Мы не могли не выяснить, кто же вошёл в историю как первый обладатель высокой награды. Знакомьтесь: Александр Хандажапов, солист Бурятского академического театра оперы и балета г. Улан-Удэ.
Александр Ширипович, какую оценку вы дали вокальному конкурсу «Я люблю тебя, жизнь» в Чите?
– Во-первых, огромное спасибо организаторам – Забайкальской краевой филармонии. Не на всех конкурсах, считая международные, бывает такая забота о конкурсантах. Нас встречали и провожали. Из Улан-Удэ мы приехали в четыре утра, и автобус довёз нас, куда мы попросили. После награждения оставалось всего полчаса до отправления поезда, и нас снова доставили до вокзала. Во время подготовки к конкурсу нам постоянно звонили и уведомляли о времени начала репетиций. Спасибо Андрею Колядину, художественному руководителю филармонии, его помощникам. Такая забота важна.
Александр, ведь это не первая ваша победа в Забайкалье…
– Да. В 2017 году я стал лауреатом XII Международного вокального конкурса имени народного артиста СССР Лхасарана Линховоина. Он проходил в Агинске. Можно сказать, что Забайкальский край ко мне благосклонен – позволяет побеждать.
А какую песню народного артиста исполняли на конкурсе?
– Это моя любимая песня «Поклонимся великим тем годам».
Что значит для вас эта победа?
– Конкурс проводился впервые. Я выиграл гран-при, а, значит, вошёл в историю как первый победитель.
В оперной труппе своего театра вы – баритон, сейчас у вас идёт четвёртый сезон. Как сцена появилась в вашей жизни?
– Петь я начал в девятом классе. Родом из маленькой деревни Усть-Алтачей Мухоршибирского района Бурятии. Обычный деревенский парень, в общем. Кстати, район граничит с Забайкальским краем. Так вот, в школе мне нужно было поехать в райцентр на вокальный конкурс. Мне «вручили» две песни и направили. Тогда, наверное, мне и понравилось находиться на сцене, выступать.
После 11-го класса вы поступили в музыкальный колледж в Улан-Удэ, затем переводились в Новосибирский колледж. А как попали в консерваторию имени Николая Андреевича Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге?
– Это был интересный случай, даже уникальный. На тот момент у меня было всего три курса колледжа (два в Улан-Удэ, один – в Новосибирске). Ребята же поступали в консерваторию со средним специальным образованием. Меня направили сдавать ЕГЭ. По вокалу я набрал 98 баллов, но в сумме с ЕГЭ балл снизился. У ребят результаты были получше. Уехал домой. И вдруг мне звонят из Новосибирской консерватории, куда я тоже поступал. У нас, говорят, для вас есть две новости: плохая и хорошая.
Плохой новостью было то, что я не поступил к ним на бюджет, а второй новостью стало то, что в Санкт-Петербургской консерватории не добрали одного баритона. Так я поехал в Санкт-Петербург учиться на бюджет. Даже преподаватели потом удивлялись такой ситуации, что не добрали одного баритона и вызвали его из Новосибирска. Это был я.
После окончания не задержались в столице, вернулись домой?
– Год я прожил в Санкт-Петербурге, прослушивался в разных местах. Но потом вернулся в Улан-Удэ, меня приняли в состав оперной труппы.
А помните свой дебют в родном театре?
– Такое разве забудешь? Это было в 2016 году, мне дали учить партию Жермона из «Травиаты» Джузеппе Верди. Премьера должна была состояться в конце октября. Но её перенесли на полмесяца раньше. Спасибо концертмейстерам, они настоящие профессионалы. Партия эта очень сложная. Мы буквально каждый день оттачивали мою роль. Вот все говорят «консерватория-консерватория-консерватория», но профессионализм приходит на сцене, с опытом.
Александр Ширипович, а кто из ваших героев наиболее близок вам по духу?
– Честно сказать, прикипел к Ренато из «Бала-маскарада».
О какой роли мечтаете?
– В этом году была у нас премьера оперы «Риголетто». Она очень сложна для молодых баритонов. Обычно её исполняют лет в 45-50. Я мечтал об этой роли, думал, что лет через десять исполню. Случилось раньше. Хотелось бы сыграть Томского из «Пиковой дамы». У нас в театре молодёжи петь не мешают. Умеешь – пой. Это хорошо.
Как вживаетесь в роли?
– Это приходит во время репетиций. Поёшь и понимаешь, что хотел от тебя композитор, какие чувства нужно выразить своим героем, какой он человек. Любая опера – приукрашенная жизнь. Вот, например, Ренато. Сюжетная линия такова: у Ренато есть друг (король), который влюблён в жену Ренато. Король влюблён, но понимает, что причинит боль и другу, и его супруге. Но Ренато, узнав об этом, убивает короля. Вот эту ситуацию и надо прочувствовать.
Актёр всегда на стороне своего героя?
– В душе всё это проживаешь. Почему он так поступил? Не важно при этом: отрицательный это герой или положительный. Всегда будешь на его стороне.
Параллели проводили между собой и Ренато?
– Да. Думал, а как бы я поступил, случись это со мной (тьфу-тьфу-тьфу). Эмоции героя старался понять.
Можете ли вспомнить какие-то курьёзы на сцене?
– О! Это было, когда я учился в колледже в Улан-Удэ. Ставили в театре оперу «Екатерина Измайлова», но один из солистов заболел. Мне как баритону предложили исполнить его роль. И вот, студент первого курса, выучив партию, выхожу на сцену. Растерялся – из зала на меня смотрело множество глаз. Эта была роль полицейского, который после пения должен был заломить руки главному герою и увести его за кулисы. Партию я спел хорошо, а вот руки заломил Екатерине Измайловой и увёл со сцены.
Александр, а кто ваши родители?
– Мама живёт в нашей родной деревне, она работала в колхозе дояркой много лет. Отец всю жизнь служил в УФСИН, но его уже нет с нами.
Семья, дети…
– Женат, трое детей. Супруга тоже закончила вокальное отделение нашего колледжа, сейчас в декрете.
Все материалы рубрики "Гости нашего города"
Беседовала Ольга Чеузова
«Читинское обозрение»
№44 (1580) // 30.10.2019 г.
0 комментариев