Во многом благодаря художественному фильму «Даурия», снятому по одноимённому роману Константина Седых, он стал самым известным забайкальским писателем.
21 января (3 февраля по новому стилю) 1908 года родился Константин Седых
«Я хочу, чтобы живой человек жил в моих стихах»
Осенью 1967 года «Даурия» Константина Седых была поставлена на сцене Читинского драмтеатра, а на Свердловской киностудии был создан фильм с участием братьев Соломиных – коренных забайкальцев. По выражению Василия Никонова, Константин Фёдорович стал «народным писателем с первого захода». Но начинался он как поэт, и об этом наш разговор.
Уже в школьные годы он обратит на себя внимание. В книге известного краеведа Николая Дворниченко «Сегодня и завтра забайкальской литературы» приведены газетные сведения из жизни К. Седых (1925-1927). Сегодня эти строчки могут показаться кому-то наивными, но тогда в них можно было прочесть оценку деятельности одарённого юноши:
«Костя – комсомолец. Костя поёт о своей деревне, о своей работе. Песня его от земли. К. Седых – наш селькор. Костя – фантазёр. Костя – реалист, деревенские были заковывает в грани – стихи, льёт певучие строфы. Вот посмотрите:
Тихим вечером весной
В клуб иду по улице.
Мне, одеты темнотой,
Избы слепо хмурятся…
Нынче делаю доклад
О борьбе с кобылкою.
Мысли птицами летят
В головёнке пылкой».
Конечно, написанное им было ещё далеко от настоящей поэзии, однако в этих пока слабых стихах чувствовался задор юной души, желание откликнуться на злободневные вопросы жизни, понять суть происходящих событий.
Позже К. Седых расскажет, что первыми его учителями были А. Пушкин и В. Жуковский, книги которых он только и мог достать в небогатой сельской библиотеке. Им он и начал подражать, с большим упорством постигая азы поэтической науки. «Я хочу, чтобы живой человек жил в моих стихах, чтобы он радовался, страдал, боролся», – говорил Седых.
С 1924 года он регулярно выступает со стихами в газетах. За десять лет их накопилось несколько сотен. Отобрав лучшие, он разместил в небольших сборниках с такими поэтическими названиями, как «Забайкалье», «Родная степь», «Солнечный край», «Первая любовь».
Одной из важнейших тем для молодого поэта становится тема каторжного Забайкалья, о котором он много был наслышан. Отдавая дань памяти героическим людям прошлого, поэт с глубоким чувством сопереживания рассказывает об их трагической судьбе, но не перестаёт восхищаться их стойкостью духа и мужеством. Он пишет о том, как «гибли в рудниках народовольцы», как «жгла чахотка грудь большевика». Стихотворение «Зерентуйский централ», вошедшее в сборник «Забайкалье», так рисует «ужас сибирской каторги»:
Гудели в глубинах обвалы,
Во рту пламенела цинга,
Кресты на могилах шатала
Рождественская пурга.
Поэт создаёт зловещий образ каторжного Забайкалья – «глухой страны, которая томится под зыбью гнилого тумана».
Другой важной темой его первых сборников стала тема гражданской войны, о героях которой он знал из рассказов сельчан, а некоторых видел лично – С. Киргизова, П. Журавлёва, М. Якимова. Два года шла гражданская война, и посёлок, где жил 12-13-летний Костя, не раз переходил из рук в руки. В нём бывали разных мастей бандиты, семёновцы и партизаны. Этому посвящены стихи «Песня забайкальских партизан», «Петля», «Свадьба», «Шахтёр», «В девятнадцатом», «Аргунь» и др.
Строительство новой советской деревни, вызвавшее большой общественный резонанс, не могло пройти мимо К. Седых, и он откликнулся на это значимое событие своими стихами. В них – поэтизация труда скромных деревенских тружеников, верящих в светлое будущее своей страны.
В годы войны К. Седых несёт службу в рядах Советской Армии, работая корреспондентом армейских газет «На боевом посту» в Чите и «Героическая красноармейская» в Улан-Удэ. Очерки становятся его главным жанром, но не забывает он о поэзии, создаёт карикатурные, сатирические и лирические стихи, где «появляются живые картины, исполненные истинной поэзии», по замечанию исследователя военной тематики, литературоведа А. Татуйко.
Работая над книгой «Воин-забайкалец в литературе огненных лет», Татуйко уделил особое внимание поэзии К. Седых. В ней говорится, в частности, о том, как появилось одно из лучших стихотворений на военную тему «Забайкальцы». К. Седых посвятил его 106-й стрелковой дивизии, участвовавшей в форсировании Днепра. Другое стихотворение «Дума на Ононе» проникнуто чувством сопричастности ко всему, что было в прошлом и что творится в настоящем. В лирическом герое – солдате – просыпается то самое генетическое, что было свойственно русским воинам во все времена.
04.02.2015 г.
