Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Пить нельзя рулить
Пить нельзя рулить


Оказывается, чтобы войти в историю, необязательно быть автором великих свершений. К примеру, лондонский таксист с рядовым именем Джордж Смит прославился тем, что стал первым в мире шофёром, наказанным за вождение автомобиля в нетрезвом виде. Как показывает практика, количество его «последователей» растёт из года в год.

Как сообщала газета The Morning Post, 10 сентября 1897 года, а именно в этот день произошло это примечательное событие, ничего не подозревающий таксист сел за руль, предварительно подкрепившись, как признался он сам, «двумя или тремя кружками пива». Пенное сыграло с незадачливым водителем злую шутку — он не справился с управлением и врезался в здание. За совершённое ДТП Смиту пришлось расстаться с двадцатью шиллингами — именно такой штраф заплатил горе-водитель.

Подход был серьёзнее

Прописную истину, что автомобиль является источником повышенной опасности, знают все. Тем не менее многих не останавливает ни угроза ответственности, ни многочисленные случаи, когда в ДТП с участием пьяных водителей погибают невинные люди. Граждане, заставшие времена СССР, глядя на хроники страшных происшествий на дорогах, утверждают, что в те времена аварий было меньше. Оно и понятно, ведь движение не было таким интенсивным, как сейчас, когда автомобиль стал в разы доступнее. Кроме того, как правило, социальный статус водителей был выше, обучение — длительнее, соответственно — и подход к управлению автомобилей гораздо серьёзнее. Да и права были лишь у тех, кто действительно умел ездить, поскольку такие вещи не продавались. Однако и тогда, и сейчас пьянство за рулём становится самой частой причиной аварий на дорогах. Конкретную административную ответственность за вождение в нетрезвом виде в нашей стране ввели только с 1956 года. До этого же момента водителей, совершивших аварию в состоянии алкогольного опьянения, наказывали на общих основаниях с трезвыми водителями.

Закон строг

В настоящее время пьяное вождение в России считается серьёзным правонарушением, а наказание за такое правонарушение регулируется статьями 12.8 и 12.26 Кодекса об административных правонарушениях. В случае же повторного подобного правонарушения в силу вступает статья 264.1 Уголовного кодекса РФ — управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1) либо имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями 2, 4 или 6 статьи 264 УК РФ либо статьей 264.1 УК РФ (ч. 2). Санкция части 1 статьи 264.1 УК РФ предусматривает штраф в размере от 200 до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет; обязательные работы на срок до 480 часов с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет; принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет; лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Ответственность за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 264.1 УК РФ предусматривает те же виды наказания с более большим сроком исполнения либо размера уплаты штрафа. Причём деяния по этой статье признаются оконченными с самого начала движения транспортного средства. И неважно, сколько ты проехал, достаточно тронуться с места, и отвечать всё равно придётся.

В 2021 году Уголовный кодекс РФ был дополнен статьёй 264.2, устанавливающей ответственность в отношении лиц, лишённых права управления транспортными средствами за превышение установленной скорости движения либо за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, и продолжающих совершать аналогичные правонарушения.

С 25 июля 2022 года вступила в силу статья 264.3 УК РФ следующего содержания «Управление транспортным средством лицом, лишённым права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость». Выяснить подобные обстоятельства можно непосредственно при задержании водителя, когда сотрудник ДПС идентифицирует личность, а затем, связавшись с дежурной частью, по базе данных определяет, числятся ли за гражданином случаи езды в нетрезвом виде и понесённое за это наказание.

Вещественное доказательство

Следует также отметить, что сегодня любители нетрезвой езды рискуют не только стать пешеходами, но и лишиться своего железного коня. С 25 июля 2022 года федеральным законом№ 258-ФЗ от 14 июля 2022 года внесены изменения, согласно которым пункт «д» части 1 статьи 104.1 УК РФ законодателем предусмотрена конфискация транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступления, предусмотренного статьями 264.1, 264.2, 264.3 УК РФ.

Конфискация является мерой принудительного характера, применяемой судом наряду с наказанием, и выражается в принудительном безвозмездном изъятии и обращении имущества в собственность государства. При производстве по уголовным делам указанной категории транспортное средство, которым управляло лицо, находившееся в состоянии опьянения, изымается, осматривается и признаётся вещественным доказательством.

«Дыхнуть в трубочку»

Потенциальный фигурант дела о нетрезвой поездке проходит процедуру выявления наличия или отсутствия в крови алкоголя при помощи специального прибора — алкотектора. В народе это называется «дыхнуть в трубочку». По существующим на сегодняшний день в России нормам в крови водителя может содержаться не более 0,3 грамма алкоголя на литр (0,3 промилле). Это эквивалентно 0,16 мг спиртного в литре выдыхаемого воздуха. Для сравнения, такая величина будет зафиксирована, если человек весом 60–70 килограммов выпьет 40 мл водки, 150 мл вина или 330 мл пива. Само определение состояния алкогольного опьянения водителя в нашей стране неоднократно регулировалось и менялось. Однако эта не нулевая величина ни в коем случае не означает, что перед тем, как сесть за руль, можно позволить себе выпить. Норма промилле была введена для того, чтобы не привлекать водителей к ответственности по ошибке: из-за погрешности при измерениях или небольшой концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе, к примеру, после кефира или кваса. Дело в том, что спиртное по-разному влияет на концентрацию внимания того или иного человека, поэтому вождение даже после небольшой порции алкоголя может быть опасным для вас и окружающих. На это влияет множество факторов: вес, возраст, питание, индивидуальные особенности, скорость метаболизма и так далее.

Примечательно, что и в этой области зарегистрирован своеобразный антирекорд. Он принадлежит болгарину по фамилии Петров. Он в 2005 году попал в больницу города Пловдив, имея в крови 9,14 промилле (смертельной дозой считается пять промилле). Очевидно, что ни про какую концентрацию внимания в этом состоянии и говорить не приходится — тут бы в водительском кресле удержаться без посторонней помощи.

Услуга-то — медвежья

Кстати, аспект «помощи» тоже является поводом для обсуждения, и эксперты считают, что он может существенно повлиять на снижение показателей пьяного вождения. Речь идёт о тех людях, которые теоретически могут предотвратить ситуацию управления автомобиля нетрезвым водителем. Сегодня в нашей стране предусмотрено лишь наказание за передачу управления машиной пьяному человеку — штраф в тридцать тысяч и лишение прав на срок от полутора до двух лет. Но если человек выступает просто свидетелем того, как его нетрезвый товарищ садится за руль, он не несёт никакого наказания. Хотя, по сути, это самое бездействие можно расценить как соучастие в преступлении. К примеру, в Японии ответственность распространяется на всех фигурантов дела о нетрезвой поездке, в том числе пассажиров, осознанно севших в автомобиль с водителем под хмельком. Такие «смельчаки» рискуют получить штраф до пятисот тысяч йен (примерно 340 тысяч рублей) или даже лишиться свободы вплоть до трёх лет. Более того, ответственность несут сотрудники магазина или бармены, оказавшие фигуранту дела медвежью услугу, то есть продавшие человеку алкоголь, зная, что тот за рулём.

Тем не менее факт остаётся фактом — несмотря на все принимаемые меры, в России по-прежнему пьют за рулём, и новости продолжают пестрить сводками ДТП. Конечно же, далеко не все водители страдают метифобией — именно так называют навязчивый страх перед алкоголем. Однако у лозунга «Пить нельзя рулить» смысл не меняется, в каком бы месте ты ни поставил запятую.

Все материалы рубрики «Темы»

 

Екатерина Скороход
По материалам отдела
организации дознания УМВД
России по Забайкальскому краю
Фото автора
«Читинское обозрение»
№33 (1777) // 16.08.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net