Главная / Авторы / Олег Корсун / Точка роста
Точка роста


Легенда рассказывает о священной оливковой роще недалеко от города Афины, которая была посажена человеком по имени Академ. Здесь, в тени олив, он построил себе дом и упокоился после смерти. Именно к этой роще обратился философ Платон, когда выбирал место, где можно было в стороне от городской суеты заниматься науками. Так возникла знаменитая Афинская школа — первая Академия.

Просуществовав более 900 лет, платоновская Академия была закрыта одним из малообразованных императоров, которого науки интересовали гораздо меньше, чем войны с соседями. Начинались тёмные века европейской истории.

Лишь без малого спустя тысячелетие, с началом эпохи Возрождения, заново возникают объединения мыслителей, которые считают своим долгом восстановление свободной гуманистической мысли, направленной на развитие общества. Из уважения к знаменитой платоновской школе они называют себя «академиями». Идея объединения учёных для познания законов мироздания и свободного обмена знаниями оказалась очень удачной, и к началу XVIII века академии существуют уже в целом ряде стран. Например, император Пётр I был иностранным членом Французской академии наук.

Если бы меня попросили одним словом охарактеризовать Петра, то я бы выбрал термин «прогрессор». Это слово, придуманное замечательными фантастами Аркадием и Борисом Стругацкими, означает человека, который стремится стимулировать общественный прогресс, содействовать просвещению общества и отказу от тормозящих развитие архаичных традиций. Далеко не всё у императора вышло хорошо и гладко, но нет сомнения, что ради блага страны он не боялся учиться, узнавать новое, перенимать чужой опыт, создавать, как модно сейчас говорить, новые «точки роста».

Одной из важнейших таких точек стала Академия наук. Ровно триста лет назад, 8 февраля 1724 года, издаётся императорский указ «Об учреждении Академии Наук и Художеств». Начинать пришлось с нуля. Весь состав Академии представляли иностранные учёные — выходцы из Германии, Швейцарии и Франции. Проблему отсутствия собственных кадров можно было решить только одним способом — вырастить и обучить. Именно поэтому при Академии почти сразу возникают университет и гимназия, а перед каждым академиком ставится задача подготовить себе достойную замену из местной молодёжи. Лишённые ксенофобии, Пётр и его преемники не боялись отправлять талантливых юношей учиться наукам за границей. Великий Ломоносов, прежде чем стать академиком и ректором Академического университета, пять лет проучился за пределами России.

За триста лет своей истории Российская академия наук пережила немало (да и переживает сейчас). Но заложенная Петром прогрессорская идея принесла свои плоды. Академию постепенно пополняли талантливые российские самородки — Степан Крашенинников, Михаил Ломоносов, Василий Зуев, Иван Лепёхин, Николай Озерецковский… А спустя годы мир узнал славные имена Менделеева, Павлова, Вавилова, Капицы, Курчатова…

Может быть, результаты их трудов и есть самое главное, чем может гордиться Россия, поскольку сделанные ими открытия стали залогом прогресса и страны, и всего мира.

Потому, что настоящий учёный не может не быть прогрессором.

Все материалы рубрики «Заметки натуралиста»

 

Олег Корсун
«Читинское обозрение»
№7 (1803) // 14.02.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net