Главная / Авторы / Виолетта Вдовяк / Ретро-поезд «Победа»
Ретро-поезд «Победа»


9 мая наша страна отмечала самый большой и всеми любимый праздник. О Великой Победе наших прадедов в той войне мы должны помнить всегда, а не только в определённую дату. Сегодня автор этих строк предлагает читателю рассказ о традиции, которая сформировалась на российских железных дорогах, и которая отдаёт дань уважения труженикам стальной магистрали и их роли в Победе над фашизмом.

«Поезда Победы», как и парад на Красной площади и праздничные салюты, за последние годы стали одним из ярких атрибутов 9 Мая. Проводится эта акция на железных дорогах всей нашей страны.

Ежегодно, побывав на параде, наши горожане гурьбой идут на вокзал станции Чита-2, чтобы встретить поезд «Победа». Так было и в этот раз. Тёплым днём 9 мая читинцы двинулись на главный железнодорожный перрон нашего города. И вот он, громкий гудок паровоза, звук, который ни с чем больше не перепутаешь. Яркий прожектор старинного локомотива и дым из трубы видны издалека.

Зрители с радостью встречали ретро-поезд «Победа», украшенный шарами в цветах Георгиевской ленты, яркими плакатами и венком. Горожане хлопали в ладоши и махали флагами. Едва поезд остановился, на платформу-сцену вбежали артисты забайкальских творческих коллективов, чтобы подарить собравшимся несколько выступлений.

Прозвучали слова поздравлений с Днём Победы от губернатора Забайкалья Александра Осипова, начальника ЗабЖД Владимира Антонца. А глава города, Евгений Ярилов, сам по профессии железнодорожник, напомнил о значении стальной магистрали для нашей необъятной страны. Он рассказал, что 123 года назад в Читу пришёл первый поезд, во главе которого был паровоз. И этот поезд открыл новую страницу в жизни Забайкалья, после чего началось ускоренное развитие Читы. Столица Забайкалья обрела и статус столицы ЗабЖД. Во время войны в нашем городе расположился центр управления восточным железнодорожным округом, которому подчинялись все железные дороги Восточного полигона.

— 9 мая мы чествуем память тех, кто завоевал нам свободу и отдал жизни на благо нашей Родины. Хотелось бы отметить и роль забайкальских железнодорожников, которые ковали эту Победу в тылу, для которых война началась с Халхин-Гола, а завершилась Маньчжурской наступательной операцией. В городе Чите на улице Магистральной в 2010 году на вечный постамент взошёл гордый паровоз, как дань уважения в честь железнодорожников Забайкалья, за вклад в Великую Победу. И 9 мая красавец-паровоз также открывает память о великих тех годах, чтобы помнили, чтобы никогда не забывали, — обратился Евгений Ярилов.

В этом году по Забайкальской железной дороге курсировало сразу два ретропоезда «Победа». Поезд номер 1, который и встретили читинцы, преодолел 2000 километров. Стартовал он далеко на востоке ЗабЖД, со станции Бурея Амурской области, затем сделал остановки в Завитой, Белогорске, Благовещенске, Свободном, Шимановске, Ушумуне, Магдагачи. Потом были Сковородино, Ерофей Павлович, Могоча, Чернышевск, Шилка, Карымская и Чита. Итого праздничный состав сделал остановки на 15 станциях Приамурья и Забайкалья. Во время стоянок прошли торжественные митинги с участием представителей власти, концертные программы. Жители могли дать гудок паровоза, осмотреть вагоны, в оформлении которых использовалась вооружение и атрибутика времён Великой Отечественной войны.

Второй ретропоезд «Победа» начал свой праздничный маршрут на крайней западной точке, в городе Петровске-Забайкальском, затем свернул на Южный Ход с конечной остановкой на станции Забайкальск, на границе с Китаем. Этот поезд преодолел 876 километров и остановился на 6 станциях: начал путь в Петровском Заводе, потом побывал в Хилке и Могзоне, Оловянной, Борзе и Забайкальске.

Два ретропоезда во главе со знаменитым символом победы — паровозом серии Л или Лебедянка прошли общий маршрут около 3 тысяч километров. Торжественные мероприятия по встрече этих поездов состоялись на станциях в 21 городе и посёлке. «В них приняли участие более 22 тысяч жителей Амурской области и Забайкальского края. Этот праздник стал связью поколений», — отметил глава ЗабЖД Владимир Антонец.

Эхо времён

Железнодорожник, где бы он ни работал — на головном участке прифронтовой полосы или на дороге, далеко отстоящей от театра военных действий, — он работает непосредственно для нужд фронта. Для железнодорожников план перевозок, каждое задание по погрузке, выгрузке, по передаче вагонов, каждая норма по пробегу локомотивов и подвижного состава является, по существу, воинским приказом, и исполнение его должно быть таким же безоговорочным и чётким, таким же безусловным, каким отмечается исполнение воинского долга в армии.

Газета «Гудок» от 12 апреля 1942 г.

В годы Великой Отечественной войны Забайкальская железная дорога работала бесперебойно и дала государству 1 935 520 000 рублей прибыли, а её работники внесли в фонд обороны 10 461 769 руб. личных средств. По инициативе и при непосредственном участии работников Читинского узла был смонтирован и снаряжён бронепоезд «Забайкалец». За ударный труд в период войны различными знаками отличия награждены 4215 работников Забайкальской дороги: орденами и медалями — более 120 человек, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» — более 90% личного состава дороги.

Газета «Забайкальская магистраль» от 6 мая 2016 г.

Интересно

Паровозы серии Л железнодорожники называют «Лебедянка» или «Лебедь» в честь его конструктора Льва Лебедянского. Выпуск этой серии локомотивов обеспечивал Ворошиловградский завод с 1945 по 1955 годы. «Лебедянка» стал одним из лучших массовых советских паровозов, максимальная скорость которого достигала 80 км/ч при весе 92 т.

Во время Великой Отечественной на стальных магистралях России трудились паровозы серии «Э». Их ещё называли «рабочая лошадка войны». Уникальное сочетание технических качеств сделало эти паровозы основой прифронтового транспорта. Это был самый распространённый локомотив в паровозных колоннах особого резерва. Выпускался он с 1912 по 1957 годы.

В состав бронепоезда входили бронепаровоз и контрольные платформы. Бронепаровоз — это самый обычный серийный паровоз (чаще всего серии «Ов», или «овечка»), на который в заводских или даже кустарных условиях устанавливали броню. Бронированный локомотив обычно располагался в середине состава. Благодаря этому бронепоезд имел меньше шансов лишиться паровоза из-за заложенной на путях взрывчатки.

Портал 9may.rzd.ru

Все материалы рубрики «Великая Победа»

 

Подготовила
Виолетта Вдовяк
Фото автора
«Читинское обозрение»
№20 (1764) // 17.05.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net