В советские времена сложилась единая версия того давнего события. В момент падения советской власти и возникшей неразберихи банк ограбили бандиствующие анархисты, которые с награбленным золотом двинулись в Благовещенск, где ещё держалась советская власть. Попытки перехватить их в пути не увенчались успехом. Дальнейшая судьба и золота, и анархистов была абсолютно не ясной.
Три забайкальских писателя (Илья Чернев в романе «Мой великий брат», Константин Седых в «Даурии» и Василий Балябин в «Забайкальцах») не обошли вниманием этот исторический эпизод. И их описания были почти схожи. Разница была незначительной, менялись лишь лидеры анархистов. У одного это был Пережогин, у другого Лавров, а у третьего ещё и Караев. Допуская различия в деталях, все трое были едины в главном, – золото из Читинского банка было похищено только анархистами. А уже в начале 70-х годов, когда был снят замечательный фильм «Даурия», где сцена ограбления банка стала одной из самых ярких, эта версия окончательно была канонизирована.
Когда в конце 80-х мне довелось познакомиться с протоколом заседания Урульгинской конференции 1918 года (он был опубликован в 1923 году), на которой представители советской власти, оставившие Читу, решали, что же делать дальше, выяснилось, что анархисты были не единственными, кто участвовал в ограблении банка. С этого времени начался поиск. И постепенно нашлись ответы на многие вопросы, на которые, казалось, ответ не будет найден никогда.
В Чите скопилось к августу до 40 пудов золота и 360 пудов серебра. Кроме того, из Иркутска отступавшими красными привезено ещё 106 ящиков с золотом общим весом до 200 пудов. Суммируем и переведём в современную меру весов. Получается – 4 тонны золота и 6 тонн серебра. Паника нарастала, власть агонизировала… Вот тогда-то и было принято решение раздать в счёт жалования золото. И к моменту ограбления в банке ещё находилось примерно 1,5-2 тонны золота и несколько тонн серебра.
Начав поиск в начале 90-х годов ХХ века, постепенно выявил три группы, которые золото вывозили из Читы. Это были анархисты Пережогина, военные во главе с левыми эсерами Гетоевым и Половниковым, а также большевики и другая часть левых эсеров во главе с Лазо и Шиловым.
Отдельная история связана с золотым обозом, с которым Павел Половников и Хаджиоман Гетоев попытались прорваться из Читы в Монголию. Белые заблокировали их, а потом и разгромили в Улётовском районе. Золота при них не было. Поиск его был начат ещё атаманом Григорием Семёновым и продолжается до наших дней. После того, как в 70-х годах там было случайно найдено несколько слитков, местные краеведы почти детально восстановили эту историю.
История золота, похищенного анархистами, обрывалась на этапе их движения в сторону Благовещенска. Продолжение удалось найти в работах историков Амурской области. В ночь с 4 на 5 сентября 1918 года пережогинцы прибыли в Благовещенск. И там были окружены, обезоружены и обезврежены. Их лидер Пережогин был убит, а золото большевики добавили к тому, что было у них в области, плюс то, что привезли из Читы. Часть золота заложили в китайские банки на соседней стороне Амура. Но хитрые китайцы разрешили сделать им это только на именные счета, а потом помогли белой контрразведке выловить всех, на кого счета были открыты. Но большую часть отправили на один из приисков Амурской области.
Дальнейшую судьбу золота, оставшегося в Амурской области, удалось выяснить новосибирскому историку Владимиру Познанскому. Золото хранилось на отдалённом руднике Лебедином в таёжном междуречье Зеи и Тимптона. Там было собрано и золото из Читинского банка, и золото, которое красные сумели собрать в Приамурье, богатом золотыми рудниками. В общей сложности было накоплено около одной тысячи пудов, т.е. более чем 16 тонн золота. В ноябре 1920 года, после того, как в октябре в Читу перебралось правительство ДВР, туда отправили и обоз с этим золотом.
Так что в конечном счёте золото, вывезенное красными из Читинского банка в 1918 году, вернулось в Читу же, ставшую столицей ДВР, и составило основу финансовой системы «буферной» республики.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№34 (1362) // 19.08.2015 г.
0 комментариев