Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Плывущие в океане неба
Плывущие в океане неба


Человек испокон веков мечтал о Полёте. Грезил о нём в мифах, легендах, таких прекрасных, а иногда и печальных, как история о Дедале и сыне его, Икаре. Взвиться в небо, как птица, или стать сродни мореходу-мореплавателю, но ходить-плавать по… небу, по воздуху. Если с индивидуальной птицекрылостью у людей до сих пор как-то не заладилось, то мечте о корабле для полёта было суждено сбыться. И воздухоплавание в небесном океане стало явью…

Сегодня мы на самом пороге премьеры головокружительного кругосветного киноприключения отважного русского путешественника, что состоится уже 5 октября, во всех кинотеатрах нашей страны, включая кинотеатры Читы, а также все краевые киноплощадки Забайкальской государственной кинокомпании. Отравляемся Туда — вверх, для начала, в удивительную и поразительную историю «плавания» по воздуху, а затем и в историю грядущего, захватывающего дух, не побоюсь этого слова, блокбастера. Готовы, друзья-зрители-читатели-воздухоплаватели? Что ж, поплыли-полетели…

Первые. Фурвин и Ad Astra

Случилось сие диво аж 291 год и 10 месяцев назад на Руси-матушке. На календаре значился 1731-й. Воевода рязанский Боголепов С.М. начертал в своих записках следующее: «В Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной Ефим фурвин сделал, как мяч большой. Надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше берёзы, выше почти 30 саженей и после ударила его о колокольню, но он уцепился за верёвку, коей звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, он ушёл в Москву, и хотели закопать живого в землю, или сжечь окаяннаго…»

И лишь спустя 52 года после опального «первого в мире воздухоплавателя» Крякутного, в далёком Париже, его западном пригороде 21 ноября 1783 года в небеса, на уникальном на тот момент воздушном шаре под названием «Ad Astra» (лат. «К звёздам») конструкции братьев Жозефа и Жака-Этьенна Монгольфье, сделанном из холста и оклеенном фигурными обоями, изготовленными, кстати, на принадлежащей их семье фабрике и наполненном горячим воздухом, в небо отправился, на этот раз, уже целый «экипаж» ещё одних первопроходцев, состоящий из первых в мире аэронавтов: французского учёного-химика Жана-Франсуа Пилатра де Розье и офицера королевской гвардии, маркиза Франсуа Лорана д`Арданда. Отважные герои поднялись поистине на невероятную, головокружительную высоту в 951 метр и благополучно совершили посадку через 25 минут полёта на расстоянии в 9,9 километров от места старта.

Две великих даты в истории рождения эры человека Летающего: первая и её «виновник» — Крякутной, а также его вышеупомянутое звание «воздухоплавателя» не просто было взято в кавычки, ибо сам русский «пилот» фурвина — воздушного шара, как и его полёт, на поверку оказались красивой романтической …легендой-мечтой, историческим розыгрышем. Вторая — с французским экипажем монгольфьера — самая Настоящая.

Любопытный аэро-факт. Братья Монгольфье, как и целый ряд некоторых учёных того времени полагали, что от горения особой смеси из шерсти и соломы образуется «электрический дым», вот он-то и поднимает наполненное им лёгкое тело (в данном случае — воздушный шар).

…Итак, почти ровно 240 лет назад ходящий по земле человек поднялся в небо на рукотворном аппарате легче воздуха и полетел-поплыл среди облаков. Ну, а поскольку наш сегодняшний аэро-вояж касается грядущей премьеры фильма, рассказывающего о большом кругосветном полёте на воздушном шаре русского путешественника, то сейчас самое подходящее время также поведать о нескольких не слишком известных, но весьма прелюбопытных фактах истории отечественного воздухоплавания.

Наши в небе

А началось всё с того, как спустя всего пару недель после полёта первых аэронавтов на монгольфьере в Париже, 5 декабря того же 1783 года в Санкт-Петербурге, с набережной Невы у Эрмитажа поднялся первый, хотя и «беспилотный» полуметровый аэростат, «накаченный» горячим воздухом — выписанный из Франции необычный подарок на именины Екатерины Великой. Фурор, вызванный полётом, был велик, но, царица, поначалу очень довольная экзотической «штучкой», уже на следующий год …запретила указом любые полёты аэростатов и монгольфьеров в России по причине угрозы сильных …пожаров. Поскольку крыши строений в стране были в основном деревянные и соломенные, то…

Однако раз уж воздухоплавательный прогресс в России не желал отставать от европейского, то запрет этот был снят внуком императрицы — Александром Первым. В благословенную дату — 30 июля 1803 года в глубину воздушного океана отправился первый россиянин, их Высокопревосходительство генерал Сергей Лаврентьевич Львов, управлял воздушным шаром французский аэронавт. Стартовали воздухоплаватели из Санкт-Петербурга и, поднявшись на высоту в 3 километра (!), перелетели Финский залив. Достижение для того времени было более чем серьёзным! Кстати, за полёт генерал выложил «сумасшедшую» сумму — 2000 рублей!

Далее — Удивительное Космическое и почти мистическое совпадение — 2 октября того же 1803 года русский «летающий» мир впервые узнал фамилию …ГАГАРИН! Точней …Гагарина Прасковья Юрьевна. 39-летняя княгиня стала первой русской женщиной-аэронавтом, совершившей полёт вместе с французским пилотом воздушного шара от Курского вокзала в Москве до подмосковной усадьбы Остафьево.

От «опеки» французских аэронавтов, как и от монополии их аппаратов, Россия «избавилась» всего через …пару лет. В октябре 1805 года отправился в небесную синь из Москвы на воздушном шаре собственной конструкции первый независимый от «заграницы» русский пилот — доктор медицины, штаб-лекарь Иван Григорьевич Кашинский. Далее, с середины 19 века воздухоплавание в России начало стремительно развиваться…

«Повелитель ветра»

Но вернёмся-перелетим, друзья, в наш, 21 век, в год нынешний, 2023-й. 5 октября через все стартовые площадки — киноэкраны страны, мы отправимся в захватывающее, опасное, головокружительное (в переносном и самом прямом смысле этого слова — высота-то будет ого-го какая!) путешествие. В Большое Приключение вместе с главным героем его — знаменитым советским и российским путешественником, писателем, художником и священником Фёдором Конюховым вокруг Земли на воздушном шаре с собственным именем — «Мортон» (Северный ветер) в картине режиссёра Игоря Волошина («Нирвана» 2008, «Бедуин» 2011) «Повелитель ветра» (12+)! Сюжет картины основан на реальных событиях, прежде всего, на самом путешествии, которое осуществил Конюхов. За его плечами — покорение земных полюсов, океанов и высочайших вершин в 2016 году, по мировой воздушной стихии в одиночку. Его полёт готовила целая команда, но нельзя было всё-таки предвидеть все опасности, которые ждут путешественника в экстремальных условиях. Так, в урагане — без связи, без сна, почти без воздуха он должен идти только вперёд, чтобы вернуться к тем, кого любит… В роли Фёдора Конюхова снялся известный актёр, его тёзка — Фёдор Бондарчук.

 

«Повелитель ветра» — фильм художественный, но как уже было сказано — основан на реальных фактах. Об этих некоторых реальных фактах я вам, уважаемые друзья, сейчас поведаю.

Вокруг света за 11 дней

Люди ещё на заре воздухоплавания мечтали облететь земной шар. В общей сложности таких попыток было 29. Лишь три оказались удачными. Первыми, с третьей попытки обошли Землю почти за 20 дней в марте 1999 года француз (опять!) Бертран Пикар и американец Брайан Джонс. В 2012 году с шестой попытки обогнул Землю за 13 дней в одиночку американец Стивен Фоссет.

Рекорд побил русский аэронавт, 64-летний Фёдор Конюхов. С первой же попытки (!), начав полёт на воздушном шаре 12 июля 2016 года в Австралии, с аэродрома городка Нортхэм, пролетев без посадки (!) в одиночку 35168 километров по маршруту Австралия — Новая Зеландия — Чили — Аргентина — ЮАР — Австралия, он приземлился через 11 дней, 4 часа и 20 минут в том же Нортхэме. Были также поставлены мировые рекорды для воздухоплавателей: скорости — 320 км/час, высоты полёта — более 11000 метров, суточного полёта (за сутки 5126 км).

Сам воздушный шар Конюхова представлял собой двухъярусную конструкцию, в которой использовались гелий и солнечная энергия. Его высота почти 60 метров, а объём 15000 кубометров! Внизу крепилась гондола размером 2х1,8 метра (могла в случае аварии служить спасательной шлюпкой с запасом живучести на неделю), откуда пилот управлял аппаратом.

Полёт шара проходил на больших высотах, в связи с агрессивной средой: низкой температурой и низким содержанием кислорода, а потому, в случае угрозы разгерметизации гондолы Конюхов был одет в …скафандр «Сокол» — тот самый, в котором отправляются на орбиту космонавты. В «Повелителе ветра» путешественник действует в специальной термозащитной меховой одежде, использует, когда требуется, кислородную маску. Баллоны с запасом кислорода прикреплены к бортам гондолы. Воздухоплаватель питался на протяжении 11 дней специальными сублимированными продуктами, входящими в меню космонавтов. Спать во время полёта было возможно не более 3—4 часов в сутки, и каждые 4 часа выходить на связь по спутниковому телефону.

Во время полёта Конюхов несколько раз едва не погиб (мог упасть в океан из-за недостатка топлива, мог быть раздавлен, разбит высотным ураганом, мог задохнуться, мог сгореть, взорваться вместе с шаром и т.д.), впрочем, об этом будет рассказано эпически и масштабно в «Повелителе ветра», хотя и не обо всём.

…Для съёмок фильма гондолу самого шара воссоздали в одном из съёмочных павильонов «Мосфильма», а вот его купол-оболочку, эффектно покрытую серебристым (алюминиевым) спец. покрытием (фольгой) создали при помощи цифровой компьютерной магии, при помощи оной было снято, кстати, более 30% картины — почти весь полёт в небесных безднах.

Основные натурные съёмки фильма проходили в горах Дагестана — Сулакском каньоне и ущельях, природа которого весьма похожа на австралийскую, по крайней мере, ту её часть, где началось и завершилось беспрецедентное Путешествие — Приключение Фёдора Конюхова.

P.S. Зрителям, страдающим акрофобией (боязнь высоты) отправляться в полёт вместе с «Повелителем ветра» с большой осторожностью!

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№40 (1784) // 04.10.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net