Любовь, ненависть, радость, страх… Чувство сострадания, коварство, чувство долга, самопожертвование… Ощущение и осознание собственного «я»… Мышление, Разум и, наконец, — Душа… Человек? Нет! Формально это нечто неживое. Не человек, хотя внешне таковым являющееся (или схожее). Но разве такое возможно? Возможно в будущем, которое, благодаря современным технологиям, уже началось сегодня. Всё более мощные компьютеры, всё более мощный искусственный интеллект, нейросети, интернет и, наконец, всё это, «помноженное» на совершенствующиеся с каждым годом робототехнические устройства, целая ветвь которых всё более успешно воспроизводит внешний вид человека. А потому впереди уже маячит благом или угрозой для человечества…
К Его приходу нас уже не первое десятилетие «усиленно готовит» кинематограф. Он уже дал вполне определённые ответы на существование искусственных металло-пластико-бионических созданий, которые начинали на экране как бездушная, жестокая человекоподобная, при этом — мыслящая машина в облике женщины, цель которой — погубить гигантский город в классической немецкой картине Фрица Ланга «Метрополис» от 1927 года. В день сегодняшний (особенно в последние полтора десятка лет) в мире кинематографа продолжают действовать как абсолютно внешне не отличимые (включая эмоционально-духовную составляющую) от Homo Sapiens, так и характерно «телесно-железные», но «разумные» создания, порождённые этим же Homo. Андроиды не желают считать себя машинами, они обременены массой морально-этических проблем, противоречий, нередко приводящих к драматическим, а то и трагическим последствиям (о «робото-комедиях» речи сегодня не идёт), поскольку сии создания полностью отождествляют себя со своим создателем. Или ставят себя даже выше оного. Цепочка фильмов-предсказаний и предупреждений: «Из машины» (2014), «Морган» (2016), «Закат цивилизации» (2018), «Алита: Боевой ангел» (2019), «Мой создатель» (2020), «Я создан для тебя» (2021), «M3ГАН» (2022), «Сбой сознания» (2022) и т.д. Фильм канадского режиссёра Эйприл Маллен, премьера которого состоится уже 29 июня во всех кинотеатрах Читы, в очередной раз, в пронзительной и драматической форме воссоздаёт проблему будущего сосуществования человека и Андроида. Этих машин, роботов, копий Homo, желающих быть людьми, быть свободными. Быть, согласно названию этого фильма, «Больше, чем люди» (16+). Впрочем, давайте начнём разговор с реальности…
Удивительно, но в реальной жизни всё началось гораздо раньше. Один из первых чертежей человекоподобных машин был создан ещё в 1495 году! Его автор, Леонардо да Винчи, начертил схему механического рыцаря, способного сидеть, двигать руками и головой, а также поднимать забрало. Проект был разработан на основе исследований анатомических пропорций человеческого тела. Пытался ли построить эту машину Леонардо, неизвестно.
Спустя три века, с 1768 по 1774 год, швейцарский часовщик, механик и изобретатель Пьер Жаке-Дро, вместе со своими сыновьями, создал знаменитую тройку механических «роботов» (автоматонов) — первых андроидов: органистку, художника и писателя. «Органистка» вполне реалистично «дышала», ёрзала на стуле и играла на небольшом органе композиции. Именно играла, используя свои пальцы для извлечения звука путём нажатия на клавиши. «Художник» был запрограммирован на рисование либо портрета женщины, либо собаки, ну а «Писатель» («Пишущий мальчик») мог написать любой, предварительно заложенный в него, текст (протяжённостью до 40 букв). При этом он обмакивал перо в чернильницу и следил за текстом глазами.
Только в 1921 году эти странные металлические создания, благодаря фантастической пьесе чешского писателя Карела Чапека «RUR», получили наконец-то собственное название-обозначение — «robot» — «робот». И вот уже спустя 17 лет специалисты американской компании Westinghouse из алюминия соорудили человекоподобного робота по имени Электро — весом в 120 килограммов, ростом в два метра десять сантиметров, с «классическими», какими мы представляем обычно собственно роботов, квадратными очертаниями тела и головы. Он мог «ходить» (больше это, правда, напоминало движения инвалида, так как двигал он лишь одной ногой, подтягивая за собой другую, оборудованную колёсиками), говорить, проигрывая записи с магнитной плёнки, курить сигареты, надувать шарики и отличать красный свет от зелёного.
Экспериментальных роботов начали создавать в Германии, Англии, Франции, Австрии…
Роботы для работы, роботы для военных целей, роботы для рекламы и шоу-бизнеса (и выставок). Заострим внимание на последних, как на наиболее близких к теме нашего разговора.
В СССР первый робот был построен ещё за год до американской «машины» — в 1936 году, а в 1937-м он экспонировался на Всемирной выставке в Париже. Его создатель — шестнадцатилетний (!) школьник из Новочеркасска Вадим Мацкевич. Робот B2M был андроидом. Интеллектом он не блистал, зато умел поднимать правую руку-манипулятор. Мотор, правда, был слабоват, и рука поднималась лишь чуть выше плеча, что совсем не смутило восхищённую иностранную публику на выставке. Робот был хорош. Не обошлось и без «курьёза». Почему-то особый восторг робот Мацкевича вызвал у… немцев. Оказалось, что, по мнению представителей делегации из Германии, робот приветствует посетителей известным, порицаемым в обществе, жестом… Здесь вмешался НКВД, но всё быстро выяснилось — общими усилиями технарей в советской группе из робота быстро «выбили» «политическую дурь», добавили «силёнок», и он стал приветствовать людей как полагается, а Вадим Мацкевич получил диплом выставки.
В этом же, 1937-м, в нашей стране появился говорящий робот-рыбак — первая машина, рекламирующая товары для спортивной рыбалки. Лидерство в роботах-рекламистах СССР сохранял и в 1946 году. Полутораметровый механический Дед Мороз был выставлен в витрине Центрального универмага. Сначала робот сидел на пеньке, потом вставал и поднимал левую руку с ёлочными украшениями, правой «дедуля» держал рюмку. При этом он смотрел на зрителей, стоявших перед витриной, весело им подмигивал и лихо выпивал рюмочку. Затем робот исполнял весёлую песенку и произносил новогодние пожелания. После этого он садился и отдыхал до следующего выступления.
Всё было хорошо вплоть до новогодней ночи. В эту ночь Дед Мороз разнёс всю витрину и уничтожил ёлку. Два сильных сторожа едва могли удержать взбесившегося робота. Причиной этого поступка оказался скачок напряжения в сети. Программный механизм робота, приводимый в движение электродвигателем, заработал в ускоренном темпе. «Дед» без перерыва вставал, садился, глушил «спиртное» и махал рукой. При этом его платформа с пеньком бегала по всей витрине, всё сметая на пути. Это был первый прецедент, когда машина «спятила».
Из мира рекламы роботы шагнули в сценическое искусство. Так, в 1956 году в театре Сары Бернар в Париже, в программе «Ночи поэзии», впервые выступил кибернетический танцор. Это была металлическая конструкция, напоминающая усложнённый семафор. Танцор перемещался по сцене под влиянием разницы в освещении, приводя в движение все шестнадцать элементов своей конструкции.
Кроме искусства танца, роботов «заинтересовал» и театр. Американская киберактриса «Роза Босум» в 1966 году выполняла на сцене почти все движения, присущие человеку. Правда, «Роза» не блистала ни изяществом линий, ни красотой, а являла собой лязгающую тумбу с «руками» и «ногами». «Голову» представляли гигантские «накрашенные» губы.
С появлением в начале XXI века многоядерных, компактных и мощных компьютеров, а также благодаря успехам в области синтеза искусственных материалов, похожих на поверхность кожи человека, в шоу-бизнес ринулись андроиды (преимущественно японского производства), с трудом отличимые от Homo sapiens. В ноябре 2008 года в городе Осака состоялся первый спектакль «Я, работник». В двадцатиминутной пьесе о проблемах будущих взаимоотношений между людьми и искусственным разумом играли и люди, и роботы-андроиды «Вакамару» производства фирмы Mitsubishi. А в 2010 году в столице Польши открылся первый в мире театр роботов. Это первый театр, где спектакли с участием роботов (без присутствия людей-актёров) поставили на коммерческую основу. Пьеса «Принц Феррикс и принцесса Кристалл» по мотивам рассказов польского писателя Станислава Лема, где робот-«мужчина» влюбляется в робота-«женщину», была специально написана для роботов!
…Что же касается внешности, то современные андроиды всё больше и больше походят на людей, а 29 июня они станут «Больше, чем люди» (16+) на всех киноплощадках Читы. Сюжет очередной и, тем не менее, довольно интересной кинокартины на тему бунта и борьбы за равноправие симбиоза искусственного интеллекта, наделённого человеческими эмоциями в телах андроидов, с человеком, разворачивается на фоне трагедии, драмы и мелодрамы. Здесь вновь, причём в самой острой форме, рассматриваются вечные проблемы: может ли иметь Душу искусственный «человек», любить, жертвовать собой ради любви, бороться за свободу и «умирать» за неё…
P.S. Тема роботов, андроидов, искусственного интеллекта в истории кинематографа не закрыта и ещё продолжится…
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№26 (1770) // 28.06.2023 г.
0 комментариев