Главная / Авторы / Александр Баринов / Редкая находка у соседей
Редкая находка у соседей
23 октября 2000 года китайские археологи обнаружили древний музей музыкальных инструментов


23 октября 2000 года китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, который был создан две тысячи лет назад, в эпоху династии Хань. Несмотря на почтенный возраст, почти все 150 найденных экспонатов были в хорошем состоянии.

Считается, что именно в те времена начала складываться неповторимая, ни на что не похожая, китайская музыка. Она – одна из древнейших в мире. Как отмечают специалисты, в её основе 5-звуковая система, но встречаются мелодические образования, построенные на 7-ступенчатых ладах. Разнообразные флейты, а также инструменты, названия которых лично мне ничего не говорят, – цисяньцин, пипа, хуцинь, или эрху, ди, шэн.

Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций также отводил в своём учении большое место музыке, занимался собиранием народных песен, Сыма Цянь создал теорию китайских ладов, Хэ Чэнь-Тянь занимался вопросами равномерной темперации. Содержание профессиональной китайской музыки определялось придворным церемониалом и религиозным культом.

Династия Хань приняла на вооружение идеологию конфуцианства, которая была предана забвению в империи Цинь. По памяти восстанавливались классические каноны, конфуцианские начётчики приближались ко двору, конфуцианство стало идеологическим оружием ханьских императоров. И именно в эпоху Хань конфуцианство в его преобразованном виде стало основой китайского самосознания.

При императоре Уди (141—86 гг. до н. э.), когда Первая Ханьская династия переживала расцвет, и конфуцианская идеология стала господствующей, восстанавливались древние обряды и жертвоприношения эпохи Чжоу. Императорской власти необходимо было освятить традицией деспотический строй Китая. Используя в своих интересах конфуцианскую идеологию, Уди для восстановления древнего ритуала жертвоприношений земле и небу учредил музыкальную палату «Юэфу», задачей которой являлась подготовка обрядовой музыки. Конфуцианцы видели во взаимодействии «ли» – правил поведения – и «юэ» – музыки – залог гармонии интересов государя и народа, залог единства общества и могущественной монархии. Во главе музыкальной палаты был поставлен выдающийся поэт и учёный Сыма Сянжу. Палата «Юэфу» не могла восстановить музыку времён Чжоу и решила обратиться к народным мелодиям. Особые чиновники во всех округах государства собирали слова и музыку народных песен.

Ранним памятником китайской музыкальной культуры считается книга песен «Шицзин».

Имеются текстовые подтверждения значительного увеличения количества музыкальных инструментов в эпоху Чжоу. Упоминаются различные трещотки, скребки, струнные инструменты, флейты, язычковые губные органы. В этот период возникает традиционная классификация ба инь – классификация инструментов по восьми категориям, в зависимости от материала, из которого они изготовлены целиком или существенной частью. Эта классификация была связана с системой ба фэн – «восемь ветров», соотносимых с направлениями в пространстве. Первое упоминание данной системы в связи с музыкальными инструментами встречается в «Го юй»: «Звуки предназначены для придания музыке гармонии, а ноты – для установления мира среди звуков». Найденные инструменты подтверждают это.

Стоит отметить, что во времена династии Хань северные соседи, в том числе и жители Забайкалья, совершали нападения на Китай, точнее на государство династии Хань. Это были племена хунну, получившие в Европе название гуннов. К радости китайцев, в те времена хунну были раздираемы противоречиями. И одни из них (южные орды) вступили в союз с китайцами (или ханьцами) против северян. В итоге северные хунны двинулись на Запад, покинув и родное до того для них Забайкалье.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"
 

Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№43 (1579) // 23.10.2019 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net