Главная / Темы / Продолжая дело Иннокентия Жукова
Продолжая дело Иннокентия Жукова
Старт «Экспедиционному корпусу» дан век назад


В марте 1918 года, рассказывая ученикам о географических открытиях и путешественниках, Иннокентий Николаевич Жуков предложил организовать путешествие по Забайкалью. Собрав около тысячи ребят, он объявил о создании «Экспедиционного корпуса».

Старший пионер РСФСР
Так называют Иннокентия Николаевича Жукова (1875-1948). Он родился в посёлке Горный Зерентуй (район Нерчинского завода) и известен как педагог с почти 30-летним стажем, оригинальный скульптор, фотограф, открытки с работами которого расходились в начале 20-го века в сотнях тысяч экземпляров.

В 1895 году Иннокентий поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. По получении диплома преподавал географию в коммерческом училище-гимназии Столбова. В сентябре 1917 года Жуков вернулся в Читу, чтобы «спасти семью от питерской продовольственной разрухи». В 1917-21 годах преподавал в гимназии Читы и служил инструктором Отдела единой школы в Минпросе Дальневосточной республики.

Одним из первых в 20-е годы 20-го века он вынес на обсуждение вопрос о создании новой системы внешкольного воспитания в России, где сотни тысяч подростков пополняли ряды беспризорных, где моральное разложение и хулиганство молодёжи становились злом, угрожающим будущему республики.

Иннокентий Николаевич предлагал «вызвать широкое детское движение и руководить им политически и педагогически» – спасти молодёжь от тлетворного влияния улицы.

Воспитывать увлекая
Жуков нашёл прогрессивные и занимательные формы работы с детьми, используемые педагогической практикой за границей, – длительные воспитывающие игры. Они учитывали психолого-педагогическую природу ребёнка, отвечали потребностям и интересам детской души, создавали «наполненную трудовыми процессами и привычками активного альтруизма жизнь детей, и в методологическом отношении были значительно выше тогдашней бюрократической школы».

Найденный подход к детям Жуков считал гениальным. Длительная воспитывающая игра захватывала ребят, организовывала их жизнь, чего не могла и не пыталась сделать школа. Именно длительные игры способствовали проявлению могучей системы социального воспитания, системы, создающей детское движение. С появлением её открылась новая страница в педагогике.

«С появлением Иннокентия Николаевича в Чите начинается новый период местной школы как средней, так и низшей… Его большой навык, опытность, любовь к делу и многое другое говорят о нём как о незаменимом человеке и педагоге», – так оценил деятельность Жукова А.М. Толстихин – заведующий школьным отделом и гласный Думы Читинского уездного земства.

Чтобы каждый нашёл своё
Жуков работал учителем географии в высшем начальном училище №2 Читы. Здесь он и развернул свой «Экспедиционный корпус». Игра объединила учащихся разных школ города и явилась первым педагогическим опытом по воплощению в практику работы с детьми метода длительных воспитывающих игр.

Идея вызвала заинтересованность у ребят. Было объявлено, что через два года состоится путешествие по родному краю, и добавлено, что хулиганов и курильщиков в путешествие не возьмут. В результате дисциплина в школах резко повысилась.

У «корпуса» было своё знамя – на синем поле семь золотых звёзд созвездия Большой Медведицы. Дети делились на отряды: разведчиков, инженеров, ботаников, геологов, зоологов, отряды сапожников, музыкантов, санитаров и даже отряд прачек. Каждый отряд имел свой знак, который вышивался на рукаве.

С любовью к родному краю
«Дядя Кеша» (так называли дети И.Н. Жукова) предложил ученикам программы испытаний. Они заключались в том, чтобы самостоятельно найти сведения «…о природе: 10 пород растений в Забайкальской области, 10 насекомых, 10 пород птиц, 10 диких животных, рыб и т.д.». Дети стали больше заниматься, читать, приставали с вопросами к родителям, изучать историю края.

Перед большой многодневной экспедицией по Забайкалью необходимо было подготовиться, набраться опыта. И.Н. Жуков стал проводить экскурсии на природе, собирать коллекции минералов, растений и т.д. Отправляясь в поход со школьниками, он старался проводить с ними групповые соревнования, считая, что они лучше развивают чувство коллективизма, сплочённости, сотрудничество со сверстниками. Соревнование не заканчивалось в лесу, на экскурсии, а продолжались по возвращении, в виде обработки собранного материала или полученной информации.

Буржуазная затея
С приближением отрядов Семёнова к Чите Иннокентий Николаевич вынужден был распустить детский «Экспедиционный корпус». В 1921 г. скаутское движение, которое легло в основу идеи программы детского «корпуса», было запрещено. Но скаутские методы, формы работы были предложены И.Н. Жуковым в пионерскую организацию, созданием которой он занялся на уровне Минпроса молодой советской республики по приглашению Н.К. Крупской. Впоследствии движение скаутов в советской педагогике было признано реакционным, буржуазным. Но идея длительных игр получила развитие в пионерии: тимуровское движение, игра «Зарница», пионерские марши и др.

Скауты возвращаются!
В начале 21 века, когда в Читинской области началась работа по созданию современного детского движения, новое поколение вожатых и педагогов в деятельности детской общественной организации «Республика юных забайкальцев» (РЮЗ) стали использовать опыт мирового скаутского движения. В 2016 году началась реализация проекта под названием «Детский экспедиционный корпус», в основе которого использованы идеи И. Жукова.

В проекте РЮЗа учитывается региональный аспект воспитания юного гражданина: изучение родного края, проявление заботы о его природе, людях, сохранение традиций, уважение к героическому прошлому, любовь к труду. Для этого участники проекта осваивают несколько обязательных специальностей.

Я – россиянин
Эта специальность ориентирована на формирование российского государственного самосознания и включает в себя изучение истории России через практическое краеведение, знакомство с бытом, традициями, праздниками народов Забайкальского края и т.д.

Я – житель планеты Земля
Специальность включает в себя рассмотрение роли и места России в мировой цивилизации: истории и современного состояния нескольких иностранных государств, их взаимоотношений с Россией, практику международного сотрудничества, специфики деятельности международных организаций, прежде всего молодёжных, а также овладение как минимум одним из иностранных языков и т.п.

Я – политик
Специальность знакомит ребят с Конституцией, основами политической жизни государства, спецификой деятельности парламента, правительства, судебных органов, содержанием прав и обязанностей депутатов и государственных служащих, а также с правами избирателя, предназначением политических партий и движений и проч.

Я – гражданин
Эта специальность знакомит школьников с основными правами и обязанностями граждан России, видами ответственности, способами законной защиты своих прав.

Я – эколог
Дети знакомятся с экологическими проблемами различного уровня, с необходимостью учитывать взаимосвязь экономики и экологии. Специальность формирует ответственное отношение к природе, навыки экологически грамотного поведения.

Я – экономист
В её основе – постижение экономических законов и технологий рыночного общества, активное участие в делах своей семьи. Подразделом программы является профориентация: знакомство с профессиями, востребованными предприятиями и компаниями края, знакомство с жизнью базовых предприятий.

Я – здоровый человек
Специальность включает в себя формирование навыков здорового образа жизни, выполнение комплекса действий и упражнений, раскрывающих физические возможности, профилактику вредных привычек, овладение навыками первой доврачебной медицинской помощи в критических ситуациях.

Я – спасатель
Специальность включает в себя овладение навыками поведения в экстремальных условиях окружающей среды, их отработку во время занятий (жизнь на природе, организация и обустройство лагеря, проведение похода и т.д.).

Как видим, успешный опыт работы «Республики юных забайкальцев» и творческое отношение к методу И.Н. Жукова способствуют появлению оригинальных идей занятости детей и подростков, обогащают методику и практику работы с детьми, помогают развитию детского движения в Забайкальском крае.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Тамара Бусоедова,
Дарья Вьюнова

«Читинское обозрение»
№20 (1504) // 16.05.2018 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net