Главная / Темы / Раскрываем правду о страхе
Раскрываем правду о страхе
Страх ошибки заставляет переставать пробовать новое и непривычное


Сейчас пора экзаменов. Выпускники с большим рвением готовятся к написанию Единого государственного экзамена. Тревога от неизвестности, страх не поступить — всё это описывает их внутреннее состояние. Но как перестать думать о неудачах? Начинающий специалист в психологии Евгения Соколова ответит на вопросы о страхе совершать ошибки и о возможности его устранения.

Всем известно, что без ошибок не было бы верных решений. Но почему люди так боятся оступиться? На этот и другие вопросы нам расскажет начинающий психолог Евгения Соколова — студентка Иркутского государственного университета.

— Евгения, добрый день. Расскажите, пожалуйста, с какого момента у человека начинают формироваться страхи ошибиться?

— Страх ошибки появляется в детстве, как защитный механизм от отвержения взрослых. Другими словами, за страхом ошибаться лежит более глубинный страх — страх быть отвергнутым, ненужным, не значимым. Допустим, ребёнок Ваня по случайности портит важную для мамы книгу и в ответ получает реакцию «ты всегда такой безответственный, нельзя же быть таким». У ребёнка закрепляется, что, если он что-то делает, что не нравится другим — он плохой. А если он плохой — значит он ненужный, не достойный любви. Для ребёнка потерять любовь родителей — самое страшное, что может быть, ведь они единственная его опора и самые значимые люди. Таким образом, ребёнок запоминает — «для того, чтобы быть любимым, мне нужно быть хорошим, делать всё правильно и так, как говорят другие». Появляется установка, что каждое «плохо» — это значит тебя обязательно отвергнут и ты будешь ощущать себя небезопасно. Выросшие дети, то есть мы — взрослые, уже можем даже не осознавать, что боимся отвержения и ощущения одиночества, ненужности, когда стараемся быть идеальными и избегаем неудач.

— Довольно-таки интересно, а как ошибки сказываются в дальнейшем?

— Страх ошибки заставляет переставать пробовать новое и непривычное. Человек заведомо решает подстраховать себя и не начинать деятельность, в идеальности и точности которой он не будет уверен. К сожалению, такая деятельность подразумевает привычность, не приводит к развитию. Только пробуя для себя новое и нестандартное, мы учимся искать новые модели поведения, а значит происходит личностный рост. Боязнь промаха ограничивает человека получать опыт, расширять границы своих возможностей. Человек будто «замирает». Конечно, жить при этом можно, однако насколько изменится качество жизни? К постоянным стараниям быть «идеальным» добавится гиперконтроль, самокритика и слишком завышенные нереалистичные требования к себе. «Я должен сделать всё правильно», «я не должен сейчас совершить оплошность», «надо всё-всё успеть!». Насколько в таком случае человек получает наслаждение от того, что он делает? Насколько он спокоен и уверен в себе? Вот и ответ. Однако человек, принимающий как факт возможность недостатков в себе и своих действиях, менее тревожен и не притязает себя, не требует от себя больше своих реальных возможностей.

— Есть ли какие-либо упражнения, методики, помогающие успокоиться?

— Распишите перед событием всё самое страшное, что, как вам кажется, может случиться. Пропишите то, что именно вы боитесь сделать не так, как в самом пугающем варианте пройдёт этот день после вашей ошибки. Страх возникает перед неизвестностью, когда же мозг заранее прокручивает ситуации, он к ним заведомо готовится и перестаёт бояться. После всего спросите себя: «Что такого смертельного может случиться?», как правило, в такие моменты люди понимают, что даже после тех самых больших ошибок жизнь продолжается и они в состоянии это прожить. Постарайтесь принять любой вариант событий.

Напишите на бумаге продолжение фразы «Когда я ошибусь, я стану … (каким?)». Проанализируйте, чего вы на самом деле боитесь почувствовать и каким быть. Это поможет понять на будущее, какие именно качества в себе вы считаете уязвимыми.

— Влияют ли страхи детства на будущее?

— Безусловно, да. Именно в детстве происходит формирование наших взглядов на жизнь, реакций, убеждений, установок. То, что мы получили в детстве, то берём с собой «багажом» во взрослый мир. Большинство страхов формируются в детстве из-за различных неблагоприятных ситуаций (равнодушия родителей, одиночества, нехватки поддержки, травматичного конфликта и прочих). Тем не менее, во взрослом возрасте человек начинает обладать осознанностью и силой характера, которые позволяют ему изучать себя, свои страхи и желания, а значит и прорабатывать их как самостоятельно, так и с помощью специалистов.

— И, напоследок, какие советы психолог мог бы дать человеку, который боится идти дальше после провала?

— Провал учит вас, как в следующей ситуации сделать лучше, какие ошибки учесть, что подкорректировать. Он дан не для того, чтобы перестать пробовать ещё раз, а чтобы сделать иначе. Это замечательный опыт, так отнеситесь к этому с искренним интересом. Когда мы все в детстве играли в компьютерную игру, где не могли пройти уровень, нас это мотивировало играть ещё и ещё, пока не учтём все сложности уровня и сильные стороны своего игрока. Мы не бросали играть, когда не получалось. Так и в жизни. Пробуйте, относясь к этому как к интересной возможности. Помните, что если бросить совсем, то вы так никогда и не узнаете, как можно было добиться желаемого и какими путями лучше это сделать.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Анастасия Колмогорцева
Фото Анастасии Гречановой
«Читинское обозрение»
№23 (1715) // 08.06.2022 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2022 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net