Главная / Авторы / Юрий Руденко / Растут и валуны, и столбы
Растут и валуны, и столбы
Изменения, вызванные вечной мерзлотой


Немногие из нас были так внимательны, что обнаруживали вертикальные смещения опор линий электропередач, деформации стен 5-этажных кирпичных зданий, всплывание валунов из грунтовой толщи на дневную поверхность. Всё это можно наблюдать или в самой Чите, или в ближайших окрестностях её, а уж тем более — если познакомиться с большой территорией Забайкалья.

В долине ручья Кука у ст. Лесной на луговой поверхности в обрамлении вербовых кустов над землёй возвышаются валуны выше человека. Откуда им взяться здесь, если до ближайшего склона речной террасы сотни метров? Да и в русле такого мощного водного потока, который мог бы волочить и переворачивать валун, нет.

Ещё более загадочна та сила, которая выдавливает на поверхность вертикальные опоры линий передач. Всего лишь несколько лет назад такая ЛЭП пересекла близ ст. Лесной кукинскую долину, а сегодня уже видны отклонённые от вертикали опоры.

Клубок проблем возникал перед эксплуатационниками пятиэтажного жилого здания, стоявшего на высоком видном месте в конце улицы Кастринской по соседству с улицей Амурской. Видимо, инженеры, поняв, что бороться с мерзлотой бесполезно, «сдались на милость победителя».

Необратимость изменений, вызванных вечной мерзлотой на станции Кадала, была осознана тоже не сразу. На осознание необходимости принятия радикальных мер потребовалось несколько лет.

Первая российская книга о вечной мерзлоте вышла ровно 100 лет назад – «Поиски и испытания водоисточников водоснабжения на западной части Амурской железной дороги в условиях «вечной» мерзлоты почвы» (1916). Автор её Александр Васильевич Львов (1871-1941) при обучении в Петербургском университете вступил в группу «Освобождение труда», за что был исключён из университета и сослан в ссылку. В ссылке занимался изысканиями строительства Кругобайкальской, Забайкальской и Амурской железных дорог. После ссылки вернулся в Иркутск, где работал консультантом Забайкальской, а потом и Амурской железной дороги.

В конце 80-х годов 19-го века возникла необходимость основательно познакомиться с физико-географическими процессами Восточной Сибири. Многие из них были связаны с существованием вечной мерзлоты. Невольно вспомнили, что было известно М.В. Ломоносову о роли снежного покрова в существовании поверхности земной коры. К этому вопросу обратился климатолог А.И. Воейков. Он напомнил, что в горах мощность вечной мерзлоты меньше, чем в падях. Это обстоятельство А.И. Воейков объяснял зимней инверсией температур, тёплыми горизонтальными и восходящими потоками воздуха, большей облачностью над горами, чем над котловинами.

В книге Н.С. Богданова «Вечная мерзлота и сооружения на ней» (1912) кроме изложения сведений о свойствах мёрзлых пород, сущности пучения, влияния сооружений на мёрзлые породы он познакомил читателей с историей разрушения зданий Читинских железнодорожных мастерских.

В 1913 г. публикуется книга А.В. Вознесенского и В.Б. Шостаковича «Основные данные для изучения климата Восточной Сибири». По мнению этих учёных, вечная мерзлота – продукт современного климата.

Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
 

Юрий Руденко
«Читинское обозрение»
№48 (1418) // 30.11.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net