Главная / Авторы / Екатерина Скороход / С днём космонавтики
С днём космонавтики
Или зачем изучать астрономию?


Тайны космического пространства всегда будоражили умы учёных и испытателей. Нынешний год стал юбилейным для грандиозного события — знаменитого гагаринского старта, открывшего людям управляемое исследование космоса. Однако, несмотря на все достижения, человечество ещё мало знает о космосе и наверняка нам предстоит сделать множество невероятных открытий.

Об изучении астрономии — древнейшей дисциплины, не потерявшей своей актуальности и по сей день, нам рассказывает кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики Забайкальского государственного университета, учитель астрономии Многопрофильного лицея ЗабГУ Светлана Серебрякова.

— Светлана Станиславовна, чем обогащает человека изучение основ астрономии?

— Астрономия даёт целостное представление о масштабах, общем строении и эволюции Вселенной. Выявляя наиболее общие закономерности окружающего нас мира, она доказывает, что Вселенная подчинена единым законам природы и в согласии с ними развивается во времени и в пространстве. В этой связи выводы астрономии имеют глубокое философское значение и определяют мировоззрение людей.

Знания основ астрономии являются неотъемлемым элементом общей культуры. Объясняя устройство мира, астрономия позволяет человеку иметь чёткое представление о том, как устроена Земля; почему происходит смена времён года; что управляет движением небесных тел; как объясняются фазы Луны, солнечные и лунные затмения; что такое метеоры; почему светят звёзды и Солнце; как появились звёзды, планеты и вся Вселенная; откуда взялись атомы химических элементов; какие будут условия на Земле в будущем; каково будущее Вселенной и многом другом.

Изучение основ астрономии позволяет человеку критически относиться к огромному потоку недостоверной, мистической и явно ложной информации, касающейся астрономии, со стороны средств массовой информации и сети Интернет. Это разного рода околонаучные и антинаучные мифы о грядущем конце света космического происхождения, неизбежном столкновении с астероидом или кометой, астрологические предсказания и долгосрочные прогнозы магнитных бурь, прогнозы о скором угасании Солнца и так далее и тому подобное.

В настоящее время учёные могут наблюдать и исследовать во Вселенной природные явления в недостижимых на нашей планете условиях — по температуре, плотности, силе гравитации и так далее, что стало эффективным инструментом для развития не только современной физики, но и химии, геологии и других естественно-научных дисциплин.

— Какое прикладное значение имеет эта наука?

— Астрономические знания, изначально являвшиеся сугубо научными, впоследствии стали привычными атрибутами повседневной жизни человека. Они используются в техносфере современной цивилизации, реализуясь в спутниковых системах связи, позиционирования и навигации, мониторинга природных ресурсов и климатических изменений, лежат в основе практической космонавтики и целого ряда оборонных технологий. Астрономия позволяет квалифицированно отвечать на вопросы, связанные с глобальной экологией, астероидно-кометной опасностью, глобальными изменениями в атмосфере, гидросфере и магнитосфере Земли, угрозами, связанными с солнечными вспышками и взрывами сверхновых, состоянием околоземного космического пространства. Так, например, изучению изменения глобальной структуры Земли, движения материков и отдельных районов земной поверхности помогает радиоастрономия. Датчиком сигналов точного времени оказались пульсары — нейтронные звёзды. Ориентация космических аппаратов, современных спутниковых систем навигации и картографирования, метеорологических и военных космических систем осуществляется по астрономическим объектам — квазарам и пульсарам.

— Сегодня важность образования в области астрономии признана во всём мире. Как с этим обстоят дела у нас?

— Безусловно, образование определяет направление и успешное развитие будущего любой страны. Опыт астрономического образования, накопленный в 1930–1980 годах, позволил нашей стране стать пионером в освоении околоземного космического пространства.

Отрадно, что по инициативе министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, после многолетнего перерыва, изучение учебного предмета «Астрономия» как обязательного было возобновлено в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2017-2018 учебном году.

Конечно, сегодня есть определённые трудности в организации школьного астрономического образования. Они прежде всего обусловлены двумя факторами, одновременно сложившимися в конце XX — начале XXI века. Первый — временное прекращение обязательного преподавания астрономии в школах России в рамках отдельного предмета, второй — резкий скачок в темпах развития мировой астрономии. Это всё требует существенных изменений и обновлений как содержания образования, так и методологии преподавания, формирования информационной образовательной среды, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Педагогическая общественность осознаёт имеющиеся проблемы мотивационного, содержательного, методического, материально-технического, кадрового характера, которые требуют современных решений.

Нет сомнения в том, что развитие астрономического образования и астрономической науки может обеспечить сохранение приоритета России в освоении космического пространства, усовершенствовании систем связи, навигации, логистики, информационных технологий и других стратегических направлений развития страны, а также будет способствовать повышению престижа нашей страны в мире.

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№16 (1656) // 14.04.2021 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net