Главная / Авторы / Денис Приходько / Российское кино как зеркало действительности
Российское кино как зеркало действительности
Насколько серьёзные сложности возникают сейчас со съёмками новых фильмов и обнародованием премьер?


С быстротой молнии промчались в нашем крае багуловые дни IX Забайкальского международного кинофестиваля. До сих пор земляки там и здесь делятся яркими впечатлениями от этого культурного события. Наверняка во многом разобраться помогут и ответы на вопросы, прозвучавшие на пресс-конференции в администрации главы региона в преддверии этого события.

Большинство задаваемых организаторам вопросов так или иначе было связано с действующими в нашей стране санкционными ограничениями. Представителей СМИ, в частности, интересовало то, насколько серьёзные сложности возникают сейчас со съёмками новых фильмов и обнародованием премьер. Ответ прозвучал из уст программного директора кинофестиваля Марии Безенковой:

— Как представитель экспертного совета в министерстве культуры Российской Федерации, могу сказать, что за последние полтора месяца количество заявок и выделяемых минкультом РФ средств на прокат национальных фильмов и на поддержку дебютных картин, в том числе документальных и игровых, увеличилось в разы. Наблюдается огромный всплеск активности среди наших кинематографистов, которые после частичного снятия ограничений, связанных с ковидом, возобновили процесс кинопроизводства. Они и в период затишья готовили свой контент, верили, что когда-нибудь он дойдёт до зрителя. Сейчас же, в условиях санкционного давления на кинотеатры, когда у нас нет возможности показывать голливудский контент, в отношении российских фильмов будет осуществляться значительная поддержка со стороны государства. Лично я скорее вижу возможности для нашего кино в эту эпоху перемен. Несмотря на то, что в российском кинопрокате сегодня ощущается довольно заметный кризис, гости фестиваля полны оптимизма.

Свою позицию по поводу засилья голливудского контента на наших экранах ёмко высказал актёр, режиссёр, заслуженный артист России и председатель жюри Забайкальского международного кинофестиваля Сергей Пускепалис:

— Думаю, что наблюдаемое в последнее время в киноиндустрии поклонение западным лекалам, вхождение в своеобразную конкуренцию с Голливудом не в лучшую сторону повлияло на наше кинопроизводство и зрителя. Очевидно, что наше дело отличается от просто бизнеса, потому что у нас всё-таки предложение рождает спрос, а не наоборот. Если мы будем предлагать людям лишь то аттракционное кино, которое в основном рождает Голливуд, мы неизбежно взрастим определённого зрителя, который потом проголосует рублём в наших кинозалах. Зачастую за замысловатым сюжетом, когда, грубо говоря, бегают огромные обезьяны и рушится мир, не видно самого человека. Он просто теряется. Сейчас появился шанс изменить положение вещей не только в экономике, но и непосредственно в нашей отрасли. Будет невероятно трудно, но мы сами бы этого никогда не сделали. Если бы не обстоятельства, мы бы их не выдавили с этого рынка. Просто сил не хватило бы, чтобы зачистить эти Авгиевы конюшни. Сейчас у нас появился шанс серьёзно переосмыслить и позицию людей, создающих фильмы, в плане их ответственности перед зрителями. Ведь зачастую человек в своей работе только самовыражается, не заботясь о том, что в дальнейшем производит его творение со зрителями. За рубежом существует тенденция поддержки российских кинорежиссёров, снимающих определённый типаж кино, — тот самый, где всегда водка, грязь, где всё плохо и хочется застрелиться. В итоге такое понятие о российской реальности и положении вещей складывается у зарубежного зрителя.

Сострадание провоцирует действие
В ходе пресс-конференции представители средств массовой информации поинтересовались у организаторов, по какой причине тематика нынешней конкурсной программы кинофестиваля получилось достаточно тяжёлой — очень много картин о смерти, страданиях, войне. Чем продиктован выбор? «Наверное, обывателю хотелось бы посмотреть нечто более лёгкое?».

В ответ Мария Безенкова, историк кино по образованию, изложила присутствующим свою концепцию, согласно которой российский кинематограф в целом никогда не любил комедии.

— Русскому зрителю просто оголтело смеяться в кинотеатрах очень сложно, — уверена программный директор кинофестиваля. — В наших фильмах должна быть какая-то лирика, глубокая мысль. Даже в том случае, если комедийное поле присутствует. Что касается нашего фестиваля, то он изначально не был заточен на некие премьерные всполохи, поскольку каждый год мы составляем определённый тематический конкурс. Если говорить о тематике этого года, то её основная мысль — семья. Её сохранение, разрушение, какие-то другие аспекты. Но, в любом случае, всё крутится вокруг семьи. Поскольку же семья никогда не бывает простой, в конкурсных фильмах присутствует этот разноплановый набор эмоций, порою не совсем позитивных — боль, разочарование, страдание.

Что касается последнего, то, по мнению члена организационного комитета кинофестиваля актрисы Олеси Суздиловской, для русских людей во все времена было характерно испытывать это чувство.

— Русскому зрителю свойственно страдать, — говорит она. — Мы вообще «любим» испытывать это чувство. Но, на мой взгляд, это говорит только о том, что мы способны сострадать. Нет, не жалеть, а именно сострадать. Потому что страдание провоцирует действие. А искусство способно передавать эти эмоции.

Видеть свет в конце тоннеля
Вопрос о жизнеутверждающей силе искусства был поднят и в связи с тем, что, по мнению представителя одного из средств массовой информации, многие люди активно выражают своё недовольство по поводу того, что кинофестиваль якобы проводится не в совсем подходящее время, когда политическая обстановка в стране к этому не располагает.

Довольно эмоциональный ответ прозвучал из уст Сергея Пускепалиса:

— Почему вы утверждаете, что это глас народа, когда это всего лишь мнение какого-то человека? Вспомните, когда во время войны (Великой Отечественной — авт.) наблюдался огромный всплеск культуры и искусства. Люди всегда стремились к этому, потому что война — не наша тема и не наше основное дело. Главное для нас — строительство и созидание. А война — это всего лишь отягчающее обстоятельство, мы просто вынуждены этим заниматься. Поэтому не выдавайте подобные мнения за глас народа. Мы не праздно сидим здесь, а пытаемся выработать нормы и принципы построения нашего общества, его дальнейшего развития. Мы думаем о том, что там происходит и также пытаемся понять перспективы нашей дальнейшей жизни.

О том, что любое время перемен — это всегда выход из устоявшейся нормы, говорила и Мария Безенкова:

— Перемены любого характера, в данное время — это ситуация, связанная с ковидом, потом специальная военная операция — тоже выход из нормы. Искусство же призвано показывать эту самую норму. Если же мы не будем её понимать, не будем видеть свет в конце тоннеля и какие-то перспективы, мы не сможем вернуться к нормальной жизни.

Разговор коснулся и коллег столичных артистов, которые, не желая ждать возвращения этой самой нормы в нашей стране, спешно покинули её пределы.

— Мы не вправе их судить, — сказал президент кинофестиваля Александр Михайлов. — Многие уезжают по неведению, кто-то — из-за кошелька, опасаясь потерять свою недвижимость за границей. Пусть будет так, как будет. Всему своё время. Я вообще стараюсь жить по этому принципу. Есть замечательная буддийская мудрость, гласящая: «Кидай в меня камни, кидай в меня грязь. Я — река!». Так вот, время — это тоже река, которая своим потоком постепенно смоет всю эту грязь. Я не сужу своих коллег. Каждый поступает так, как считает нужным. Бог им судья. Уверен лишь, что тот, кто любит и ценит свою Родину, в том числе малую, безусловно достоин уважения.

Давайте снимем в Забайкалье кино
Уж кого-кого, а Александра Яковлевича Забайкалье, его малая родина, всегда встречает душевно. Да и он трепетно относится к своему краю и никогда не забывает земляков. Впрочем, как и один из основных организаторов кинофестиваля Виктор Шкулёв, считающий, что такие события помогают позиционировать край. По его словам, IX Забайкальский международный фестиваль стал в этом году единственным подобным культурным мероприятием, стартовавшим вовремя. Другие не состоялись по тем или иным причинам. Одним из факторов этого, по его мнению, стал высокий профессионализм команды организаторов, а также открытость Забайкальского края и готовность принимать у себя такого рода событие.

В дни фестиваля, помимо многочисленных творческих встреч, кинопоказов и концертов, была организована бизнес-программа, в рамках которой речь шла, в том числе, и о возможности снимать фильмы на территории Забайкалья.

— Существует проект министерства культуры Российской Федерации под названием «Кинокомиссия», — рассказал Виктор Михайлович. — Его задача — выбор территорий в качестве киносъёмочных площадок. Мы считаем, что в Забайкальском крае существуют все условия для того, чтобы снимать хорошее кино. Есть горы, пустыни, степи, реки, озёра, исторические здания. Есть возможность снимать яркое и зрелищное кино — попробуйте найти где-нибудь такое солнце! У нас единственный недостаток — это удалённость от центра. Сам по себе проект предполагает создание определённых преимуществ, чтобы для тех, кто снимает кино, был особый смысл. В частности, некие экономические преференции. Думаю, можно многое в край завезти через такой вот проект.

Наверное, он прав. Ведь то, знают ли наше Забайкалье за его пределами, а если знают, то с какой стороны, во многом зависит и от нас самих.

Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"
 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№23 (1715) // 08.06.2022 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2022 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net