У окна школьного коридора папа плетёт дочке мелкие косички. Смеётся: «Заставила». Мимо пробегают мальчишки в узбекских халатах, девчонки в длинных белорусских рубахах.
– Слушать уже невозможно, как народы, ещё недавно братские, ненавидят друг друга. Педагог – профессия дальнего действия. То, что мы сейчас заложим в детей, останется на всю жизнь. Можно провести классный час, но когда дети учат песни народов, шьют костюмы и разучивают национальные танцы – это совсем другое дело, – делится Татьяна Морозова, заместитель директора по воспитательной работе школы №27, где 8-17 ноября провели фестиваль национальных культур народов России.
В школе учится 2205 детей, 74 класса, каждому (кроме первых классов) в ходе жеребьёвки досталась та или иная национальность. Аудитория, охваченная фестивалем, огромная, ведь в процесс включились родители, дедушки-бабушки, братья-сёстры. В актовый зал школы сложно протиснуться.
Мама пятиклассницы Даши – Ирина Анатольевна Агапова – родилась и выросла в Узбекистане. Так получилось, что дочкиному классу выпало показать узбекский народ.
– Я детям рассказала, как живёт этот народ. О том, как там было развито хлопководство. Доводилось хлопок даже собирать в детстве. Научила танцевать андижанскую польку, дочке шила костюм узбечки. Видели бы вы, как горели глаза у детей!
Пока беседуем с Ириной Анатольевной, вокруг крутятся «узбечки» в халатиках со специфическим узбекским орнаментом, щебечут наперебой:
– Мне бабушка сшила халат, штанишки, жилетку.
– У них много красок на одежде. Узбеки добрые, гостеприимные.
– Знаете, сколько хлопка они собирают. Мы сами из ваты хлопок вчера делали.
– Горячий чай любят пить из пиал. В жару, представляете!
– Ещё они заплетают по 35 косичек!
Дети готовились загодя: репетиции проходили и в будни, и в выходные, и даже в осенние каникулы. Родители нанимали хореографов, искали ткани для костюмов, учились готовить национальные блюда. На опушку для костюмов калмыков (4-г) одна из мам даже пустила под раскрой старую норковую шубу, а для хантов (9-д) классный руководитель заказала из Москвы музыкальные инструменты – хомусы. Для изготовления лука калмыков (4-д, 4-г) один из отцов собирал в лесу палки и делал стрелы. Кто-то из родителей смог договориться с забайкальскими диаспорами и попросил костюмы у них. Дети учили песни, слова приветствия на языке презентуемого ими народа.
«Евреи» вышли на сцену в шляпах и танцевали хава-нагилу, «цыгане» по всей Чите искали бусы. А чтобы показать праздник сенокоса, «мордовцы» (6-а) принесли на сцену стожок сена. Мальчишки косили траву настоящими косами.
Широкую русскую душу зрителям показал 9-а. На сцене развернулась и ярмарка, и Масленица, ребята подготовили великолепные костюмы. Удмурты (6-г) были представлены как народ степенный и спокойный, с его протяжными песнями.
– Дети всё это смогли донести до зрителей, жюри, – убеждена председателем жюри Людмила Хомутова, специалист по связям с общественностью Забайкальского театра национальных культур «Забайкальские узоры», помощник депутата Заксобрания Николая Сыроватки (он тоже судил в один из дней фестиваля).
– Идея фестиваля возникла тогда, когда я столкнулась с тем, что ребёнок стеснялся своей национальности. Я всегда говорю, что национальность не имеет значения. Есть люди, а есть нелюди. Вы посмотрите, как интересно детям, когда они узнают что-то новое о народах. Даже педагоги открывали для себя новое о народах, населяющих Россию. Ребята прониклись духом фестиваля, и это не пройдёт бесследно, – рассказывает педагог Татьяна Морозова.
Лучшие выступления фестиваля будут отобраны, и школьников пригласят на профессиональную сцену в театр национальных культур «Забайкальские узоры», в котором будет проведён такой же детский фестиваль, только большего формата. Начало ему положили в читинской школе №27.
Все материалы рубрики "Забайкалье многоликое"
Ольга Чеузова
Фото автора
«Читинское обозрение»
№48 (1480) // 29.11.2017 г.
0 комментариев