Главная / Авторы / Денис Приходько / Работник на скорую руку
Работник на скорую руку


На площадке Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса состоялось рабочее совещание на тему «Интеграционный процесс развития строительного образования в Забайкальском крае». Представители учебного заведения и компаний — застройщиков обсудили, как привлечь выпускников в строительную сферу.

Эксперимент с образованием

Проблема качественной подготовки и трудоустройства молодых специалистов в нашем регионе вновь на повестке дня. На этот раз обеспокоенность заинтересованных сторон вызвали изменения системы среднего профессионального образования, инициированные министерством просвещения России. В частности, после запуска в нашей стране программы «Профессионалитет» изменились Федеральные государственные стандарты (ФГОС) для техникумов и колледжей. Специалистов, как и прежде, будут готовить 3 года 10 месяцев, а вот срок подготовки рабочих кадров сократился с 2 лет 10 месяцев до 1 года 10 месяцев. При этом сокращение обучения не коснётся сфер культуры, медицины и военных специальностей.

Разработчики программы приводят несколько аргументов в поддержку своей инициативы. Во-первых, изменились приоритеты молодёжи — если в начале 2000-х годов большинство выпускников школ стремились получить высшее образование, для чего поступали в вузы, то сегодня 60 % выпускников девятых классов выбирают средние профессиональные учебные заведения. Их логика проста — как можно быстрее освоить профессию и выйти во взрослую жизнь. Во-вторых, дефицит трудовых ресурсов, особенно в строительной отрасли, с каждым годом становится всё серьёзнее. Проблема возникла потому, что в нашу страну сократился поток мигрантов, замещавших многие рабочие специальности. Некогда дешёвая рабочая сила из Китая дорожает и становится экономически не выгодной. Сегодня востребованы как рабочие низкой квалификации, так и специалисты высокого уровня. В-третьих, учебные программы станут более современными и практико-ориентированными, что повысит привлекательность именно российских специалистов. Не секрет, что сегодня многие работодатели недовольны уровнем подготовки выпускников колледжей и вынуждены их переучивать за свой счёт.

Другими словами, молодые люди, желающие получить рабочую профессию, — это серьёзный ресурс, необходимый стране. Как раз на них и рассчитана программа подготовки кадров «Профессионалитет». Её цель — быстро и качественно обучить молодёжь навыкам, необходимым работодателям.

Кроме сокращения сроков обучения и увеличения его интенсивности программа «Профессионалитет» содержит и другие нововведения. Во-первых, вовлечение в процесс обучения студентов колледжей и техникумов, представителей профессиональных сообществ, действующих «сильных» работодателей, например, крупных застройщиков. Они должны включить студентов в свой производственный процесс с последующим трудоустройством, ну и, естественно, инвестировать собственные средства в систему образования, что позволит сократить бюджетные расходы. Это даст возможность максимально приблизить систему подготовки кадров среднего звена к запросам рынка в разных регионах и отраслях. Во-вторых, создать в учебных заведениях центры молодёжных инициатив, например — строительные отряды.

Ещё раз отметим, что особый упор делается на более активное взаимодействие учебных заведений и работодателей, которое должно начинаться практически с первых дней обучения. Это и заказ специалистов необходимых специальностей, вплоть до заключения целевых договоров, и организация производственной практики, и система наставничества, когда коллеги будут делиться с молодёжью опытом, практическими знаниями и умениями, помогать адаптироваться к полноценной жизни в будущем трудовом коллективе.

Согласно постановлению правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 года, эксперимент реализуется с 1 июня 2022 года по 31 декабря 2025-го. В нём принимают участвовать отобранные министерством просвещения колледжи и техникумы из разных регионов страны. Если их опыт признают удачным, то через два года программа «Профессионалитет» распространится на все средние специальные учебные заведения страны.

Читинская кузница строительных кадров

Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса готовит для строительной отрасли специалистов среднего звена с квалификацией «Техник» и представителей рабочих профессий. В принципе, с набором желающих обучаться проблем нет — за три года поступили 800 человек, из них 561 студент завершил обучение и получил диплом. Порядка 30% студентов по разным причинам отсеиваются в процессе обучения, чаще всего — это неверный выбор профессии. Из общего количества выпускников, по разным направлениям подготовки, в среднем 40-60% трудоустраиваются по своей специальности, остальные переучиваются, находят работу в другой сфере и так далее.

Аналогичная ситуация характерна для большинства учебных заведений. С одной стороны, выпускников часто не берут на работу потому, что у них нет стажа и опыта работы, низкая квалификация, как следствие — невысокая производительность труда. На многих предприятиях отсутствует система наставничества — с новенькими просто некому возиться. С другой стороны, у выпускников часто завышены ожидания в отношении заработной платы и карьерного роста — хотят быстро добиться социальной и финансовой независимости.

Ирина Ширенина, представитель компании «Преумножение», комментирует:

— У молодёжи физический труд сейчас не в почёте, они лучше пойдут в офис работать, чем на стройку. Честно, им нужны комфортные условия, где можно меньше прикладывать физических усилий, а своей компетенцией больше блистать в бумажном формате. У нас тоже выпускники читинского техникума трудятся — работают отлично, но их мало. У нас и зарплата хорошая, и всё равно не идут работать. В этом году нам нужен был всего один человек, и мы не смогли его найти. Есть ещё один момент — компания занимается малоэтажным строительством, а те, кто пришёл в профессию сознательно, стремятся участвовать в крупных, амбициозных проектах и уезжают в другие регионы.

Как отмечает представитель строительной компании «РУС» Алексей Серебренников:

— Бывшие студенты ЧТОТиБ у нас на предприятии работают, но это не выпускники последних лет. Приходили, правда, проходить практику на разные специальности, в основном — рабочие, но работать потом не возвращаются. Что касается мастеров строительно-монтажных работ — ищем, найти не можем. Не приходят выпускники ни высших, ни средних учебных заведений. Куда деваются? Большинство либо уходят из профессии, либо уезжают на запад — Москва, Новосибирск, Екатеринбург. Скажем, лет восемь назад на рынке труда в Забайкалье было достаточно и мастеров строительно-монтажных работ, и производителей работ, сейчас с каждым годом их всё меньше. Те, кто остался, уходят к тому работодателю, который больше заплатит. К сожалению, и качество подготовки выпускников не очень высокое, а запросы по зарплате и условиям работы солидные. Мы подчас высокую зарплату предложить не можем, потому, что она заложена в стоимость квадратного метра жилья. Ещё одна проблема — у нас в этом году многие водители уволились и занялись перегонами автомобильной техники из Китая.

Хотели как лучше

Жанна Терукова, исполняющий обязанности директора Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса, отметила, что государство взяло курс на интенсификацию образования и ставит задачу — за более короткий срок дать молодому человеку необходимые теоретические и практические навыки:

— Сократилась в первую очередь общеобразовательная подготовка. Основные навыки и умения у студента должны сформироваться благодаря тесному сотрудничеству учебного заведения с работодателем. Студент должен как можно больше времени находиться на реальном производстве, привыкать, адаптироваться. Для нас предстоит сложный выпуск 2025 года, когда одновременно диплом получат два потока: 120 человек, которые учились 2 года 10 месяцев, и 100 человек, которые учились по-новому ФГОС — 1 год 10 месяцев. То есть 220 человек выйдут на строительный рынок, причём половина из них — несовершеннолетние. Возникает вопрос: кто из работодателей готов взять на работу несовершеннолетнего, понимая все ограничения, предусмотренные трудовым законодательством для этой категории работников, а через полгода отпустить его в армию на срочную службу и сохранить за ним рабочее место? Это удобно для крупных предприятий, у нас в Забайкалье таких единицы, а в строительной отрасли их нет вовсе. Без поддержки со стороны работодателей нам, конечно, будет сложно справиться.

Есть ещё один существенный момент по условиям программы «Профессионалитет»: один из главных показателей эффективности работы учебного заведения — трудоустройство выпускников не ниже 80% в первый год выпуска. Напомним, что из общего количества выпускников, по разным направлениям подготовки Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса, в среднем 40-60% трудоустраиваются по своей специальности. Как преодолеть этот барьер — вопрос остаётся открытым.

Собравшиеся единодушно отметили, что прежде чем обсуждать судьбу и перспективы молодёжи, необходимо спросить мнение выпускников: чего они хотят, чего ждут, что им мешает, приглашать их на тематические мероприятия. Итог подвела председатель Союза строителей Забайкалья Лиана Шиллер:

— Необходима популяризация строительных профессий. Со второго курса студенты должны как можно больше времени находиться на строительной площадке, втягиваться в эту атмосферу. В этом плане возрастает роль бизнеса, его социальная ответственность, он должен активно участвовать в процессе образования, например, на этапе организации производственных практик, активнее развивать наставничество. Молодёжь, студенты — это наше будущее!

Все материалы рубрики «Трибуна «ЧО»

 

Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№43 (1787) // 25.10.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net