных обработок.

Но всё же главным отличием этих двух жанров будет смысловая нагрузка текстов, пост-панк — это про что-то приземлённое, про чувства обычного человека, панк стремится разрушить всё и сам по себе довольно политичен. «Погодите, — подумаете вы, — как же песня Виктора Цоя «Перемен»?. А здесь назревает отдельная проблема автора и аудитории. Дело в том, что аудитория не всегда понимает посыл автора правильно, так и случилось с Цоем, ведь на самом деле он говорил о переменах в музыке, а не в государстве, однако это не помешало песне «Перемен» стать гимном перестройки.


Фото с концерта группы «Кино». Источник: big-rostov.ru

Прошло уже много времени, а ощущение перестройки из массового сознания всё не уходит, эпоха пост-модерна никуда не делась, а значит и пост-панк здесь. Если вы привыкли к музыкантам, которые пляшут по всей сцене во время концерта, прыгают, направляют микрофон в сторону зала, то концерт в жанре пост-панк подарит вам довольно смешанные эмоции. У микрофона будет стоять человек с безрадостным выражением лица и сдержанными движениями, а его голос устало и меланхолично будет петь о чём-то в глубину зала. Весь вид этого артиста, вся его музыка будет говорить о том, что если счастье и было в этом мире, то оно уже закончилось.


Фото с концерта группы «Ploho». Автор Павел Корнев

При этом в копилку ваших смешанных эмоций упадёт почти танцевальная и энергичная мелодия, которая, впрочем, не лишена атмосферы обречённости. Пост-панк — это жанр, который хоть и придумали на западе, но по-настоящему прочувствовать смогли только в России, я думаю, его можно назвать даже синонимом глубочайшей русской тоски.

***
Напоследок дам вам несколько имён современных российских пост-панкеров, может, заинтересуетесь и захотите прочувствовать: «ssshhhiiittt!», «Ploho», «Molchat Doma», «Буерак». Хотя о них в основном отзываются примерно так: «Чтобы вы ни делали, у вас всё равно получится Цой». К сожалению, у них нет столь огромной аудитории, что смогла собрать вокруг себя группа «Кино», но стоит отметить талант этих исполнителей. 


Выступление «Буерак». Фото с сайта ngs.ru

Все материалы рубрики "Сделай громче"
 

Руслан Симушин
«Читинское обозрение»
№42 (1630) // 14.10.2020 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net