Главная / Авторы / Яна Легун / Сценарии жизни. Или пути сдачи ЕГЭ.
Сценарии жизни. Или пути сдачи ЕГЭ.
Что лучше знать выпускникам и их родителям


Единому государственному экзамену скоро 10 лет. О том, как «ужас выпускников» превратился в «социальный лифт» – в интервью с Еленой Вологдиной, консультантом отдела общего, специального образования министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края.

Итак, Елена Николаевна, какова картина по ЕГЭ в целом?

– Если говорить о результатах обязательных предметов – русский язык и математика, то количество участников, не сдавших по ним ЕГЭ, ежегодно сокращается. По большинству предметов по выбору улучшены результаты успеваемости. Во-первых, ребята совершенно осознанно идут на сдачу ЕГЭ и в 11 класс. Очень много детей, мотивированных на поступление в вуз, а это требует качественной учёбы в 10-11 классе. Во-вторых, в 2014 году математика была разведена на два уровня – базовый и профильный, и мы попали в сложную ситуацию со сдачей математики профильного уровня: не все школьники рассчитали свои силы, не все соотнесли свои возможности. Так было по всей стране. Но за последние годы мы сумели выровнять ситуацию по качеству математического образования, хотя говорить о тенденции ещё рано. Методические службы поработали неплохо, педагоги сориентировались: контрольно-измерительные материалы (далее – КИМы) уже с декабря находятся в доступе, ребята могут с ними ознакомиться, хорошо подготовиться к экзаменам, используя их.

Зубрёжка – путь в никуда

А какова вероятность, что то, что ты прорешал сегодня, завтра попадётся на экзамене?

– Совпадение по тематике заданий, структуре демоверсий и КИМов на ЕГЭ с вероятностью 100%, но содержание заданий не повторится. Запоминать задания демоверсий, зубрить – это путь в никуда. Некоторые дети, родители и даже педагоги думают, что, вот, сейчас мы зайдём на сайт федерального института педагогических измерений (там размещены демоверсии КИМов по всем предметам, которые сдаются в формате ЕГЭ) и прорешаем все демоверсии, и успешная сдача ЕГЭ гарантирована. Конечно, это не так. Демоверсии ориентируют ученика на то, какие требования будут предъявлены к КИМам, как будет оцениваться то или иное задание, какие классификаторы будут присутствовать. Хороший результат ЕГЭ – это показатель правильно выстроенной системной работы, подготовки ученика на протяжении нескольких лет, а не натаскивания по шаблонам.

«ЕГЭ – это социальный лифт»

А что можете сказать в целом о результате работы с ЕГЭ за 10 лет?

– Картина с каждым годом разная. Во-первых, поменялось отношение большинства людей к ЕГЭ. Дети всегда разумнее в этом плане, они воспринимают ЕГЭ как обычную процедуру экзамена, так как другой формы они просто не знают. И родители стали относиться спокойнее. Они понимают, что для многих выпускников ЕГЭ – это социальный лифт. Возможность подать документы в разные вузы страны или сразу в несколько вузов без выезда из родного города, возможность иметь шанс поступления на бюждетной основе в вуз. Перспектива сдачи по предметам по выбору ЕГЭ позволяет сконцентрироваться на тех предметах, которые значимы, т.е. рационально распределить свои силы. Успешная сдача ЕГЭ для многих – путь к мечте. Я думаю, это хорошо. Многие считают, что дети должны оставаться в своём регионе, по-моему, это заблуждение. У нас более 25% выпускников поступают за пределы Сибири, в вузы центральной России, около 1% – в вузы зарубежья. Уезжают с целью поступить в вуз и получить те специальности, которым не обучают в учреждениях профессионального образования Забайкальского края.

Стобалльники из районов

Как обстоят дела в районах края – там ситуация менее благополучная?

– Неправда. В районах дела нехуже. В этом году стобалльники по русскому языку были из Хилокского, Забайкальского, Красночикойского районов. Уровень сдачи ЕГЭ зависит от педагогов, от подбора ребят на профильное обучение в 10, 11 классы.

Каждый второй в 11 класс не идёт

Как по вашему мнению – боятся ли дети ЕГЭ?

– По статистике, 46-48% выпускников девятых классов не продолжают дальнейшее обучение в школе. Это объясняется возрастными особенностями и не только. Дети боятся ЕГЭ и правильно делают в том случае, если не обладают достаточной базой для продолжения образования по программам среднего общего образования. Программа 10, 11-го классов по всем предметам существенно отличается от программы 9-го класса. Неслучайно законом «Об образовании» предполагается два уровня общего образования, т.е. два аттестата: об основном общем образовании и о среднем общем образовании.

Рецепт успешной сдачи ЕГЭ:

• Детям и родителям: не бояться ЕГЭ.

• Родителям: НЕ транслировать свой страх детям. Помнить, что экзамен – это нормальная процедура.

• Понять, что ЕГЭ – это социальный лифт для многих участников экзамена.

• Прежде чем отправлять своего ребёнка в 10, 11 класс – хорошо подумать, взвесить это решение. Детям и родителям ответить на вопрос: готов ли выпускник к обучению.

• На случай несдачи или, наоборот, успешной сдачи ЕГЭ – заранее продумать траекторию получения будущей профессии.

«Выживает» сильнейший

Вы считаете правильным, что благодаря ЕГЭ проходит так называемый естественный отбор?

– На мой взгляд, это правильно. И правильно делают те родители, которые заранее интересуются, насколько сложна химия в старших классах, а она сложна. Насколько сложна математика, и она сложна: появляются совершенно новые темы, которые не каждый ребёнок может одолеть. Необходимо верно оценить свои способности и возможности, чтобы не сожалеть о том, что бывшие одноклассники уже заканчивают второй курс техникума и готовы к самостоятельной жизни, а вы всё ещё не определились с предметами для сдачи ЕГЭ.

Давайте ещё раз более подробно о том, какими могут быть причины провала ЕГЭ?

– Первая – выпускник не оценил свои способности. Это касается очень часто выбора профиля математики и предметов по выбору. Вторая причина – легковесное отношение к школе. Есть ребята, которые не допускаются к государственной итоговой аттестации из-за двоек в четверти или полугодии. Это показатель нерадивого отношения к учёбе.

Минимальный порог преодолели

Какую эффективность в крае вы видите от сдачи ЕГЭ?

– Эффект от ЕГЭ получается тогда, когда ребёнок благодаря ЕГЭ смог реализовать свою мечту – поступить в желаемый вуз. Второй эффект, когда предметы по выбору были сданы хорошо. Повышен средний тестовый бал. Имеется тенденция увеличения количество высокобалльников, а оно у нас в последние годы подросло, и тогда в вузы идут конкурентоспособные абитуриенты – это эффективность. У нас в этом году были улучшены результаты по таким предметам, как русский язык, история, обществознание, география. Было снижение результатов по литературе, химии и физике, к сожалению. Но там у нас снижение было по среднему тестовому баллу. Это означает, что в большинстве своём минимальный порог ребята преодолели, а вот высоких баллов не достигли.

Школа заочно

Как сдать ЕГЭ тем, кто после школы пошёл в систему среднего профессионального образования (СПО)?

– После завершения 2-го курса СПО студент устраивается на заочную форму образования в любую общеобразовательную школу, получает промежуточную оценку, допуск к итоговой аттестации и, будучи студентом СПО, сдаёт ЕГЭ. Сдача экзамена проходит вместе с одиннадцатиклассниками.

Многие ли учащиеся СПО сдают ЕГЭ заочно в школе?

– По-разному, были годы, когда сдавали до 200 человек. Результаты ЕГЭ действуют несколько лет, и у выпускника есть хороший временной люфт.

ЕГЭ – не натаскивание

Мы в большей степени разговариваем о мотивированных учениках. А что касается остальных? Правда ли, что у большинства знания стали хуже?

– Не могу об этом говорить беспочвенно. Что означает – знания стали хуже? ЕГЭ – это не натаскивание. Тестов в ЕГЭ давным-давно нет. Там есть задания с кратким ответом, а есть – с развёрнутым.

Все материалы рубрики "Наши дети"
 

 

Беседовала Яна Легун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№51 (1535) // 19.12.2018 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net