В эти дни отмечается 180 лет со дня рождения Петра Кропоткина. Значимая дата для забайкальской науки и культуры.
Кропоткин — мировая величина: путешественник, учёный, философ, революционер. Трудно сказать, какую из его характеристик нужно ставить на первое место. Масштаб личности Кропоткина таков, что, несмотря на его принципиальные разногласия с большевиками, в советский период его именем были названы несколько населённых пунктов, десятки улиц, горный хребет и две горы — на севере Забайкалья и в Антарктиде. Его офицерская служба в нашем крае включала рискованные поручения — сплавы по рекам и продолжительные конные маршруты. Из Забайкалья Кропоткин отправлялся с экспедициями в Китай, Якутию, Саяны… Здесь он впервые открыл следы древнего оледенения, описал рельеф Восточной Сибири, вынашивал глубокие эволюционные идеи. Одного этого уже было бы достаточно, чтобы его имя стояло рядом с именами других отважных исследователей Азии — Пржевальского, Черского, Дыбовского, Арсеньева, Козлова…
Но в Кропоткине интересна ещё и та нравственная основа, которая сформировала это беззаветное служение науке и обществу. Основа, позволившая смело смотреть вперёд. В понимании тенденций общественного прогресса быть на голову выше большинства современников. Ярко проживать такие непохожие этапы долгой жизни: юный офицер, сменивший парадный Петербург на службу в далёкой Сибири; молодой исследователь, планирующий морскую экспедицию к неведомой земле в Ледовитом океане; отважный беглец из тюрьмы и покинувший отечество изгнанник; решительный анархист; вдумчивый учёный и автор статей знаменитой «Британской энциклопедии».
На склоне лет Кропоткин попытался описать пути становления морали в «Этике» — не завершённом, но, может быть, важнейшем труде его жизни. Здесь он анализирует базовые ориентиры, необходимые для справедливо устроенного общества: Взаимопомощь, Справедливость, Нравственность. Именно так, с большой буквы, перечисляет их автор «Этики».
Взаимопомощь для него — сформировавшееся в процессе эволюции и изначально присущее людям качество. Помогая друг другу, мы обеспечиваем возможность сосуществования и выживания. Утвердившись в общественном сознании, взаимопомощь неизбежно ведёт к развитию чувства справедливости и, как следствие, к равноправию. А отношения равенства и справедливости становятся почвой для развития нравственности, которая для Кропоткина, в первую очередь, есть умение соотносить свои чувства с чувствами других людей. В наше время это назвали бы эмпатией. Кропоткин пишет: «Цель этики — создать в обществе такую атмосферу, чтобы большинство… совершало бы именно те поступки, которые ведут к благосостоянию всех и к наибольшему счастью каждого в отдельности. Такова конечная цель нравственности».
Не знаю, как вам, а мне нравственная программа Кропоткина не кажется такой уж наивной. Ведь взаимопомощь, прежде всего, предполагает отказ от разрушающей души ненависти. Справедливость невозможна без уважения прав человека. А эмпатия — сопереживание чужим чувствам — способна отвратить от насилия. Может быть, это и есть самые нужные обществу скрепы?
Все материалы рубрики «Заметки натуралиста»
Олег Корсун
«Читинское обозрение»
№48 (1740) // 30.11.2022 г.
Спасибо за познавательные заметки, интересные мысли! Несколько раз приходилось бывать на хребте Кропоткина в Окинском районе республики Бурятия. Одна…
Читать ещё ↓
Спасибо за познавательные заметки, интересные мысли! Несколько раз приходилось бывать на хребте Кропоткина в Окинском районе республики Бурятия. Одна из его возвышенных вершин, Сайлаг-Дабан, ещё немного и Тува, запомнилась цветением лжеводосборов, рододендрона Адамса (Саган-Дайля), чешуйчатыми кустами можжевельника ложноказачьего, летающими здесь аполлоном Эверсманна, зорькой желтоватой, перламутровкой Эрда, чернушкой саянской. Лучшего места чтобы увековечить память человека и не пожелаешь.