На площадке Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса состоялось рабочее совещание на тему «Интеграционный процесс развития строительного образования в Забайкальском крае». Представители учебного заведения и компаний — застройщиков обсудили, как привлечь выпускников в строительную сферу.
Проблема качественной подготовки и трудоустройства молодых специалистов в нашем регионе вновь на повестке дня. На этот раз обеспокоенность заинтересованных сторон вызвали изменения системы среднего профессионального образования, инициированные министерством просвещения России. В частности, после запуска в нашей стране программы «Профессионалитет» изменились Федеральные государственные стандарты (ФГОС) для техникумов и колледжей. Специалистов, как и прежде, будут готовить 3 года 10 месяцев, а вот срок подготовки рабочих кадров сократился с 2 лет 10 месяцев до 1 года 10 месяцев. При этом сокращение обучения не коснётся сфер культуры, медицины и военных специальностей.
Разработчики программы приводят несколько аргументов в поддержку своей инициативы. Во-первых, изменились приоритеты молодёжи — если в начале 2000-х годов большинство выпускников школ стремились получить высшее образование, для чего поступали в вузы, то сегодня 60 % выпускников девятых классов выбирают средние профессиональные учебные заведения. Их логика проста — как можно быстрее освоить профессию и выйти во взрослую жизнь. Во-вторых, дефицит трудовых ресурсов, особенно в строительной отрасли, с каждым годом становится всё серьёзнее. Проблема возникла потому, что в нашу страну сократился поток мигрантов, замещавших многие рабочие специальности. Некогда дешёвая рабочая сила из Китая дорожает и становится экономически не выгодной. Сегодня востребованы как рабочие низкой квалификации, так и специалисты высокого уровня. В-третьих, учебные программы станут более современными и практико-ориентированными, что повысит привлекательность именно российских специалистов. Не секрет, что сегодня многие работодатели недовольны уровнем подготовки выпускников колледжей и вынуждены их переучивать за свой счёт.
Другими словами, молодые люди, желающие получить рабочую профессию, — это серьёзный ресурс, необходимый стране. Как раз на них и рассчитана программа подготовки кадров «Профессионалитет». Её цель — быстро и качественно обучить молодёжь навыкам, необходимым работодателям.
Кроме сокращения сроков обучения и увеличения его интенсивности программа «Профессионалитет» содержит и другие нововведения. Во-первых, вовлечение в процесс обучения студентов колледжей и техникумов, представителей профессиональных сообществ, действующих «сильных» работодателей, например, крупных застройщиков. Они должны включить студентов в свой производственный процесс с последующим трудоустройством, ну и, естественно, инвестировать собственные средства в систему образования, что позволит сократить бюджетные расходы. Это даст возможность максимально приблизить систему подготовки кадров среднего звена к запросам рынка в разных регионах и отраслях. Во-вторых, создать в учебных заведениях центры молодёжных инициатив, например — строительные отряды.
Ещё раз отметим, что особый упор делается на более активное взаимодействие учебных заведений и работодателей, которое должно начинаться практически с первых дней обучения. Это и заказ специалистов необходимых специальностей, вплоть до заключения целевых договоров, и организация производственной практики, и система наставничества, когда коллеги будут делиться с молодёжью опытом, практическими знаниями и умениями, помогать адаптироваться к полноценной жизни в будущем трудовом коллективе.
Согласно постановлению правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 года, эксперимент реализуется с 1 июня 2022 года по 31 декабря 2025-го. В нём принимают участвовать отобранные министерством просвещения колледжи и техникумы из разных регионов страны. Если их опыт признают удачным, то через два года программа «Профессионалитет» распространится на все средние специальные учебные заведения страны.
Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса готовит для строительной отрасли специалистов среднего звена с квалификацией «Техник» и представителей рабочих профессий. В принципе, с набором желающих обучаться проблем нет — за три года поступили 800 человек, из них 561 студент завершил обучение и получил диплом. Порядка 30% студентов по разным причинам отсеиваются в процессе обучения, чаще всего — это неверный выбор профессии. Из общего количества выпускников, по разным направлениям подготовки, в среднем 40-60% трудоустраиваются по своей специальности, остальные переучиваются, находят работу в другой сфере и так далее.
Аналогичная ситуация характерна для большинства учебных заведений. С одной стороны, выпускников часто не берут на работу потому, что у них нет стажа и опыта работы, низкая квалификация, как следствие — невысокая производительность труда. На многих предприятиях отсутствует система наставничества — с новенькими просто некому возиться. С другой стороны, у выпускников часто завышены ожидания в отношении заработной платы и карьерного роста — хотят быстро добиться социальной и финансовой независимости.
Ирина Ширенина, представитель компании «Преумножение», комментирует:
— У молодёжи физический труд сейчас не в почёте, они лучше пойдут в офис работать, чем на стройку. Честно, им нужны комфортные условия, где можно меньше прикладывать физических усилий, а своей компетенцией больше блистать в бумажном формате. У нас тоже выпускники читинского техникума трудятся — работают отлично, но их мало. У нас и зарплата хорошая, и всё равно не идут работать. В этом году нам нужен был всего один человек, и мы не смогли его найти. Есть ещё один момент — компания занимается малоэтажным строительством, а те, кто пришёл в профессию сознательно, стремятся участвовать в крупных, амбициозных проектах и уезжают в другие регионы.
Как отмечает представитель строительной компании «РУС» Алексей Серебренников:
— Бывшие студенты ЧТОТиБ у нас на предприятии работают, но это не выпускники последних лет. Приходили, правда, проходить практику на разные специальности, в основном — рабочие, но работать потом не возвращаются. Что касается мастеров строительно-монтажных работ — ищем, найти не можем. Не приходят выпускники ни высших, ни средних учебных заведений. Куда деваются? Большинство либо уходят из профессии, либо уезжают на запад — Москва, Новосибирск, Екатеринбург. Скажем, лет восемь назад на рынке труда в Забайкалье было достаточно и мастеров строительно-монтажных работ, и производителей работ, сейчас с каждым годом их всё меньше. Те, кто остался, уходят к тому работодателю, который больше заплатит. К сожалению, и качество подготовки выпускников не очень высокое, а запросы по зарплате и условиям работы солидные. Мы подчас высокую зарплату предложить не можем, потому, что она заложена в стоимость квадратного метра жилья. Ещё одна проблема — у нас в этом году многие водители уволились и занялись перегонами автомобильной техники из Китая.
Жанна Терукова, исполняющий обязанности директора Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса, отметила, что государство взяло курс на интенсификацию образования и ставит задачу — за более короткий срок дать молодому человеку необходимые теоретические и практические навыки:
— Сократилась в первую очередь общеобразовательная подготовка. Основные навыки и умения у студента должны сформироваться благодаря тесному сотрудничеству учебного заведения с работодателем. Студент должен как можно больше времени находиться на реальном производстве, привыкать, адаптироваться. Для нас предстоит сложный выпуск 2025 года, когда одновременно диплом получат два потока: 120 человек, которые учились 2 года 10 месяцев, и 100 человек, которые учились по-новому ФГОС — 1 год 10 месяцев. То есть 220 человек выйдут на строительный рынок, причём половина из них — несовершеннолетние. Возникает вопрос: кто из работодателей готов взять на работу несовершеннолетнего, понимая все ограничения, предусмотренные трудовым законодательством для этой категории работников, а через полгода отпустить его в армию на срочную службу и сохранить за ним рабочее место? Это удобно для крупных предприятий, у нас в Забайкалье таких единицы, а в строительной отрасли их нет вовсе. Без поддержки со стороны работодателей нам, конечно, будет сложно справиться.
Есть ещё один существенный момент по условиям программы «Профессионалитет»: один из главных показателей эффективности работы учебного заведения — трудоустройство выпускников не ниже 80% в первый год выпуска. Напомним, что из общего количества выпускников, по разным направлениям подготовки Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса, в среднем 40-60% трудоустраиваются по своей специальности. Как преодолеть этот барьер — вопрос остаётся открытым.
Собравшиеся единодушно отметили, что прежде чем обсуждать судьбу и перспективы молодёжи, необходимо спросить мнение выпускников: чего они хотят, чего ждут, что им мешает, приглашать их на тематические мероприятия. Итог подвела председатель Союза строителей Забайкалья Лиана Шиллер:
— Необходима популяризация строительных профессий. Со второго курса студенты должны как можно больше времени находиться на строительной площадке, втягиваться в эту атмосферу. В этом плане возрастает роль бизнеса, его социальная ответственность, он должен активно участвовать в процессе образования, например, на этапе организации производственных практик, активнее развивать наставничество. Молодёжь, студенты — это наше будущее!
Все материалы рубрики «Трибуна «ЧО»
Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№43 (1787) // 25.10.2023 г.
0 комментариев